Введение
Появление и развитие новых технологий неизменно сопровождается изменением и развитием медийного пространства, в котором живет и существует человек.
Известно, что формы и способы потребления информации в современном мире быстро меняются, роль Интернета растет, но традиционные СМИ сохраняют свою жизнеспособность. Согласно данным всемирной новостной и газетной ассоциации (WAN-IFRA), большинство жителей нашей планеты по-прежнему получают новости из выпусков телевидения и газет. Как источник информации телевидение используют 60% нашей планеты, газеты - 30%, социальные сети - 29%, радио - 19% (сумма не равняется 100%, поскольку люди обычно узнают новости из нескольких источников). В то же время более половины участников социальных сетей сетуют на невысокую достоверность распространяемых в них сведений.
Традиционные СМИ также не застрахованы от искажения информации, но делают это гораздо реже. Поэтому потребитель все больше ориентируется на некий баланс информации между традиционными СМИ и современными медиа, позволяющий получить оптимальный результат [21].
Зачастую, в последнее время этот баланс может быть реализован в рамках одного и того же проекта. Традиционные печатные СМИ имеют публичные страницы в социальных сетях и, конечно же, сайты, которые сейчас уже ни в коей мере не могут рассматриваться лишь как дублетный электронный вариант.
Сайты живут своей жизнью, становятся площадкой для обсуждения, полноценным источником самой различной информации и даже организатором событий. Рейтинги посещаемости и перепостов растут, сайты становятся финансово выгодными предприятиями и, одновременно, позволяют выживать печатной версии, отказаться от которой невозможно - хотя бы потому, что это бренд.
Одним из ярких примеров такого масштабного охвата медиапространства может служить журнал «Афиша». Разумеется, сайт журнала «Афиша» появился не сразу. И его история хоть и связана с историей журнала, но ни в коей мере ее не исчерпывает. Напротив - именно изучение печатной версии журнала представляет особый интерес по многим причинам.
Журнал «Афиша» с 1999 года уверенно бороздил медиапросторы российского рынка СМИ и занимал далеко не последние места в освоении медиапространства. За эти годы руководство издания не раз искало новые подходы к оформлению журнала, к характеру подачи информации, к тематике. Совсем недавно, в апреле этого года, журнал предпринял очередной серьезный шаг в изменении своей концепции. А это, вероятно, неизбежно повлечет за собой и трансформацию в отношении аудитории к изданию - тем более последняя в судьбе журнала занимает особенно важное место.
Актуальность исследования данной работы обусловлена формированием в современном российском медиапространстве нового типа СМИ - изданий, самостоятельно формирующих или деформирующих мнение своей целевой аудитории. Во главе подобного рода изданий, на наш взгляд, стоит журнал «Афиша», непосредственно коммуницирующий с читателем таким образом, что последний больше живет и мыслит в мире, опосредованном медиа, чем в самой реальной жизни.
Главной особенностью таких журналов является то, что они претендуют на формирование стиля жизни своей целевой аудитории. В отличие от специализированных журналов, посвященных одной теме, например автомобилям, рыболовстве, кулинарии, моде, эти издания охватывают все сферы жизни современного общества.
Объектом исследования данной работы является издание досугово-развлекательной тематики, журнал «Афиша», ориентированный на культуру массового потребления.
Предметом исследования данной работы является контент издания «Афиша», формирующий общественное мнение, создающий культурный фон и тренды для массовой культуры.
Хронологические рамки исследования в целом охватывают весь период развития журнала «Афиша», который выходит уже 14 лет (с 1999 года по настоящее время). Проблемой исследования является изменение в структуре издания, то есть отказ от рубрикатора и влияние этого фактора на качество информации. Целью исследования является характеристика истории создания и развития журнала «Афиша», а также анализ его специфики и контента. Эта цель конкретизируется в следующих задачах:
1. Изучение специфики системы СМИ России в конце 1990-х годов;
2. Анализ типологических особенностей отечественной журнальной периодики;
3. Характеристика журнала «Афиша» как нового типа издания;
4. Характеристика смежных проектов издательского дома «Афиша» и медиахолдинга «ПрофМедиа»;
5. Выделение основных этапов развития журнала «Афиша»;
6. Анализ аудитории издания и характеристика основных рубрик журнала «Афиша»;
7. Характеристика стилистических и графических особенностей журнала «Афиша»;
8. Анализ смены концепции издания в апреле 2013 года и перспективы развития.
Методология исследования определена предметом и целью работы. В основу исследования положены историко-типологический метод, позволяющий рассмотреть специфику возникновения и развития журнала, а также компаративистский метод, направленный на сопоставление особенностей журнала на разных этапах развития.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили фундаментальные отечественные исследования в области истории, теории и типологии журналистики, посвященные методам исследования журналистики, организации и функционированию системы средств массовых коммуникаций таких авторов как А. И. Акопов [1], С. Г. Корконосенко [14], Е.А. Корнилов [15], Р. П. Овсепян [20].
Отельных трудов, посвященных непосредственному изучению истории и контента журнала «Афиша», не было.
Таким образом, научная новизна дипломной работы заключается в том, что предпринимается попытка системного изучения журнала с точки зрения истории, типологии, тематики, стилистики и графики подачи материала.
Эмпирическую основу исследования составили журналы «Афиша», относящиеся к разным периодам развития издания (см. Приложение), интервью создателей журнала, касающиеся истории развития «Афиши», а также комментарии разных лиц, причастных к истории существования издания.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что собранная, обобщенная и систематизированная в ходе исследования информация позволяет получить целостное представление об истории создания, развития и специфике контента журнала «Афиша».
Структура дипломной работы определена целью исследования и поставленными задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 72 наименования, и приложения.
В первой главе появление и история развития журнала «Афиша» рассмотрены нами в контексте типологических трансформаций в системе российских СМИ в конце 90-х годов. Во второй главе мы обратились к специфике контента журнала, соотнеся его с основными этапами развития журнала и характером аудитории, а также изучив тематические, стилистические и графические особенности издания.