logo
Журналистская деятельность Екатерины II

Введение

Актуальность темы исследования заключается в том, что многие тенденции журналистики, заложенные во времена Просвещения Екатериной II и ее помощниками, существуют и по сей день, не утратив своего глубинного значения.

Новая полоса в истории русской журналистики совпадает с началом царствования Екатерины II. К концу 1750-х годов в результате деятельности Антиоха Кантемира и М.В. Ломоносова, в итоге функционирования Академии Наук, Сухопутного шляхетного корпуса, Московского университета, Российского театра значительно повысился культурный, идейно-политический уровень русского общества. Управлять страною так же деспотически и невежественно, как это делали Екатерина I, Пётр II, Анна Ивановна и Елизавета, было уже невозможно. Екатерине II пришлось вести иную политику. Человек несомненно очень умный, хотя чем дальше, тем более самоуверенный и самовлюбленный, Екатерина понимала, что - по крайней мере на первых порах - ей необходимо считаться с мнением и интересами влиятельной более передовой части общества, главным образом с культурным дворянством, оказывавшим значительное воздействие на другие слои населения.

Для этой цели был создан журнал "Всякая всячина", где, наряду с сатирико-нравоучительными заданиями, проводились очень важные для Екатерины политические идеи: даны были объяснения причин прекращения деятельности Комиссии 1767 г., охарактеризована внутренняя политика царицы, прокламирована любезная Екатерине теория "социальной гармонии" и т. п. Обо всем этом подробно будет сказано ниже, в изложении содержания "Всякой всячины"; сейчас же нужно отметить, что для проведения своего замысла Екатерина считала полезным не слишком выделять "Всякую всячину", поэтому было разрешено издание и других журналов. Сделано это было не в каком-либо законодательном порядке, а давалось знать заинтересованным лицам в первом, раздававшемся бесплатно листе "Всякой всячины" мимоходом, между строк: "Мой дух восхищен: я вижу будущее. Я вижу бесконечное племя Всякия всячины. Я вижу, что за нею последуют законные и незаконные дети: будут и уроды ее место со временем заступать". Последняя фраза показывает, что Екатерина ясно предвидела оппозиционные выступления.

Объектом исследования является журналистика России второй половины XVIII века.

Предмет исследования: литературно-журналистская деятельность Екатерины II.

Цель работы. В нашей курсовой работе мы рассмотрим одну из сторон деятельности Екатерины II. Речь пойдет о журналистском творчестве императрицы и о том, какое влияние она оказала на развитие отечественной журналистики. Изучая деятельность Екатерины II, мы ставим перед собой следующие задачи:

1. проследить отражение просветительских идей в литературном и журналистском творчестве Екатерины II.

2. исследовать работу Екатерины II в отечественной печатной прессе.

3. определить, какое влияние оказала деятельность Екатерины II на дальнейшее развитие русской журналистики.

При цитировании в работе используется орфография времени издания - XVIII века.

В первой части работы даётся характеристика литературной деятельности Екатерины II. Вторая часть содержит обзор изданий "Всякая всячина" и "Собеседник любителей русского слова", выделяя их общественно-политическую направленность. В то же время тема работы изложена с точки зрения оппонентов Екатерины II - Н.И. Новикова и Д.И. Фонвизина, и именно как их идейное противостояние с придворным кругом оценивается значение "Всякой всячины" и "Собеседника" в третьей части работы.