Американские журналисты на Вьетнамской войне

контрольная работа

1. Первые американские журналисты, которые начали освещение войны

Военные специалисты США до сих пор объясняют причины ухода американских войск из Вьетнама исключительно негативной позицией национальной прессы. В американском военном ведомстве в полной мере осмыслили известную истину о том, что несколько разъяренных журналистов страшнее, чем армия разъяренных солдат. В итоге в США было признано целесообразным наличие «информационно-психологического обеспечения боевых действий».

Данная мысль получила закрепление в директивных документах Вооруженных сил США. Успех в вооруженных конфликтах «не может определяться чисто военным понятием выигранного сражения», - говорится в Полевом уставе Сухопутных войск США FM 33-5 «Психологические операции». Иными словами, признание окончательной победы возможно лишь при общественном одобрении действий своих вооруженных сил. Более того, американские журналисты искренне убеждены в том, что «пока CNN не объявило о победе американских войск, победы нет».

Формирование общественного мнения в направлении одобрения и поддержки военных акций собственного правительства было возложено на специалистов по связям с общественностью. «Говоря об общественности, - пояснил директор информационной службы Министерства обороны США Клиффорд Бернат, - мы подразумеваем как обеспечение информацией гражданских СМИ, так и информирование самих военнослужащих - через военные издания».

Практика информирования национальной и международной общественности в ходе военной операции заключается в организации ежедневных пресс-конференций, брифингов, подготовке пресс-релизов и интервью с представителями командования, а также посещений журналистами воинских частей с предоставлением сотрудникам СМИ транспортных средств и охраны для обеспечения личной безопасности. По признанию руководства Службы PR Министерства обороны США, «демонстрируя свою открытость, военное руководство не просто легко идет на контакт с массмедиа - оно открывает им двери своих кабинетов». Основная роль в практическом обеспечении деятельности представителей СМИ в войсках возлагается на информационные бюро (пресс-центры) Авдонина Н С. Свободный журналист бросает вызов войне /Журналистика в мире политики: диалоги о свободе: Материалы секционного заседания конференции "Дни Петербургской философии - 2009" / Ред. - сост. И.Н. Блохин, С. Г. Корконосенко. СПб., 2010. - С. 166-171.

Известные публике журналисты интегрировались в подразделения, участвующие в боевых операциях. В общей сложности 662 журналиста были прикреплены к американской армии и 95 - к Вооруженным силам Великобритании. Каждый из крупнейших американских телеканалов ABC, NBC, CBS, CNN, Fox был представлен в войсках 26 журналистами. Солидным печатным изданиям, таким как The Washington Post, The New York Times, The Time, Newsweek, и другим была предоставлена возможность направить в войска по 10 журналистов. Вместе с наступающими частями на линии фронта оказались самые известные американские репортеры - Оливер Норт, Вульф Блицер, Скотт Пели, Тед Коннел.

Однако и здесь возникали неожиданные проблемы. Так, например, Министерство обороны вдруг отказалось включить британскую журналистку Одри Гиллан из The Guardian в качестве «вживленной». Морские пехотинцы наотрез «отказывались иметь дело с женщинами». И это «после нескольких месяцев упорных тренировок». И только после «тихих» приватных звонков Гиллан была «встроена» в полк Дворцовой кавалерии - один из старейших полков Великобритании. Позднее командир полка сообщил журналистке, что ему об этом инциденте пришлось проинформировать «саму королеву, которая выразила удивление прикреплением женщины к ее личному полку».

Справедливости ради следует отметить, что подготовленные «вживленными журналистами» репортажи и очерки, посвященные солдатам войск коалиции, были искренними и человечными. Та же Гиллан признает, что забота о ее личной безопасности стала делом чести многих военнослужащих.

Представители командования союзных сил на многочисленных брифингах и пресс-конференциях положительно оценивали деятельность журналистов гражданских СМИ, «плодотворно» взаимодействующих с боевыми подразделениями. Джонатан Маркус сообщал из Дохи о возникшем у него понимании причин одобрения военными самой идеи «вживления» и их полной удовлетворенности результатами ее реализации Герр М. Репортажи // Раны сознания: Американские писатели и журналисты об агрессии США во Вьетнаме: Худож. публицистика. Пер. с англ. / Вступление Алексея Хамадана. - М.: Прогресс. 1985. - С. 221: события развивались благоприятно для коалиционных войск, и журналисты направляли из воинских частей в свои редакции победные репортажи, объективно формируя и продвигая медийными средствами позитивный имидж войск альянса в глазах мировой общественности. «Реальным испытанием» модели «вживленной журналистики», по мнению Маркуса, явилось бы иное течение войны. «Если что-то пошло совсем по-другому, возможно, и в Пентагоне, и в Уайтхолле очарования этой системой заметно поубавилось».

Рассмотрим первых американських журналистов, которые стали освещать вьетнамскую войну.

Катрин Лерой (фр. Catherine Leroy; 1945, Париж, Франция -- 8 июля 2006, Санта-Моника, США) -- американская военная журналистка французского происхождения. Получила мировую известность своими фотографиями во время войны во Вьетнаме.

Совершив десантирование вместе с солдатами 173-й воздушно-десантной бригады, она стала первой журналисткой в истории войны, совершившей боевой парашютный прыжок. Весной того же года Лерой была одним из двух журналистов, прибывших на базу морской пехоты Кхесань, когда там неожиданно развернулись ожесточённые бои (Бои за высоты). Она фотографировала морских пехотинцев непосредственно в момент атаки и сделала прославившую её серию из трёх снимков, самый знаменитый из которых получил название «Страдание санитара». В этом эпизоде она сфотографировала санитара морской пехоты США (корпсмэна), проверяющего пульс и дыхание у смертельно раненого солдата непосредственно на поле боя. На последней фотографии санитар показан отчаянно оглядывающимся по сторонам, осознав, что его товарищ мёртв.

Вскоре после «боёв за высоты» Лерой участвовала в первой американской операции на территории демилитаризованной зоны между Северным и Южным Вьетнамом. В ходе этой операции она была ранена во время миномётного обстрела. В феврале 1968 года она оказалась в городе Хюэ, когда тот был захвачен северовьетнамскими войсками в ходе Тетского наступления. Ей помогло французское гражданство: северовьетнамцы позволили Лерой сделать серию уникальных снимков «с другой стороны фронта» Jay DeFoore. Famed Vietnam War Photographer Catherine Leroy Dies at 60 (англ.). Popphoto.com (10 июля 2006). Проверено 26 декабря 2011. Архивировано из первоисточника 23 февраля 2012.

Карнов прославился благодаря своим публикациям о войне во Вьетнаме. Он печатался в таких популярных изданиях как журнал Time и газета The Washington Post. Весьма успешной стала и его книга о войне.

Американский журналист, историк Стенли Карнов (1925-2013 гг.) был во Вьетнаме в 1959 году и является автором всемирно известной книги «Рассказ о Вьетнаме», изданной в 1983 году. По словам Стенли Карнова, стратегическая гениальность генерала Во Нгуен Зяпа поставила его в «ряд выдающихся военачальников», таких как английский генерал-фельдмаршал Артур Уэлсли Веллингтон, американский генерал Улисс Грант, генерал армии, фельдмаршал филиппинской армии Дуглас Макартур. Тем не менее, подвиги вьетнамского генерала Во Нгуен Зяпа отличаются от этих известных людей его врожденным талантом, а не профессиональной подготовкой.

Делись добром ;)