logo
Жанр репортажа в творчестве Л.М. Рейснер

ВВЕДЕНИЕ

В современных средствах массовой информации репортаж занимает лидирующие позиции. Невозможно представить выпуск новостей на радио или телевидении без репортажа; нет такой газеты, которая бы игнорировала этот жанр. Роль репортажа в средствах массовой информации резко возрастает в пору чрезвычайных происшествий, когда реципиент ждет подробностей незамедлительно, и каждое средство массовой информации в таких случаях стремится опередить конкурентов в оперативности освещения экстремального события. В этой связи значительный научный и практический интерес представляет изучение и обобщение опыта отечественной журналистики в области репортажа как жанра журналистики на примере творческого наследия Ларисы Михайловны Рейснер.

ХХ век принес России много потрясений - революции и войны сменяли друг друга, установление диктатуры пролетариата, строительство советской республики - все это заставляло интеллигенцию делать определенный выбор. В это непростое время жила и работала Лариса Михайловна Рейснер.

И хотя имя Ларисы Михайловны Рейснер вписано в историю русской журналистики, творчество этой женщины-журналиста мало изучено. Тем более, репортерская деятельность Л.М. Рейснер до сих пор известно крайне фрагментарно.

Актуальность работы состоит в необходимости подробного и вдумчивого знакомства с личностью журналиста-репортера Л.М. Рейснер.

Лариса Рейснер (1895-1926) - поэт, писатель, журналист, комиссар отряда разведки Волжской военной флотилии, комиссар Морского Генерального штаба, «нелегал» в Германии - еще при жизни была окружена ореолом мифов и легенд, как поклонением, так и ненавистью современников. «Большевистская мадонна», «Валькирия революции», она стала прототипом комиссара в «Оптимистической трагедии» Вс. Вишневского. Б. Пастернак писал о ней «Лишь ты, на славу сбитая боями, Вся сжатым залпом прелести рвалась…».

«Яростью жизни» называли современники ее жажду к путешествиям. Не из праздного любопытства туристки, а из жажды постоянного обогащения свежими впечатлениями, достоверным знаниям событий, питающим журналистскую страсть, отправлялась она в эти странствия. Ее современник, известный журналист Михаил Кольцов писал: «Красочен, силен стремительный путь Рейснер-человека. Из петербургских литературно-ученых салонов - на опасные, объятые огнем и смертью низовья Волги, в самую гущу боев с чехословаками, потом - на Красный флот, потом - через среднеазиатские пустыни - в глухие дебри Афганистана, оттуда - в угольные шахты, на нефтяные промыслы, на все вершины, во все стремнины и закоулки мира, где клокочет стихия борющегося пролетариата, - вперед, вперед, вровень с революционным локомотивом…» Назаренко Э. Она олицетворяла революцию // http://www.proza.ru/2012/03/26/2142. Прекрасен ты, человек?. Сборник. Глава Лариса Рейснер (авт. Э. Назаренко). - М.: Молодая Гвардия. 1987. .

Она прожила всего лишь 30 лет, но какая это была яркая, насыщенная активной работой и журналистским поиском творческая жизнь! Журнал «Красная новь» в 1926 году писал о Ларисе: «Она отличалась духом искательства, неугомонной подвижности, смелости, жадности к жизни и крепкой воли. Этот воинствующий дух, не щадя себя, она отдала революции» Там же..

Через ее яркую 30-летнюю жизнь прошли самые знаменитые и известные люди той эпохи Л. Андреев, Н. Гумилёв, А. Ахматова, А. Блок, О. Мандельштам, М. Кольцов, Вс. Рождественский, Ф. Раскольников, К. Радек и др.

Судьба журналиста Ларисы Рейснер, находившейся в самом эпицентре революционной драмы, многое объясняет современным поколениям перипетии сегодняшней жизни.

Цель исследования: рассмотреть этапы творческой жизни журналистки Л.М. Рейснер.

Задачи исследования:

1. рассмотреть основные этапы биографии, а также творчество Л.М. Рейснер в годы Гражданской войны;

2. исследовать особенности репортажа и специфику развития жанра в России;

3. выявить тематические и стилистические особенности репортажа Л.М. Рейснер.

Объект исследования: особенности журналистского творчества и отражение индивидуальности Ларисы Рейснер.

Предмет исследования: период 20-годов ХХ века, репортажи Л.М. Рейснер как пример журналистики.

Теоретико-методологической базой исследования стали труды таких исследователей жизни и творчества Л.М. Рейснер, как Радек К, Васильева Л.Н., Назаренко Э., Пржиборовская Г., Эльсберг Я.Е. и других; материалы по истории журналистики и теории жанров; мемуары современников Л.М. Рейснер, а также интернет-ресурсы.

Теоретическая значимость дипломного исследования заключается в том, что данный материал вносит вклад в разработку вопроса об особенностях жанра и репортажного письма Л.М. Рейснер.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее основных выводов в лекционных курсах по истории отечественной журналистики и в профессиональной деятельности работников средств массовой информации.

Метод исследования. В соответствии с целью, задачами и особенностями предмета изучения были использованы различные методы исследования. Среди них теоретические: сравнительно-исторический метод, позволивший рассмотреть предмет исследования в развитии и изменении во времени и обобщить имеющиеся к настоящему времени теоретические проблемы изучения особенностей жанра репортажа и репортажного письма; системно-структурный метод, позволивший подойти к предмету исследования как целостной системе, а также выделить в этой системе в качестве центрального элемент взаимосвязей и взаимодействия структуры, языковых особенностей.

Структура дипломного исследования: введение, две главы, заключение.

В первой главе автор рассматривает основные моменты биографии Л.М. Рейснер, исследовано начало творческого пути журналистки-Рейснер, отражено ее журналистское творчество в годы Гражданской войны.

Во второй главе детально исследованы особенности репортажа и репортажного письма Л.М. Рейснер, отмечено своеобразие и мастерство ее репортажного письма. Также в этой главе прослеживается развитие жанра репортажа в российской журналистике.