ВВЕДЕНИЕ
Проблема «качества» средств массовой информации встала особенно остро в наш XXI век, так как информационные потоки становятся всё интенсивнее, и скорость их измеряется уже не байтами, а гигабайтами. Журналистика стала неотъемлемой частью современной жизни, ее зеркалом. Но мы нередко слышим о том, что современная журналистика продажна и эпотажна, что внимание журналистов направлено исключительно на сенсацию и коммерческую выгоду, а действительные факты предстают перед нашими глазами в искаженном виде с субъективной оценкой. Однако данному вопросу в СМИ уделяется очень мало внимания, чаще - оно не уделяется совсем.
В курсовой работе планируется рассмотреть особенности развития журналистики в конце XIX - начале XX в., узнать, какие проблемы возникали на этапах истории журнализма в мировом масштабе и как все это находило свое отражение в прессе. Также необходимо посмотреть, к каким журналистским методам, и сатирическим жанрам прибегали наши старшие коллеги-публицисты, жаждущие отобразить окружающую их информационную действительность. Данил Рудый, известный украинские литератор, сказал: «Сатира - самое острое оружие, если в руках нет другого». Пусть эти слова послужат своеобразным лозунгом для нашего исследования.
Тема данной курсовой работы «Журналистика как объект сатиры в публицистике М. Твена, Я. Гашека, К. Чапека». Нами данная тема выбрана неслучайно. Во-первых, важно разобраться в вопросе непристойности журналистики. Безусловно, нам, будущим журналистам, будет полезно узнать о том, что приемлемо в журналистской деятельности, а что - противопоказано. Во-вторых, в данной курсовой работе мы постараемся понять, каковы истоки сатирической журналистики, постараемся вникнуть в ее атмосферу: определить основные тенденции и особенности содержания.
Изучением деятельности известных сатириков занимались такие ученые как И.Ш. Шукуров, Н.С. Кенжегулова, Ш. Фишкин, А. Гриббен и многие другие. Однако никто из них не рассматривал журналистику как объект сатиры нескольких публицистов в целом, определяя уникальные особенности каждого и находя общие черты. Более того, для большинства ученых сатира - исключительно явление художественной литературы. Мало кто связывает это понятие с журналистикой. А тем более с «журналистикой о журналистике». Этим и обусловлена актуальность темы нашей курсовой работы.
Цель работы: выявить особенности журналистики как объекта сатиры на примере публицистики М. Твена, Я. Гашека и К. Чапека.
Объектом исследования является журналистика как объект сатиры, предметом - публицистика М. Твена, К. Чапека и Я. Гашека, ведущих сатириков в истории журналистики.
Для достижения цели нами были поставлены следующие исследовательские задачи:
разобрать теоретические вопросы, связанные с понятием сатиры, просмотреть историю понятия;
изучить журналистскую деятельность интересующих нас сатириков, историю изданий, с которыми сотрудничали публицисты;
проанализировать структурные и содержательные тенденции рассматриваемых сатирических материалов;
выявить проблемы и основные особенности прессы того времени.
Методы исследования:
Анализ данных;
Изучение подобранных материалов, их обобщение;
Содержательный и структурный анализ;
Функциональное сравнение.
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ САТИРЫ, ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ЧЕРТ ЖУРНАЛИЗМА КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВВ.
- 1.1 Определение понятия сатиры. Функциональные и стилистические особенности
- 1.2 Особенности развития мировой журналистики XIX - начала XX века
- ГЛАВА 2. ПУБЛИЦИСТИКА М. ТВЕНА, К. ЧАПЕКА И Я. ГАШЕКА КАК ОБЛИЧЕНИЕ ЖУРНАЛИСТИКИ
- 2.1 Журналистика в сатире Марка Твена
- 2.2 Обличение состояния журналистики Карелом Чапеком
- 2.3 Журналистика в публицистике Ярослава Гашека