Журналистика и культура

курсовая работа

Введение

Тема, выбранная мною для курсовой работы, была актуальна во все времена. Однако в 21 веке она имеет особенное значение, так как всё чаще говорят о падении нравственного уровня культуры индивида и деградации современного общества.

Данное обстоятельство не должно влиять на уровень профессиональной культуры журналиста, несмотря на все способствующие этому факторы. Журналист постоянно должен соблюдать нормы этики, так как он обладает особенным влиянием на культурно - духовное состояние общества. Ведь профессия предоставляет право журналисту от имени общества вершить моральный суд над явлениями, привлекающими общественное внимание

Работа в журналистике предполагает знание правовых и этических аспектов данной профессии. Человек, функционирующий в этой среде, в первую очередь должен проверять достоверность передаваемой ему информации, уважать интересы своего собеседника и цивилизованно вести себя на публике.

Особенно часто наличие профессиональной культуры журналиста проверяется на встречах международного уровня. Такого рода мероприятия выявляют особенности поведения представителей данной профессии из разных стран.

Цель моей курсовой работы - охарактеризовать профессиональную культуру журналиста и выявить основные её компоненты.

Объект данной темы - деятельность журналиста, предмет - черты профессиональной культуры.

В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи:

· дать определение понятию «Культура»

· проанализировать понятие «профессиональная культура» журналиста;

· выявить составляющие элементы понятия «профессиональная культура»;

· определить, какое влияние оказывает культура журналиста на современное общество;

· рассмотреть профессиональную культуру региональных СМИ.

Задачи структурно определят курсовую работу: пять глав, каждая из которых решает одну из поставленных задач.

Тема профессиональной культуры СМИ всегда была в центре внимания зарубежных и отечественных исследователей. В современной научной литературе показаны разные способы определения сущности и специфики культуры журналиста, выявления нравственных аспектов функционирования СМИ и их роли в личной и общественной жизни в рамках познавательных задач определённой области.

Вопросы профессиональной культуры журналиста в своих научных разработках поднимают такие исследователи, как Д.С.Авраамов, В.В.Ворошилов, С.Г.Корконосенко, Г.В.Лазутина, В.М.Березин, Ю.В.Казаков и другие.

Новизна исследования заключается в том, что автором определены особенности региональной профессиональной культуры журналиста и конкретные механизмы её повышения.

Методы исследования включают анализ некоторых республиканских СМИ на наличие у них профессиональной культуры журналиста.

Как проявляется культура журналиста в его творчестве? Влияет ли она на общество? Этичен ли журналист в наше время по отношению к окружающим его людям? Какие кодексы морали ему следует соблюдать?

Глава 1. Понятие профессиональная культура журналиста в современном обществе

1.1 Понятие терминов «культуры», «профессиональной культуры»

Понятие термина культура предполагает множество определений в разных источниках.

Культура - область человеческой деятельности, связанная с самовыражением (религиозный культ, подражание) человека, проявлением его субъективности. [1]

В учебном пособии А. Радугина понятие культуры обозначает универсальное отношение человека к миру, через которое человек создает мир и самого себя.[2]

Большая советская энциклопедия гласит: культура - исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. В более узком смысле термин «Культура» относят только к сфере духовной жизни людей.[3]

«Культура - это, прежде всего термин, который означает нечто, постоянно имеющее отношение к каждому человеку и ко всей общественной жизни», - пишет Д. Лалетин в учебнике «Культурология».[4]

Само слово «культура» появилось ещё в древнем Риме у Цицерона и обозначало оно возделывание, обрабатывание, воспитание, образование. Независимое же существительное «культура» стало употребляться в Европе с XVIII века. До этого оно звучало, к примеру, у Гегеля, но употреблялось в значении слова «образование». Данное понятие вошло в русскую речь лишь в 30-е годы XIX века в натурфилософском труде Данилы Михайловича Велланского. Культурология -- относительно молодая наука, сложившаяся в особую научную дисциплину в ХХ веке.

Культура имеет множество различных направлений и автономных областей. Одно их самых распространённых разделений культуры происходит на народную, элитарную и массовую.

Народная культура - это самая древняя их культур, не имеющая четко определенных границ и включающая культурные пласты разных эпох: от глубокой древности до настоящего времени.

Элитарная культура - «высокое» творчество, создаваемое привилегированной частью общества или по её заказу. Чаще всего к данному направлению относят «высокую» живопись, литературу и музыку. Считается, что элитарная культура требует определённого уровня образования и хорошего вкуса.

Массовая культура - самая распространенная и популярная культура, преобладающая среди широких слоев населения в современном обществе. Она включает в себя такие явления, как спорт, развлечения, быт, литература (массовая), средства массовой информации. Термин массовая культура появился в 19 веке. [1;74]

Помимо вышеизложенных направлений культуры, ещё одна составляющая данного понятия это субкультура, которая появилась сравнительно недавно.

Субкультура - часть культуры, отличающаяся от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры. Подгруппы субкультуры[2;43]:

· музыкальные, связанные с жанрами музыки (хиппи, растафари, металлисты, панки, эмо-киды, готы, хипхоперы);

· арт-субкультуры, произошедшие из увлечений к разным видам искусства и хобби (отаку,фурри);

· имиджевые, делающие акцент на собственном стиле в одежде (эмо, бэггеры, видзюару кэй, моды, нудисты, стиляги, тедди-бои, милитари, фрики);

· индустриальные и спортивные (спортивные фанаты, индастриалы);

· контркультуры - течение отрицающие ценности доминирующей культуры (скинхеды, гопники, богемы).

Профессиональная культура - интегративное понятие, отражающее достигнутый в трудовой деятельности уровень мастерства; означает творчески-созидательное отношение к труду, способность к принятию решений и их оценки одновременно с двух позиций - конкретно-технологической и социокультурной; формируется на основе конструктивного объединения профессиональной и социальной компетентности. [5]

Любая профессиональная культура изучает конкретные условия реализации всеобщих моральных требований в зависимости от своеобразия социальной роли представителя определенной профессии. Профессиональная мораль относится и к обязанностям трудового процесса, и к его участникам, а так же взаимодействует с обществом в целом.

1.2 Профессиональная культура журналиста

Некоторые специалисты по этике обосновывают само наличие особой морали у представителей таких профессий, как учёный, писатель, журналист, именно высоким удельным весом творчества и считают этот признак решающим.

И действительно, творческая деятельность постоянно ставит человека перед выбором. «Творить - значит делать выбор, отбрасывая неподходящие варианты», - говорит Лазутина. По сравнению с музыкантом или учёным в профессии журналиста помимо таланта и квалификации большое значение имею его личные качества, которые и предопределяют правильность сделанного им выбора. Самые главные их них - честность, ответственность и долг перед аудиторией.[6]

Культура в профессии журналиста - это нормы профессиональной нравственности тех, кто пользуется информационными средствами в своей деятельности, которая касается разных кругов общественности; в более широком смысле к этой сфере относятся так же редакции и издательства вместе с техническими центрами, поддерживающих работу журналистов.

Главная функция профессиональной культуры журналиста - регулирование его поведения.

«Высока ответственность журналиста за достоверность информации, так как в силу своих профессиональных обязанностей он выступает нравственным судьей по поводу действий всех ветвей власти, общества в целом и представителей других профессий не только в рамках законодательства, но и согласно профессиональным этическим нормам этих социальных групп», - пишет в своей статьей «Механизмы повышения нравственной культуры журналиста» Фарид Ахмадиев.

Нормы профессиональной морали журналиста--это юридически не фиксируемые, но принятые в журналистской среде и поддерживаемые силой общественного мнения, профессионально-творческими организациями моральные требования.[7]

Структура профессиональной культуры журналиста включает в себя профессиональное сознание, самосознание и профессиональную деятельность. Выделяются два уровня профессиональной культуры журналиста:

1. уровень профессиональной идеологии (авторитарно-технократической, гуманитарной, информационно-познавательной и пр.);

2. уровень профессионального обыденного сознания. [8]

Задача журналиста, описанная в международных принципах профессиональной этики журналиста США - развивать право каждого гражданина на объективную информацию. Объективность достигается использованием максимального числа источников информации, проверкой фактов и описание, в котором они состоялись. Главная задача профессиональной морали - находить компромиссы, согласовывать взаимные интересы журналиста и людей, с которыми он сталкивается.

Есть такая точка зрения, что главным принципом профессиональной этики является руководство. На самом деле, специфика издания, рабочая атмосфера и взгляды начальства имеют большое влияние на сотрудников газет, телевидения или радио.

Помимо воздействия коллег на становление норм профессиональной культуры журналиста оказывает влияние и воспитание на примере лучших представителей профессии. Отсюда следует, что необходимо заставить уважать данную профессию, созданием положительного имиджа, удовлетворением основных обязанностей журналиста.

Основные нормы поведения журналиста закреплены в кодексе профессиональной этики, принятом на Конгрессе журналистов России 23 июня 1994 года в Москве. На международном уровне данный документ носит название «декларация принципов поведения журналиста», принятая международной федерацией журналистов на Втором Всемирном Конгрессе Международной Федерации журналистов в Бордо 25-28 апреля 1954 года.

Предыдущие исследования на данную тему помогли выявить составляющие элементы профессиональной культуры, которые способствовали разностороннему понятию данного термина. Составляющие данного понятия, по мнению М.В.Симкачевой [3;63]:

· Культура речи

· Культура творчества

· Журналистская культура

· Корпоративная культура

· Культура поведения во время сбора информации

· Коммуникативная культура

Культура речи - правила произношения, манера общения, грамотность. Эта составляющая одна из главных характеристик, определяющих степень профессиональности телевизионных и радиопередач, их публицистическую и художественную полноценность. СМИ в значительной степени обусловливают нормы языка и общения, и тем более велика их ответственность за то, чтобы эти нормы отвечали лучшим традициям культуры.

Культура творчества - методика написания материала, творческий подход, мастерство, умственные способности, компетентность.

Журналистская культура - умение добывать ценные новости; способность увидеть интересную информацию там, где её никто не заметит; правильное использование предоставляемых фактов; соблюдение норм поведения журналиста, целью которого является формирование эстетических и духовных позиций современного общества.

Корпоративная культура - совокупность моделей поведения, которые приобретены работниками отдельной редакции в процессе адаптации к внешней среде. «Большую роль в выполнении норм журналистской морали играет этический уровень руководителей средств массовой информации, главных редакторов изданий, духовно-культурные традиции коллектива», - пишет Фарит Ахмадиев.

Культура поведения во время сбора информации и проведения интервью - умение преподать себя с лучшей стороны и завоевать доверие собеседника своей образованностью, откровенностью и заинтересованностью в его информации.

Коммуникативная культура - знания в организационной области взаимодействия людей, позволяющие устанавливать контакт с деловыми партнерами, коллегами, добиваться точного восприятия и понимания в процессе общения, направлять поведение деловых партнеров к желательному результату. Основные качества журналиста, обсуждаемые в коммуникативной культуре: вежливость, толерантность, тактичность, пунктуальность, скромность.

Помимо упомянутых основ профессиональной культуры журналиста, так же в составляющие данного понятия можно включить, такие виды культуры, как:

· Политическая культура

· Медиа-культура

· Социологическая культура

· Психологическая культура

· Правовая культура

· Филологическая культура

Политическая культура - часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение. Для журналиста - это передача данных, сведений, обобщённых материалов о событиях, фактах, явлениях, работе государственной власти в стране и за рубежом, о политической и боевой подготовке, а также умение преподнести данную информацию, не выходя за определённые границы.[4;51]

Медиа-культура - совокупность информационно-коммуникативных средств, выработанных человечеством в ходе культурно-исторического развития, способствующих формированию общественного сознания и социализация личности.[5;33]

Социологическая культура - для журналиста предполагает взаимодействие с обществом и умение располагать социальной информацией. В профессии журналиста - это социологические опросы, интервью, анкеты, исследования, эксперименты, анализ документов, содержащих социальную информацию.

Психологическая культура - культура, основанная на психологии как науке, на ее сознательном внутреннем освоении и превращении психологических знаний с профессиональной, правовой, нравственной культурой, с социологическими методами познания и отражения действительности. Психология формирует духовную сторону профессиональной культуры, нормы и ценности, которым следует журналист.

Правовая культура - характеризует уровень правосознания, включает знания журналистом норм, убеждений, установок, прав человека и правил взаимодействия общества, личности, государства, оформленных в виде законодательных актов и которыми пользуются исполнительная власть и должностные лица.[6;42]

Филологическая культура - предполагает постижение журналистом филологического знания и приобретение навыков пользования многообразием средств филологических наук, интерпретации художественного и публицистического текстов. Филологическая культура включает грамотность, умение правильно интерпретировать текст и анализировать с литературной точки зрения.

«Профессиональная культура журналиста стоит на уровне развития общества (или отстаёт от неё). Ни один из её компонентов не заменяется другим и все они необходимы, как условие профессиональной зрелости сотрудника СМИ».[6;44]

Сегодня невозможно представить свою жизнь без средств массой информации. Ежедневно мы читаем газеты, слушаем радио или смотрим телевизор, откуда можем получать свежую, актуальную информацию. Так как журналистика играет важную роль в формировании и функционировании общественного сознания в целом, сложилось понятие, что журналистика - это «четвёртая ветвь власти».

Журналист - идеолог, способный силой своего таланта давать отпор разрушительному влиянию бездуховности, воспитывать моральные ценности в человеке и отстоять в общественном сознании высокие принципы нравственности.

Влияние - это процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений, оценок. Если успешно воспользоваться влиянием, можно изменить мнений, установок, склонностей, убеждений и даже поведения. [10]

Эксперты утверждают, что культура СМИ воздействует на личность человека как отрицательно, так и положительно.

Позитивные моменты влияния СМИ на общество:

· служит для взаимного информирования властей и населения;

· повышают общую культуру населения;

· СМИ держат нас в курсе всех актуальных событий.

Помимо всего вышеперечисленного печать, телевидение и радио предполагают воспитание масс и формирование общественного мнения. Благодаря событиям, которые произошли за последние 20 лет в России, появились новые принципы в журналистике. Ей стали присуще такие новые черты, как самостоятельность, продажность, безответственность. Они негативно сказались на развитии современной прессы. В связи с данными обстоятельствами задача журналиста, о которой было сказано в предыдущей главе, передвинулась на задний план. Теперь основными принципами стали оперативность и удовлетворение желаний заказчика.

Таким образом, значительное число журналистов в наше время в большей степени заботятся о собственной выгоде. Именно поэтому профессиональная культура средств массовой информации стала деградировать, следовательно, и уровень воспитательного процесса снизился. К тому же высокопоставленные лица стали пользоваться возможностью формировать общественное мнение через СМИ, пропагандируя собственные взгляды на жизнь и свою деятельность.

Журналист - лицо, осуществляющее общественный долг. И этот долг заключается как раз в добросовестном исполнении своих обязанностей и в осуществлении профессиональных прав. Все эти права и обязанности даны журналисту лишь потому, что он выполняет общественный долг, потому что он находится не на государственной службе, а на службе у общества. Вот, почему важно разделять бизнес в области массовой информации и журналистику, как свободную профессию, государственную информационную политику и журналистику, как общественную профессию и общественное служение.

Делись добром ;)