logo
Жанровое своеобразие нишевых телеканалов на примере РБК-ТВ

Введение

Крупнейшие федеральные и сетевые телеканалы стремительно теряют аудиторию, поскольку зрители всё чаще предпочитают специализированные телеканалы, в том числе спутниковые.

Анализ телесмотрения за последние два года не в пользу федерального телевидения. По данным компании «MediaLogics», в этом году общий рост смотрения в России остался почти на таком же уровне, как в предыдущем, увеличившись всего на 1 процент. Скачки вызваны началом новых сезонов любимых сериалов. Но, если уровень в динамике остался неизменным, то в структуре изменился в корне.

В прошлом году доли смотрения специализированного телевидения от общего смотрения составили 30 и 9 процентов. За 2013 год они возросли до 32 и 11 процентов. В то же время, доли федеральных и сетевых телеканалов уменьшились на 2 процента (у федеральных - с 42 до 40 процентов, а сетевые постигло снижение с 19 до 17 процентов).

Фактически, можно сделать вывод, что спутниковые телеканалы, хотя и незначительно, но всё-таки «крадут» у федеральных рейтинги. Переход к нишевым телеканалам замечен у зрителей всех возрастов. Исключение составили зрители, которым более 65 лет. Они, традиционно, преданы федеральным телеканалам. В будущем тоже прогнозируется рост рейтингов специализированного, неэфирного телевидения.

Цель данной работы - проанализировать нишевые каналы на примере РБК.

В соответствии с целью формулируем основные задачи исследования:

1. Изучить опыт форматирования.

2. Определить основные свойства и характеристики формата телеканала, сформулировать дефиницию понятия.

3. Выявить тенденции и перспективы развития РБК.

В качестве теоретических методов исследования в данной работе мы будем использовать анализ научной литературы, этимологический анализ, историко-генетический анализ, метод типологизации, сравнительный анализ.

Теоретико-методологической базой исследования стали теория типологизации (Г. Беккер Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория в ее преемственности и изменении. - М.: Изд-во иностранной литературы, 1961. - 882 с., М. Вебер Вебер М. Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990. - 880 с., Г. Г Татарова Татарова Г. Г. Методология анализа данных в социологии. - М.: Стратегия, 1998. - 222 с. и др.), теория жанров СМИ (Р. А. Борецкий Борецкий Р. А. Информационные жанры телевидения. - М., Прогресс, 1989. - 92 с., С. Н. Ильченко Ильченко С. Н. Отечественное телевещание постсоветского периода: история, проблемы, перспективы. СПб.: ИВЭСЭП, 2008. - 182 с.; Современные аудиовизуальные СМИ: новые жанры и формы вещания. СПб.: Роза мира, 2006., А. Г. Качкаева Качкаева А. Г. Жанры и форматы современного телевидения. Последствия трансформации // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. - 2010. - № 10. - С. 42-51., Г. В. Кузнецов Кузнецов Г. В. Ток-шоу: неизвестный жанр // Так работают журналисты телевидения. - М., 2004. - 396 с.,

Г. В. Лазутина Лазутина Г. В. Жанр и формат в терминологии современной журналистики. // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. - 2010. - № 10. - С. 14-21., Г. Я. Солганик Солганик Г. Я. Формат и жанр как термины // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. - 2010. - № 10. - С. 22-24., А. А. Тертычный Тертычный А. А. Жанры периодической печати. - М.: Аспект-пресс, 2006. - 312 с. и др.); теория телевизионной журналистики (А. Моран, Дж. Мэльбон Moran A., Malbon J. Understanding the global TV format. - Intellect Books, 2006. - 187 p., Г. В. Кузнецов Кузнецов Г. В. Ток-шоу: неизвестный жанр // Так работают журналисты телевидения. - М., 2004. - 396 с.,

В. С. Саппак Саппак В.С. Телевидение и мы. - М.: Аспект Пресс, 2007. - 168 с. и др.); теория радиожурналистики (А. Альбарран Albarran A., Pitts G. The radio broadcasting industry. - Allyn and Bacon, 2001. - 194 p.; Management of Electronic Media. - Cengage Learning, 2009. - 332 p., В. В. Смирнов Смирнов В. В. Формы вещания. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 203 с., В. А. Сухарева Сухарева В. А. Отечественное радиовещание в условиях демонополизации эфира (1985-1997) // Отечественное радио в современных условиях. -- М., 1998. Ч.1. -- С. 8-45., А. А. Шерель Радиожурналистика / под ред. Шереля А. А. - М.: Изд-во МГУ, 2002. - 304 с.).

Гипотеза исследования: в настоящее время на российском телевидении наблюдается тенденция к «форматному дроблению», понимаемому как появление нишевыз телеканалов более узких, дробных категорий.