logo
Деятельность Н.Г. Чернышевского в журнале "Современник"

Введение

Настоящая работа посвящена деятельности Чернышевского в самом популярном и многотиражном журнале ХIХ столетия «Современнике». Она охватывает наиболее важный период творчества Чернышевского - публициста с 1854 года по 1962 год. Именно в это время в связи с неудачным исходом крымской войны, вопрос о коренной ломке устоев старой жизни властно был выдвинут всей социально-экономической и политической конъюнктурой тогдашней России. Возглавленный Чернышевским «Современник» ратуя за эту ломку, вдохновился идеями революционной демократии, точнее говоря - идеями «мужицкого демократизма». Однако революционные демократы получили гегемонию в «Современнике» не сразу: в течение нескольких лет им пришлось отвоевывать его у старых сотрудников - представителей буржуазно-дворянского либерализма.

Предупреждение друзей Некрасова, уверивших его, что Чернышевский погубит «Современник» не оправдались. После ухода либералов - которые являлись ведущими сотрудниками журнала, своими именами, привлекавшими читателей, - «Современник» сделался громадной политической силой, с которой приходилось считаться и правительству и господствующему классу. Именно после ухода последнего либерала Тургенева, в 1861 г. на седьмом году своего сотрудничества в журнале Чернышевский смог поднять его тираж до 7176 экземпляров. Это был максимальный тираж за все время существования «Современника». Даже имена таких литературных гигантов как Л. Толстого, Тургенева, Фета, А. Майкова, да и самого Некрасова не смогли принести журналу такого успеха какой принес ему Чернышевский.

Таким образом, когда «Современник» был возобновлен после восьмимесячного приостановления и ареста Чернышевского в начале 1863 г. он смог просуществовать всего три года - до 1863 г. Ни до Чернышевского, ни после него журнал Некрасова и Панаева не пользовался таким колоссальным влиянием, не имел такого огромного успеха. «Современник» при Чернышевском, бесспорно, занимает первое место среди журналов 60-х гг.

Поскольку революционно-демократический сектор «Современника» возглавлял Чернышевский со своим соратником и учеником (хотя сам Чернышевский от этого отказывался, но по крайней мере Добролюбов нашел себя в «Современнике» благодаря ему) Добролюбовым - являющиеся в то же время подлинными вождями и «властителями душ» наиболее левых элементов русской общественности - можно выделить Чернышевского как ведущего сотрудника «Современника». Поэтому, важно показать его деятельность в этом журнале. Выделить отдельно его деятельность в «Современнике» нужно и хотя бы потому, что после 60-х гг. «позицией «Современника» была позицией Чернышевского»

Журналу «Современник» и творчеству Чернышевского посвящено много работ, однако, почти нет трудов посвященных его деятельности непосредственно в журнале «Современник», хотя этой темы в той или иной степени касаются многие из авторов не очень распространяясь в этом направлении.

Непредвзятый взгляд на вещи заставляет признать, что литературно-публицистическое наследие Чернышевского переживает сегодня не лучшие времена. Немногочисленные новые работы о нем остаются за гранью широкого читательского интереса. Почтительное безмолвие не есть лучшее подтверждение демократии о не проходящей злободневности творчества великого публициста демократа. «Трудно согласиться, - пишет по этому поводу Ф. Кузнецов, - с той недооценкой революционно-демократического наследия, которое проявляется сегодня даже и в том, что за последние годы не появилось талантливых, значительных исследовательских работ, посвященных творчеству классиков русской революционно-демократической мысли. В научных и учебных филологических заведениях, да и в нашем объединении критиков и литераторов почти не осталось крупных специалистов по Герцену, Белинскому, Чернышевскому, Добролюбову, Писареву. Ф. Кузнецов, Благородство целей и ясность задач. - «Литературное обозрение», 1980, №7, с. 9.

Нужно учитывать, что Ф. Кузнецов писал это еще в 80 году, а на протяжении последующего десятилетия этот процесс продолжается можно сказать даже ухудшается. Последние годы не было ни одного положительного отклика о Чернышевском, лишь изредка давали знать критически настроенные к Чернышевскому авторы в большей степени дающие дань эпохе (идущие на поводу времени), чем старающиеся дать беспристрастную оценку творчеству Чернышевского. Но не смотря ни на что, Чернышевский был и остается одним из лучших публицистов России - так как оценивать журналиста нужна не по его идеологическим взглядам, принадлежности определенному классу общества, а умением подать происходящее, повлиять на аудитории, и беспристрастно оценить факты.

Его творчеству начала века посвящены много работ, самой лучшей среди которых является книга Евгения Максимова.

К 30 гг. характерно утверждение за его произведениями абсолютного художественного совершенства.

В 50-е годы, когда Чернышевский оказался едва ли не единственным писателем ХIХ века, обращение к которому гарантировало диссертационно-издательский успех появилась масса конъюнктурно апологических работ, авторы которых состязались друг с другом лишь обилием суффиксов в превосходной степени. В. Сердюченко. Чернышевский. Читатель время с. 5.. Робкие попытки саратовской школы во главе с А.С. Кафтымовым сохранить в изучении Чернышевского необходимую меру научной строгости вызывали упреки в недостаточной патриотичности по отношению к тому, что объектом критического рассмотрения вообще служить не может. Например, обширная монография В. Баскакова «Мировоззрение Чернышевского (М, 1956 г.), основной парадокс которой сводился к обвинению ученых, позволивших в разное время критическую оценку какой бы то не было строки из Чернышевского.

С 90 гг. появляется новая волна авторов, пытающихся бросить тень на философско-филологического олимпа, даже можно сказать многого добились в этом и это началось с публикацией 1990 в СССР романа Набокова «Дар», которая ввела в литературно-критический оборот резкое суждение творчества Чернышевского. Тогда ни один из перечисленных специалистов по Чернышевскому не выступил в защиту своего кумира. Может быть это и способствовало дальнейшему распространению такого отношения.

Его критическая публицистика всегда била в точку, выявляя те или иные злободневные проблемы. Несмотря на строгость цензуры, Чернышевский умел проводить свои мысли, прибегая к различным уловкам, чтобы обмануть цензоров. Он был большим мастером различных приемов, направленных на обход цензуры. Каждая его статья становилась сенсацией и темой для обсуждения в литературных и политических кругах. Он являлся ориентиром для других журналистов, его статьи давали материал для статей других авторов тем самым являясь ведущим журналистом (публицистом) своей эпохи задавал тон развитию русской журналистики.

Именно такой журналист, такой ориентир, способный неформально руководить всей журналистикой, на которого действительно можно сослаться без сомнения оказаться непонятым и недооцененным читателем необходим современному обществу. Безусловно, есть много хороших журналистов, говорящих, точнее - пытающихся сказать правду, повлиять на аудиторию, но такие, статьи которых имеют такой общественный резонанс в обществе, как Чернышевский нет. Этим и объясняется актуальность исследуемой темы.

Условно его деятельность в журнале «Современник» можно подразделить по три периода в зависимости от общественно-политических условий и отражение их в его материалах. Это:

1). 1834 - 1858 гг. начало сотрудничества Чернышевского с «Современником». Борьба с либеральной часть сотрудников, Крымская война и ее освещение Чернышевским на страницах «Современника».

2). 1858 - 1860 гг. Деятельность Н.Г. Чернышевского в годы подготовки крестьянской реформы и защита им крестьянских интересов.

3). 1860 - 1862 гг. Позиция Чернышевского в годы проведения реформы. Полемика с другими печатными изданиями. Арест Чернышевского.

Именно такой является и структура настоящей работы, хотя для удобства заглавия к главам даны сокращенно. Такой способ подачи, на наш взгляд, позволяет ориентироваться во временных рамках огромного творчества Чернышевского.

Исходя из выше сказанного, работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Первая глава посвящена сотрудничеству Чернышевского в «Современнике», трудному периоду его самоутверждения, когда ему приходилось из-за материальных причин, много работать. Кроме того, здесь речь идет о борьбе с либеральной частью сотрудников, с идеями и позицией которых он никак не мог согласиться. В данной главе анализируются и обсуждаются статьи: «О сочинениях Пушкина», «Очерки гоголевского периода», «Письма об Испании», «Об искренности в критике» и др.

Вторая глава содержит анализ работ Н.Г. Чернышевского посвященных:

Крестьянской проблеме: «О новых условиях крестьянского быта» материалы для решения крестьянского вопроса, критика философских предубеждений против общинного владения;

Патетическому состоянию России - «Кавеньяк», «Борьба партий во Франции при Людовике XVIII и Кари Х», «Русский человек на rendes vous».

Также в этой главе говорится о научно-экономических философских статьях Чернышевского - «Примечание» к труду Д.С. Милля «Основание к политической экономии», «Капитал и труд», «Антропологический принцип в философии» - после опубликования которых, он приходит к выводу, что царизм не способен разрешить крестьянский вопрос.

В третьей главе показан результат проведения крестьянских реформ, о которых, после недолгого молчания объявленного Чернышевским в знак протеста против их результатов, высказывается весьма отрицательно в таких статьях как «К барским крестьянам», «Письма без адреса», «Не начало ли перемен». Также говорится о цензурных преследованиях Чернышевского после таких статей как «Кредитные дела», «Предисловие к нынешним австрийским делам…».

В данной главе дается анализ всех выше перечисленных статей, а также одной из самых смелых статей, помещенных в «Современнике», за все время его существования «Не научились ли?», предпоследней статьи Чернышевского «Французские законы по делам книгопечатания», а также многих других статей.

В заключении в обобщенном виде сформулированы основные выводы по поводу деятельности Чернышевского в журнале «Современник».