logo
Деятельность СМИ в области политики

Введение

Актуальность темы исследования. Политическая система России радикально отличается от партийно-политических систем демократических стран Западной или Центральной и Восточной Европы, США. Хотя в России принята Конституция, провозгласившая формирование правового государства, разделение властей, независимость суда, свободу деятельности политических партий и средств массовой коммуникации, в действительности ее положения носят декларативный характер, действует государственный контроль над политической сферой и публичным полем, идёт последовательное подавление оппозиции. Чтобы более адекватно оценивать характер и результаты избирательного процесса в России, следует учитывать некоторые особенности массового понимания самой процедуры «выборов», голосования за те или иные партии или за различных кандидатов в президенты, различать типы электорального поведения в условиях политической и гражданской несвободы.

Любые мероприятия кампании: митинги, концерты, демонстрации, конференции и т.д., и даже сама работа штаба кандидата являются информационными поводами. В более широком смысле под информационный повод попадает вся деятельность кандидата во время выборов. Этим охотно пользуются кандидаты от власти: во время избирательной кампании они принуждают СМИ освещать каждый свой шаг, применяя как разрешенные, так и запрещенные методы агитации.

Генерация информационных поводов является одной из самых трудоемких задач избирательной кампании в смысле вложения в нее интеллекта. Их вероятный набор ограничивается лишь творческой фантазией кандидата и его штаба. Указать какие-либо общие правила и приемы тут не совсем возможно.

Поэтому, необходимо четко понимать какие методы манипулятивного воздействия СМИ особенно актуальны, значимы и действенны. Так как именно посредством СМИ можно манипулировать общественным сознанием большинства избирателей.

Степень научной разработанности проблемы. В данной работе использованы научные труды ученых, занимающимися проблемами «PR-технологий в политике», «Политической рекламой», «Социологией политики», занимающихся исследованиями роли, места и методов воздействия СМИ в политике: Бакшина В.В., Варакуты С.А., Засурского Я. Н., Королькова В.Г., Левады Ю., Манойло А.В., Пугачева В.П.. и др.

Объект исследования: деятельность СМИ в области политики.

Предмет исследования: методы и приемы манипулятивного воздействия СМИ на предпочтения электората на примере выборов в ГосДуму 2011года.

Цель исследования: заключается в проведении сбора сведений, анализа научных публикаций и научной литературы, а также в проведении анализа методов и приемов, влияющих на избирательные предпочтения электората.

Задачи исследования:

- изучить сущность СМИ, ее виды и функции;

-определить существующие приемы воздействия на политические предпочтения электората в СМИ;

-провести обзор политической ситуации накануне предвыборной кампании;

-выявить методы воздействия СМИ на электорат в период предвыборной кампании;

- проанализировать эффективность информационного воздействия в период данной предвыборной кампании;

Практическая значимость работы: может быть использована как основа для проведения более масштабного социолого-политического исследования, возможностей и альтернатив методам и приемам воздействия СМИ на электорат, а также как информационно-исследовательская база для политологов, социологам, аналитикам.