logo
"Мыльные оперы": причины популярности

Глава 1. Феномен телесериала и "мыльной оперы"

Во многих семьях сериалы становятся причиной не шуточных баталий, порой домохозяйки с таким жаром обсуждают похождения любимых героев, что у здравомыслящего человека возникает вопрос, а здоровы ли они психически? О том, что же это за феномен такой - "мыльная опера", о его причинах, целях и последствиях мы попытаемся выяснить на основе накопленного материала.

Государственная идея, цементирующая общество, в России отсутствует, несмотря на все попытки создать ее. Наряду с этим практически насильственно в сознание людей внедряется утилитарная идеология потребления, использующая и эксплуатирующая базовые потребности человека. Они описаны еще учеными эпохи Возрождения. Это - потребность в безопасности, любви, признании, уважении и самоуважении. Любой человек так или иначе стремится к удовлетворению этих потребностей, а "мыльные оперы" (да и не только они, а большинство произведений современной кино- и телеиндустрии) создают иллюзию их удовлетворения.

Возьмем, к примеру, "чернейший" американский боевик. В нем обязательно присутствуют злые силы, которые олицетворяют один или несколько негодяев, есть люди, страдающие от этого зла. Но тут на сцену из-за кулис выходит положительный герой, этакий супермен, уничтожающий подлецов пачками. Такой вот стандартный незамысловатый сюжет, действие которого, как правило, разворачивается на фоне ярких сцен насилия. У зрителя подсознательно возникает мысль: "Слава Богу, что меня там нет!", после чего невольно появляется иллюзия собственной безопасности. С другой стороны - он начинает отождествлять себя с этим супергероем, и у человека рождается ощущение, что он тоже способен на подобные подвиги. Возникает иллюзия всемогущества: расправляются плечи, поднимается голова. Вот вам удовлетворение потребностей в признании и самоуважении. Стоит отметить, что подобные переживания свойственны подросткам или инфантильным личностям. Дальше иллюзий дело-то не идет, поэтому возникает извращенное представление о действительности и о себе. Во-первых, реальной безопасности не прибавляется: мир ведь не меняется. Во-вторых, личность, находящаяся в плену подобных грез, палец о палец не ударит для своего физического развития и самосовершенствования в целом. Зачем ему это надо? Вроде бы и так все есть.

Многим может показаться, что потребность в любви удовлетворяют любовные романы и сериалы. Но это далеко не так, они лишь создают иллюзию ее удовлетворения. Ведь, как правило, их смотрят женщины, жизнь которых - сплошная рутина. Об эмоциях, страстях, накале чувств остается только мечтать. И тут на экране появляется образ "Золушки", которая много страдает, но стремится к лучшей жизни и, в конце концов, ее добивается. Ну как тут не "заразиться"? На самом деле однозначных людей не бывает, как нет и однозначных чувств. А в сериале все упрощено и ясно с самого начала: вот герой - а вот мерзавец, вот любовь - а вот ненависть. Человек включается в сопереживание, и у него появляется иллюзия благополучия, яркой, красивой жизни, любви, в конце концов. Зачем к чему-то стремиться, зачем работать над собой? Нажал кнопку телевизионного пульта, и все исполнилось. Не секрет, что и классическим героям - Достоевского, Чехова, Булгакова - люди тоже сопереживают. И ничего плохого не происходит. А не происходит это, потому что в классических произведениях, независимо от жанра и сюжета, нет подмены реальности. Люди там такие, какие они есть или какими вполне могут быть.

"Мыло" во всех его проявлениях: сериалы, боевики, мелодрамы, эмоциональные ток-шоу - направлено на то, чтобы вызвать у человека особое состояние сознания, создать иллюзию удовлетворения его основных психологических потребностей. С одной стороны, это приучает к пассивности (зачем работать над собой, если можно просто включить телевизор), с другой - вызывает эмоциональную зависимость сродни наркотической: когда заряд эмоций растрачен, требуется постоянная подпитка. Человек "уходит" в экран и вновь погружается в мир иллюзий. В определенных случаях это может быть чревато психическими расстройствами.