logo
Журналистская профессия

Введение

Почему в наше время профессия журналиста так быстро набирает популярность? Почему многие молодые люди хотят связать свою жизнь именно с журналистским делом?

  • Да, это творческая профессия, и, возможно, она кажется более простой для освоения в сравнении с другими профессиями, но это только на первый взгляд. Журналист несет огромную ответственность перед обществом, и на его карьерном пути немало преград. Множество трудностей ждет журналиста, который решил стать профессионалом своего дела.
  • Бытует мнение, что журналистом может быть каждый. Сейчас, с развитием Интернета, это действительно так. Люди создают блоги, ежедневно пишут в «живые журналы», размещают собственноручно снятые видео. Но кто такой, все таки, настоящий журналист? Должно же быть у этой профессии конкретное определение, и у ее представителей конкретные дифференцируемые задачи.
  • Многие недооценивают сложность этой профессии. Здесь я считаю уместным процитировать известного обозревателя «Комсомольской правды», лауреата премии Союза журналистов Ярослава Голованова:
  • «Встречаясь с читателями, я понял, что у людей, мало знакомых с журналистской кухней и излишне доверчивых к откровениям кинематографа, бытует представление о жизни журналиста как о некоем ненормированном празднике, за который тебе еще и деньги платят. Да, космодром, выставка в Осаке, салон в Париже - все это было. Не хочу лукавить: я очень рад, что говорил с Норбертом Винером, обедал с Гагариным, купался с Ландау. Но неужели взрослый человек может серьезно подумать, что все эти беседы и обеды и есть потный труд журналиста? И отчего тогда срок жизни у людей этой профессии короче века водолазов?» Л.Г.Свитич, Введение в специальность. М.,2010. С.8.
  • У журналистской профессии, как и у любой другой, есть своя специфика. Эта профессия многоликая, универсальная т разносторонняя. Даже многие известные журналисты воспринимают её по-разному. Например, Егор Яковлев ( редактор популярной в свое время «Общей газеты») и Евгений Рост - как литературную работу, более молодое поколение журналистов - как фактографическую информацию, Наталья Геворкян - как некую игру. А вот обобщённое мнение Леонида Шарова: «Это и служба, и творчество, и спектакль, и игра: с самим собой, с читателями, с главным редактором, с подчиненными, если они у тебя есть. Но вот когда тебе удается кому-то реально помочь, тогда возникает понимание особого смысла профессии» Л.Г.Свитич, Введение в специальность. М.,2010. С.9..
  • В данной работе я хотела бы более подробно рассмотреть специфику журналистской профессии, основные задачи современного журналиста и меру его ответственности перед обществом.
  • Выбранная тема актуальна для тех, кто выбрал своей профессией журналистское дело. В этом деле существует множество трудностей и сложных проблем, которые находятся за «парадной стороной » профессии. На первом курсе не поздно одуматься и изменить свой выбор. Ведь как происходит порой - молодые люди идут на факультет журналистики потому, что «там не будет математики», многие девушки лелеют мечту «попасть в кадр» и стать «знаменитой телеведущей», а кто-то просто ссылается на то, что «учиться такой профессии легче легкого». И таким образом, либо они заканчивают и не находят себя в профессии, либо являются непрофессионалами своего дела, вследствие чего не только на федеральных, но и на региональных каналах, в эфире звучит необдуманная, малограмотная речь, а газеты полны опечаток, видных даже малообразованным слоям общества. Одним из последствий в том числе является формирование класса журналистов, благодаря которым, телевидение и радио исполняют единственную, и, на мой взгляд, самую непотребную функцию - рекреативную. В итоге мы получаем некомпетентное, оторванное от нужд страны телевидение, передачи которого имеют весьма низкий нравственный уровень.
  • Развлекательную направленность телерадиовещания я считаю серьезной проблемой, которая по моему мнению, косвенно вытекает из неправильной мотивации при выборе журналистской профессии и недопонимания ее специфики. Хотя и считается, что большинство рекреативных программ находятся вне компетенции журналиста, он, всё таки, несет социальную ответственность за свою к ним пусть даже минимальную причастность. Конечно, превалирование рекреативной функции современных СМИ во многом обусловлена экономическими и социальными факторами.
  • Действительно, изменение общественного строя в стране, возникновение новой социально-политической и экономической ситуации повлекли за собой внедрение рыночных отношений в телевизионное производство - когда показывают то, на чем можно заработать (а это, как правило, развлекательные телевизионные продукты). Но ведь журналисты как раз и должны влиять на общество, пробуждать его интерес к серьезной журналистике, взращивать в нем притязательность к теле- и радиоэфирному контенту. Информация необходима зрителю. С помощью СМИ люди узнают, что произошло в стране и в мире, улучшают свое культурное развитие, формируется мировосприятие человека…. Информация, которую преподносит журналист с экрана, оказывает сильное влияние на зрителя, потому она должна быть качественной, полезной и содержательной. Обеспечение общества информацией, позволяющей ему оптимально и динамично развиваться, есть важнейшая цель и сверхзадача журналистской профессии.
  • Вот какое мнение по поводу значимости информации высказал один их самых известных организаторов современного российского телевещания О.М.Попцова:
  • «Визитная карточка любого канала - информация. Это первый укол, который делает канал человеку просыпающемуся. Это то, чем канал провожает человека, который отходит ко сну, эта та энергетика, которая заряжает зрителей инициативой или гасит эту инициативу». Аргументы и факты.2000.№ 17. С.18.
  • То, какой будет эта информация, зависит от профессионализма журналиста, а главной цензурой должны быть нравственность и совесть журналиста. Потому имеет огромное значение, какие люди приходят в журналистику, с какими целями, и какова их мотивация.
  • Мудрый совет начинающим журналистам дала известный публицист Татьяна Тэсс:
  • «Выбирая своей профессией журналистику, надо, прежде всего, думать о том, что ты можешь дать ей, а не о том, что она может дать тебе, твердо знать и помнить, что в руки тебе дано очень сильное оружие, надо держать его в безупречной чистоте» Л.Г.Свитич, Введение в специальность. М.,2010. С.10.. Осознание меры ответственности перед обществом и всей серьезности профессии чрезвычайно важно для молодого журналиста. По моему мнению, журналистская профессия - это совокупность профессионализма, честности, нравственности и ответственности, преподносимая в виде информации.
  • Именно от молодежи, только что пришедшей на поприще массовых коммуникаций, зависит направленность будущей журналистики. Потому я считаю очень важным осознанный выбор журналистской профессии и понимание ее специфики. Многое зависит от задач, которые поставил перед собой будущий журналист. Это кажется, что от одного человека, идущего в журналистику с благими целями, ничего не зависит. Когда таких молодых журналистов будет много, это поспособствует развитию новой журналистики. И на новом витке развития журнализм вернется к прежним качествам: полупрофессиональный станет профессиональным, «желтый» - качественным, развлекательный - познавательным…Будущие журналисты в силах сформировать совершенно иное телевидение и радио, и покончить с эрой «хлеба и зрелищ», которая, по моему мнению, наступила в конце 90-ых и длится по сей день.
  • Цель проведенного мною исследования - анализ специфики журналистской профессии на современном этапе. Для достижения поставленной в курсовой работе цели мною осуществлялись следующие задачи:
  • 1. Анализ журналистской профессии наряду с другими профессиями
  • 2. Рассмотрение профессии журналиста в обществе, а также социальных задач журналиста.
  • 3. Анализ трудностей и парадоксов журналистской профессии.
  • Объектом курсового исследования является журналистская профессия как таковая. Предметом исследования является специфика журналистской профессии на современном этапе.
  • В ходе исследования были использованы такие методы, как аналитический и сравнительный, были изучены публикации и библиографические источники.
  • Курсовое исследование написано при использовании литературы по теории и истории журналистики, инетернет-ресурсов, раскрывающих затронутую в работе проблему, а также по материалам периодической печати. Библиографический список представлен в конце курсовой работы.