logo
Журналистское расследование: особенности развития жанра в современных российских СМИ

I. Введение

Данная работа посвящена жанру "журналистское расследование" и его особенностям в современных российских СМИ. Изучая материалы современных российских СМИ, которые можно было бы отнести к жанру расследования, автор столкнулся с тем, что качественных расследований в современной журналистской практике не так много. Часто в соответствующих рубриках и разделах публикуются материалы, которые - по сути - расследованиями не являются. Чем объясняется эта тенденция? Можно ли выявить некие закономерности, которые объяснят невысокую популярность этого жанра, с одной стороны, и обилие псевдорасследований, с другой? В ходе исследования автор попытался ответить на эти и другие вопросы.

В данном исследовании автор рассматривает журналистское расследование как аналитический жанр журналистики - один из самых трудоемких, сложных, а порой, и опасных.

Актуальность темы обусловлена тем, что количество "горячих тем", ждущих журналиста-расследователя, чрезвычайно велико. И это касается разных сфер общественной деятельности - от политики до медицины, от экономики до спорта. Однако в реальности отнюдь не все СМИ готовы к тому, чтобы дать своим сотрудникам возможность заниматься полноценными серьезными расследованиями.. Более того, многие СМИ вполне обходятся без журналистов-расследователей, профессионалов высокого качества, как правило, специализирующихся в той или иной конкретной области - в сфере борьбы с коррупцией, финансовых злоупотреблений, рейдерских захватов и так далее.

Основная цель данной работы - изучение журналистских расследований в газете «Совершенно секретно». Выбор издания не случаен. «Совершенно секретно» является одной из немногих российских газет, чья концепция предполагает ставку на журналистское расследование как основной жанр издания. Автор намерен изучить особенности жанра, а также и проблемы, с которыми могут столкнуться журналисты-расследователи и их редакция.

Объект исследования - материалы журналистских расследований в газете «Совершенно секретно» с октября 2012 по настоящее время. Этот отрезок времени представлялся особенно интересным, так как в ноябре 2012 года в «Совершенно секретно» произошла смена главного редактора и журналистской команды. Главным редактором издания стала Людмила Телень, которая поставила своей задачей вернуть в газету общественно-политическую проблематику, что было в определенной степени утрачено после отставки главреда Галины Сидоровой и прихода в качестве руководителя газеты Сергея Соколова, сделавшего ставку на криминальную и историческую тематику.

Предмет исследования - зависимость журналистских расследований, как от профессионального мастерства самого журналиста, так и от тех условий, которые готова обеспечивать журналисту-расследователю редакция.

В процессе исследования использован метод теоретического уровня: теоретический анализ проблемы исследования, в основе которого лежит изучение специализированной, методической литературы, исторический метод, анализ текстов и экспертный опрос. К опросу привлечены как журналисты, работающие в данном жанре как в газете «Совершенно секретно», так и в других редакциях.

Рабочая гипотеза, выдвинутая автором, формулируется следующим образом. Жанр «расследования» требует не только высокого профессионального мастерства журналиста, но и специфической организации работы редакции. Только соединение этих факторов дает возможность современному СМИ регулярно публиковать расследования без риска быть разоренным судебными исками, инициированными «героями» расследований.

В ходе работы автор изучил историю становления жанра расследования в мировой и российской журналистике, постаравшись обозначить самые важные вехи в этом процессе. Кроме того, в работе предпринята попытка подробно описать особенности жанра и требования к журналисту расследователю - профессионального, юридического и этического характера. Все это потребовалось автору, чтобы рассмотреть опыт газеты «Совершенно секретно» в историческом контексте и сопоставить его с опытом других изданий. Во время практики автор провел ряд бесед со старейшими сотрудниками холдинга «Совершенно секретно», а также с представителями новой команды, чтобы соотнести преемственность и новаторство в работе издания. Параллельно с этим были изучены и организационные вопросы, связанные с расследовательской журналистикой в «Совсекретно». В последней главе анализируются конкретные журналистские расследования. Предпринята попытка соотнести их весомость (тематику, глубину разработки тем, эксклюзивность и пр.) с теми затратами, которые несет холдинг, организуя инфраструктуру для расследовательской журналистики.

В качестве приложения автор предлагает экспертные интервью, взятые у журналистов-расследователей.

Автор приносит благодарность журналистам газеты «Совершенно секретно», которые дали возможность автору изучить профессиональную «кухню» расследователя.

II. История развития жанра

В этой главе автор ставит своей задачей обозначить самые серьезные и значимые примеры журналистских расследований - своего рода вехи в истории расследовательской журналистке, не претендуя на полное обозрение истории жанра.

Сначала речь пойдет о родине жанра - Америке, затем в Европе, и, наконец, в России.

Свое начало жанр ведет от так называемых "макрейкеров" - разгребателей грязи, которые на рубеже 20 века публиковали в печати разоблачительные статьи. Термин muckraking был введен в обиход президентом Теодором Рузвельтом в 1906 году, когда он назвал в своей речи разгребателями грязи журналистов и писателей.

Первые расследования связаны с так называемым законом Шермана, который был принят конгрессом США в 1890 году и регулировал государственное вмешательство в сферу частного бизнеса. Именно этот закон устанавливал, что создание трестов противоречит Конституции США. Однако за десять лет существования этого закона было возбуждено всего лишь 12 судебных разбирательств, которые, в конечном счете, закончились безрезультатно.

Борьба с трестами, которая, по сути, была борьбой мелкой буржуазии с монополией, определила во многом общественно-политическую ситуации в США начала ХХ века. На пике этой борьбы и возникло движение «разгребателей грязи», которое отличалось тесной связью с журнальной периодикой. В конце 1890-х годов появились статьи Э. Кросби, Д. Флинта, Э. Лефевра и других авторов, которые точно выражали свою критическую позицию по поводу наступления монополистического капитала на интересы народа. Тогда внимание читателей старался привлечь журнал «Арена», издателем которого был Б. Флауэр. В 1898 году в этом журнале была опубликована громкая статья К. Ридпета, где автор много писал о том, что населением Америки управляет не республиканское правительство, а девятнадцать сенаторов, которые погрязли в коррупционных сделках. В своем материале Ридпет назвал их «Невидимой империей». По сути - это и были первые журналистские расследования.

Главным печатным органом «макрейкеров» стал журнал «Макклюрс». Издатель СэмюэльМакклюр решил создать ежемесячник, который продавался за крайне низкую цену в 15 центов. СэмюэльМакклюр приглашал в свое издание профессиональных журналистов, способных писать на актуальные общественные темы. Так, например, Э. Лефевр и Ф. Виллард подняли проблему муниципальной коррупции.

Издание собрало самых лучших журналистов Америки. «Разгребатели грязи» не оставляли в покое пороки американского общества: предавали гласности скандальные факты коррупции, взяточничества, шантажа, закулисных махинаций королей нефти, угля и стали, хищений на железных дорогах, торговли живым товаром.

Уже в 1906 году «макрейкеров» стало намного больше, они появились и в других изданиях. Так, журнал «Кольерс» начал серию публикаций против шарлатанства в медицине, опубликовав статьи о патентованных лекарствах, широко рекламируемых в печати и наносящих непоправимый вред здоровью.

Уже тогда о социальной значимости нового жанра говорили сами темы материалов: коррупция, , мошенничество.

«Разгребатели грязи» не боялись обвинительного характера своих статей, все публикации имели большой общественный резонанс. Однако, в 1907 - 1908 годах в движении наметился спад. Дело в том, что интерес к разоблачениям в обществе заметно угас, а из «Макклюрс» ушли лучшие журналисты. Авторы были не согласны с политикой издателя, который решил сам заработать на «разгребательских» материалах. «Попытка «макрейкеров» выпускать свой журнал, отражающий «счастливый борющийся мир, в котором хорошие люди - мы верим - взойдут на вершину», потерпела крах. Под бременем финансовых затруднений их «Америкенмэгэзин» вскоре был вынужден отказаться от публикации обличительных материалов»

К 1913 году движение «разгребателей грязи» фактически прекратило существование, задавленное теми самыми монополистическими кругами, с которыми «макрейкеры» так рьяно боролись. Изменившиеся экономические условия сформировали новое общественное мнение, требующее «правильных» реформ, принятие которых тормозилось разоблачительными публикациями».

1920-е годы были для США временем процветания и бурного экономического роста. Столь же бурным, но со знаком минус оказалось для Америки следующее десятилетие. Попыткой выхода из кризиса и началом глубоких реформ стала политика президента Франклина Рузвельта (президент в пениод 1933-1945).

Следующая веха в истории расследовательской журналистики связана с именемХьюи Лонга, который стал губернатором штата Луизиана в 1928 году. Став сенатором и, будучи изначально сторонником Рузвельта, стал критиковать его реформы, параллельно выдвигая собственную программу борьбы за «раздел богатств». Лонг предлагал конфискацию доходов свыше одного миллиона долларов и требовал обеспечить каждой семье прожиточный минимум в пять тысяч долларов в год с предоставлением всех необходимых жизненных благ. Он хотел, чтобы каждая американская семья могла себе позволить дом, автомобиль и радиоприемник. В США стали появляться клубы в поддержку Лонг, где число сторонников доходило до семи миллионов человек. Правительство США пыталось противостоять деятельности Лонга. Газеты активно публиковали нагативные статьи о «тиране в Луизиане». В1935 году врач К. Вайс убил политика. Мотивы преступления так и остались неизвестными. Однако жизнь и смерть Лонга стали поводами для многочисленных расследований в прессе.

Сразу после смерти Лонга было написано несколько художественных книг. А в 1946 году появилась «Вся королевская рать» Р. П. Уоррена. Эта книга стала настоящим пусть не журналистским, но по сути - документальным расследованием деятельности Лонга и имела огромный успех.

Следующий этап становления жанра, о котором стоит сказать особо, связан с «Уотергейтским делом». Журналисты издания «Вашингтон пост» Роберт Вудворт и Карл Бернстайн стали известны всему миру благодаря расследованию, касающегося проникновения агентов Белого дома в предвыборный штаб демократической партии.

17 июня 1972 года в Вашингтоне было арестовано пять человек, которых подозревали в незаконном проникновении в отель «Уотергейт», где располагалась штаб-квартира демократической партии. При задержании при них были найдены подслушивающие устройства, электронная аппаратура и фотоаппараты. Один из задержанных являлся членом Комитета республиканской партии, а президент Никсон всячески отрицал участие Белого дома в скандале.

Естественно, Вудворт и Бернстайн столкнулись с негативно настроенными представителями Белого дома, они отказывались от дачи комментариев на эту тему и, более того, всем своим поведением давали понять, что никаких разоблачающих статей не должно быть. «По утверждению одного из репортеров «Вашингтон Стар», ответственный сотрудник Белого дома Ч. Колсон заявил ему: «Как только выборы кончатся [...] мы собираемся вломить “Посту”...Они еще пожалеют, что услышали об «Уотергейте»».

Не обращая внимание на явное сопротивление Белого дома, Вудворт и Бернстайн продолжали свое расследование. Они делали все, чтобы узнать имена всех, кто имел отношение к этому скандалу. Многие люди отказывались выдавать информацию, видимо, потому что были запуганы. Часто журналисты начинали разговор со слов «Ваше имя никогда не будет названо». Один из источников, у которого Вудворт получал информацию по этому делу, получил кодовое имя Глубокая Глотка. Этот таинственный человек до сих пор остался загадкой. Уже после завершения расследования правоохранительные органы США высказали предположение о том, что Глубокая Глотка - это заместитель директора ФБР Марк Фелт. В дальнейшем это предположение так и осталось не доказанным. Вудворт сохранил тайну источника информации.

В ходе расследования, начатого в частности журналистами, выяснилось много обличающих фактов. Например, стало известно, что существовала бригада, занимающаяся расследованием утечки информации. Были названы имена членов бригады и отчеты об их деятельности, к которым был свободный доступ у президента и его советника. После попадания этой информации в прессу, Белый дом был вынужден признать это. Все подробности уотергейтского скандала стали известны обществу только благодаря статье «Вашингтон Пост».

Из-за большого шума вокруг этого дела и недовольства общественности 9 августа 1973 года президент Никсон добровольно покинул свой пост, а его советник был осужден и четыре года пребывал в заключении. Следующий президент Джералд Форд сказал в иннаугурационной своей речи: «Кошмар, преследовавший страну, закончился. В нашей республике управляют законы, а не личности».

После «Уотергейтского дела» СМИ в Америке получила еще большое доверие со стороны общества. Сегодня, это расследованиепо праву считается величайшем подвигом журналистики ХХ века. В 1976 году в Голливуде был снят фильм «Вся президентская рать», в основе сюжета которого история материалов Вудворта и Бернстайна. Фильм получил четыре премии «Оскар».

История европейской журналистики также связана с развитием жанра расследования. Расследовательская журналистика наиболее сильно представлена в Швеции, где независимость прессы всегда имела очень большое значение. Самый первый в мире закон о свободе печати был принят здесь в 1766 году.

Именно здесь в Швеции молодая журналистка ЭстерНордстоум устроилась домработницей в богатую семью, чтобы познакомиться с жизнью надомных работников. Так она стала в Швеции первооткрывательницей «тайной работы». В 1914 году она написала книгу «Служанка среди слуг», которая стала причиной общенациональных дебатов. С нее начинается отсчет истории шведской расследовательской журналистики.

Кроме того, здесь необходимо вспомнить так называемый «шведский Уотергейт». Этим расследованием занимались Ян Гийо и Питер Бретт, которые опубликовали в еженедельном журнале «ФибКультурфронт» серию статей о разоблачении Ай-би (IB) - информационного бюро, под которым скрывалась разведовательная организация, столь засекреченная, что о ней не знали даже члены шведского парламента.

Классиком расследовательской журналистики в Германии стал Гюнтер Вальраф, использовавший метод «включенного наблюдения».

Говоря о журналистских расследованиях в Европе важно вспомнить об Италии. Естественно борьба итальянского правосудия с мафией, не закончившаяся и по сей день, не могла остаться вне поля зрения прессы. Например, расследования некоторых дел, проводившиеся полицией, были инициированы публикациями в газетах. Эта борьба получила название «Чистые руки».

Новый этап в истории расследовательской журналистики связан с именем Джулиана Ассанжа, обнародовавшем через свой сайт Wikileaks массив секретных документов. Формально сделанное Ассанжем и его партнерами нельзя назвать журналистскими расследованиями. Сотрудники Ассанжа не проводили никакой дополнительной работы по анализу документов, выявлению причин их появления и пр. Они лишь предали их гласности. Но именно этот подход был расценен некоторыми экспертами как знак новой эры в работе журналистов- расследователей, где главное не анализ, не интепретация, не написание текста, наконец, или создание телесюжета, а публикация сенсационных общественно значимых документов, добытых незаконным путем.

Ассанжосновал сайт Wilileaks в 2006 году, расположив свою «штаб-квартиру» в. Швеции.В декабре того же года на ресурсеWikileaks появился первый материал: «Решение Исламского суда Сомали о казни правительственных чиновников». Портал подчеркнул, что документ может быть ненастоящим, но «получен из серьёзного источника в разведке США». Джулиан Ассанж отправил известным мировым изданиям типа TheGuardian около 100 тыс. секретных документов о ходе войны в Афганистане. Часть этих документов касается расстрела мирных жителей. После публикации некоторых документов разразился международный скандал. Более того, Ассанж заявлял, что в его распоряжении находится еще около 15 тыс. секретных документов Пентагона. В августе 2010 года журналист подписал соглашение с местной Пиратской партией о размещении части серверов Wikileaks на её площадках, что обеспечит проекту политическую поддержку на мировой арене.

Ассанж никогда не раскрывал своих информаторов. Прежде чем попасть на страницу WikiLeaks, информация одновременно дублируется на всех серверах портала, так что отследить её невозможно.

Расследовательская традиция в отечественной журналистике ведет свое начало от произведений известных российских писателей 19 века. Разумеется, эту документальную прозу нельзя назвать расследованиями в строгом смысле слова. Однако традиция, предполагающая глубокий анализ общественно-значимой исторической или современной коллизии, использование свидетельств и документов, высокий литературный уровень стала той почвой, на которой впоследствии появилась российская расследовательская журналистика в современном понимании этого термина.

Примером своего рода исторического расследования можно назвать «Историю Пугачевского бунта» А.С.Пушкина. Известно, что для материала своей книги Пушкин работал с документами, а именно изучал следственное дело Пугачева из архива.

Также предтечей жанра можно назвать произведения Н. Лескова, который проводил расследования, чтобы разобраться в причинах пожаров в Санкт-Петербурге и отправлял свои материалы в редакцию «Северной пчелы». Лесков подозревал некую связь между пожарами и революционными движениями, но полиция решила проигнорировать эти догадки. Тогда Лесков решил обратиться к полиции с помощью СМИ. В своей статье Лесков писал: «Для спокойствия общества и устранения беспорядков, могущих появиться на пожарах, считаем необходимым, чтобы полиция тотчас же огласила все основательные соображения, которые она имеет насчет происхождения ужасающих столицу пожаров...».

Конечно, говоря о журналистских расследованиях нельзя не сказать о В.Гиляровском и В.Короленко. Одним из самых важных материалов Гиляровского, имеющего расследовательский характер, считается материал о крушении поезда под Орлом. Власти пытались замолчать причины этой катастрофы, но Гиляровский лично проник в особый поезд, в котором ехали начальники железнодорожного дела, которые собирались проводить свое расследование. Гиляровский две недели провел вместе с людьми, пострадавшими в результате крушения.

Писатель Владимир Короленко занимался расследованиями на протяжение своей профессиональной деятельности. Так, он расследовал дело Александровского дворянского банка в Нижнем Новгороде. В «Волжском вестнике» Короленко из номера в номер рассказывал читателям о своем разбирательстве в причинах острого банковского кризиса. Всего статей было восемь, и каждая из них является самостоятельным расследованием. В итоге Короленко добился ревизии банка, и некоторые директора были отданы под суд.

Ряд экспертов полагают, что в советской прессе не было и не могло быть полноценных журналистских расследований, поскольку журналисты работали в условиях жесткой цензуры, строгом ограничении доступа к источникам информации, под прямым контролем органов власти. Эта точка зрения имеет право на существование. И все-таки элементы расследовательской журналистики никогда не уходили из журналистской практики, проявляясь в таких популярных в советской журналистике жанрах как корреспонденция, статья, очерк. Наиболее очевидной эта тенденции стала в годы хрущевской оттепели. Именно в это время, а также в первые последующие за оттепелью годы, страна узнала имена таких журналистов как А.Аграновский, В. Аграновский, Ю. Черниченко, Г. Лисисичкин, А. Сахнин, чьи статьи и очерки без сомнения могут рассматриваться как возрождение традиции расследовательской традиции в отечественной журналистике.

В условиях жесткой советской цензуры она расследовательской журналистики по понятным причинам смещалась в неполитические сферы. Образцом расследований такого рода можно признать публикации

Анатолия Рубинова, который возглавлял отдел социально-бытовых проблем в «Литературной газете». Рубинов. Круг его тем был достаточно широк - от работы почты до организации врачебной помощи. Для своих материалов он часто прибегал к методу эксперимента, а потом показывал читателям, как работает то или иное учреждение.

Отдельное внимание стоит уделить журналистским расследованиям в период с 1991 года по настоящее время.

Первые публикации в российской прессе под рубрикой "журналистское расследование" появились в начале 1990-х годов. Журналисты, начинавшие работать в этом жанре, зачастую были вынуждены действовать, руководствуясь больше здравым смыслом, чем правилами и методами. Происходило это в условиях формирующегося законодательства, этических и профессиональных норм.

Немногочисленные зарубежные переводы, посвященные этой тематике, которые издавались в России, не могли восполнить пробел в знаниях и недостатке опыта. Условия, в которые были поставлены российские журналисты в первой половине 90-х годов, во многом отличались от практики и образа жизни их зарубежных коллег, чей опыт работы в условиях свободы слова исчислялся уже к тому времени не одним десятилетием. Журналисты, специализирующиеся в жанре расследований, зачастую не имели ни юридической поддержки, ни информационной базы, ни защиты со стороны своих редакторов.

С установлением демократических порядков в России журналистике была отведена куда более значительная роль, чем унизительное обслуживание партийных интересов, как это было при советской власти. В 1991 году Верховный Совет России принял закон и средствах массовой информации, который наделил журналиста весьма широкими правами и гарантировал защиту его чести, достоинства, здоровья и имущества. Впервые в российской истории журналист был назван лицом, выполняющим общественный долг. У прессы появился реальный шанс стать "четвертой властью".

После перестройки многие советские газеты потерпели крах, но вот «Московский комсомолец» не только остался популярным, но еще и расширил свою аудиторию. «Московский комсомолец» превратился в крупный таблоид, славу которому принесли, в том числе, журналистские расследования. Безусловно, большой вклад в новую жизнь газеты внес Павел Гусев, главный редактор. Самым известны автором газеты того времени можно назвать Дмитрия Холодова. Первыми заметными публикациями стала серия репортажей из Абхазии, опубликованных в «МК» осенью 1992-го года. Тогда же он объездил кавказские республики России, побывал в зоне осетино-ингушского конфликта. Еще с лета 1993-го года в творчестве Дмитрия Холодова появляется новый мотив: коррупция и злоупотребления в вооруженных силах. Именно с этими материалами связывают трагическую гибель журналиста - дипломат с документами, который был передан Дмитрию Холодову, взорвался в руках журналиста. Его смерть вызвала широкий резонанс в профессиональных кругах.

Можно назвать целый ряд изданий, которые продолжили после смерти Холодова традиции расследовательской журналистики. Это , например, газета «Московские новости» (журналисты Александр Жилин, Владимир Иванидзе, Леонид Никитинский, Игорь Корольков) или « Новая газета» (достаточно вспомнить публикации Юрия Щекочихина, смерть которого, как полагают коллеги напрямую была связана с его профессиональной деятельностью).

Особый пласт расследовательской журналистики связан с историческими публикациями, которые буквально взорвали общественное мнение в конце 80-х, начале 90-х. Достаточно вспомнить материалы о сталинских репрессиях в «Огоньке» Виталия Коротича или серию расследований о Катынской трагедии Геннадия Жаворонкова в газете «Московские новости». В те же годы начала выходить газета расследований «Совершенно секретно» (основана в 1989 году Юлианом Семеновым и Артемом Боровиком), изучению опыта которой посвящена практическая часть этого исследования.

Сегодня, как уже писал автор, жанр расследования переживает не лучшие времена. В силу ряда причин (подробнее об этом в следующих разделах работы) - политических, коммерческих, профессиональных - число журналистов-расследователей и изданий, публикующих материалы этого жанра, становится все меньше.