logo
Журналистское образование

ВВЕДЕНИЕ

Журналистика - один из самых динамичных общественных институтов, ее концепции и опыт находятся в прямой зависимос-ти от изменчивой социальной реальности, что особенно важно учитывать в сегодняшней России. Кроме того, она необычайно многообразна по формам индивидуальной творческой деятельно-сти, а это влечет за собой различия во взглядах на ее задачи, принципы, эффективность.

Отно-шения журналистики с целым рядом наук строятся как отношения частного, специального с общим, универсальным. Это можно сказать о философии, социологии, истории, филологии, кибер-нетике. В известном смысле теория журналистики является как бы мостом, соединяющим систему научного знания с редакционным производством.

Дискуссии о том, кому и как готовить журналистов, идут на протяжении десятков, если не сотен лет. Сменилось уже несколько поколений участников этих споров, но проблемы вряд ли будут когда-нибудь разрешены. Журналистика - явление для сферы образования особенное. С одной стороны, она занимает равноправное положение в семействе вузовских специальностей, и на нее распространяются общие стандарты и правила преподавания. С другой стороны, как вид деятельности она отличается публичностью, доступностью для всех активных граждан, плюралистичностью содержания, форм организации, стилей и т. п. Соответственно и мнений о том, кому и как готовить журналистов, в обществе гораздо больше, чем об обучении профессиям, которые не столь широко открыты миру.

Поэтому человек, задумавший охватить данную проблематику, сталкивается с немалыми сложностями. По мере погружения в нее он оказывается перед гигантским массивом разнородной информации, которая с трудом поддается систематизации. Но таких людей не единицы. К ним относятся и штатные преподаватели высшей школы, которым по долгу службы приходится разбираться в концепциях, проблемах и методике преподавания журналистики. И будущие работники вузов из числа аспирантов и соискателей. И организаторы популярного медиаобразования, рассчитанного на массовые слои населения. И руководители всякого рода школ журналистского мастерства при редакциях. Идут споры о том, чему и как надо учить человека, чтобы можно было считать его журналистом. Во многом это происходит из-за того, что у журналистики как вида деятельности нет своего специфического предмета. На практике те, кто называют себя журналистами, изучают огромный круг явлений культуры. Это чаще всего ловкие общительные люди, «переносчики информации».

Для создания качественно новой системы высшего журналистского образования нам следует творчески использовать принципы рыночного мышления при организации подготовки специалистов вообще и журналистских кадров, в частности.

Выбор и актуальность темы исследования продиктованы глубоким кризисом современного журналистского образования, на который указывают подавляющее большинство специалистов в этой области.

Объект исследования - отношения в сфере журналистского образования.

Предмет исследования - системный кризис журналистского образования и пути его преодоления.