logo
Знакомство подростка с журналами для детей через библиотеки г. Челябинска

ВВЕДЕНИЕ

Сейчас, несмотря на все возрастающую роль Интернета в жизни общества в целом, и подрастающего поколения в частности, печатные издания, в том числе и журналы, остаются достаточно популярным видом периодики среди подростков.

Сегодня, когда в России появились медиа-холдинги, а производство периодики превратилось в бизнес, рынок формирует интересы подрастающего поколения через популяризацию прессы развлекательного характера, в то время как качественная пресса остается в тени. Исследователями проблем подростковой периодики давно уже подмечено, что «если хорошие журналы для детей и существуют, то в торговле их не найти потому, что в торговлю их просто не берут. Среди торговцев печатной продукцией нет профессионалов, зато во множестве специалистов по удачному сбыту окололитературной фальшивок». Базанов, А. Катастрофа. Детские журналы сегодня [Текст] / А. Базанов // Москва 2006 - № 3 - С. 173

Досуговые журналы издаются огромными тиражами. Оформленные ярко и красочно, данные издания имеются в свободной продаже. Цены на них становятся все доступнее, так как деньги от рекламы, занимающей чуть ли не половину всего объема издания, позволяют снижать себестоимость глянцевой печати.

При этом в России издается немало качественных изданий, способствующих всестороннему развитию подростков, у юных читателей есть возможность выбора тех изданий, которые помогают сориентироваться в сложных проблемах современности, определить свой путь в жизни, но из-за низких тиражей и реализации только подписным путем качественные журналы не доходят до читателя.

К сожалению, у современных подростков часто нет возможности оформить подписку, кроме того, такой вид приобретения журналов давно не пользуется популярностью у населения.

Эта проблема вполне могла бы разрешаться детскими библиотеками, основная задача которых - воспитание культуры чтения у подрастающего поколения. Однако, как показывает практика, библиотеки нечасто выписывают малоизвестные издания, даже если те обеспечивают полноценное, культурное, духовно-нравственное развитие подростков (литературно-художественные, издания православной направленности). Библиотеки с целью привлечения читателей стараются в свои стены привнести дух современности, а значит, и выставить на полки яркие, популярные молодежные издания, аналогичные продающимся в газетном киоске по соседству. Таким образом, библиотеки своим предложением низкокачественной журнальной прессы формируют низкую культуру чтения читателей.

Следовательно, часть качественной периодики для подростков, проходя путь от издателя к читателю через посредника - библиотекаря, теряется. Поэтому проблема дойти до той части аудитории, на которую издание рассчитано, - одна из самых актуальных.

Актуальность темы курсовой работы связана со значительным распространением исследуемого явления, а также с тем, что исследования по данной проблеме ранее не проводились.

Наша гипотеза: только часть качественной подростковой прессы, издаваемой в России, доходит до своего читателя.

Цель данной работы - определить количество и типы подростковых изданий, попадающих к читателям через библиотечную систему.

Для достижения поставленной цели при написании работы были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть подростковый возраст как особый возраст в развитии человека;

2. Осмыслить влияние печатной периодики на формирование личности подростка;

3. Определить современное состояние рынка подростковых журналов в России через подписной каталог «Пресса России» 2012, перечислить;

4. Выявить типологию подростковых изданий;

5. Определить количество подростковых журналов, представленных в этом каталоге, в детских библиотеках города, перечислить;

6. Определить, какие журналы, из предложенных библиотекой, пользуются спросом у подростков;

Объект исследования - журнальная периодика.

Предмет исследования - доступность подростковой прессы читателям.

В качестве баз исследований нами были выбраны Челябинская областная детская библиотека им. Маяковского и 7 детских библиотек в разных районах г. Челябинска.

Эта работа будет интересна библиотекарям, студентам библиотечных факультетов, преподавателям и всем, кто работает с молодежью.

В процессе исследования мною были использованы следующие методы: теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме, типологический и сравнительный анализ.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения. Введение раскрывает актуальность, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, новизну, теоретическую и практическую значимость работы. В первой главе рассматриваются понятие информационного общества, психологические особенности подростков, проблема влияния журнальной периодики на формирование картины мира подростков.

Вторая глава посвящена исследованию доступности читателю подростковых журналов. В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме. Приложение содержит список подростковой журнальной периодики из 71 наименования, представленный в подписном каталоге «Пресса России» 2012.