logo
Анализ драматургии документального телефильма "Темные материи"

3. Драматургия в телевизионной продукции

документальный телесериал драматургия кинематограф

Для того, чтобы во второй части суметь драматургически разобрать произведение, необходимо сейчас остановиться на терминологии и основных понятиях.

Тема - это предмет исследования, изображения, повествования.

Идея - основная мысль, "посыл" автора. То, ради чего произведение создавалось.

Сверхзадача - идейно-творческая цель создания пьесы, спектакля, актерского образа. [17]

Сюжет - временная, хронологическая последовательность событий, явлений, поступков персонажей, о которых рассказывается в сценарии, либо литературном произведении.

Фабула же - это те же события, явления и поступки, но изложенные в произвольной последовательности, избранной автором.

Экспозиция - Описание места и времени событий, происходящих в произведении, представление основных персонажей.

Завязка - Начало всех событий и поступков персонажей, о которых нам еще предстоит прочесть. То, что мы наблюдали в экспозиции в спокойном состоянии, приходит в движение, например, завязывается

Конфликт - столкновение различных точек зрения. Столкновение, которое выражено в действиях - поступках и речах героев фильма или передачи. Он может быть между героями, между героем и окружающими его людьми, между героем и природой и т. д.

Перипетии/развитие действия - нам становятся известны события, в которые втянуты персонажи повествования, поступки, которые они совершают. Возрастает напряжение, действие становится все более драматичным, проясняются черты характеров героев и соответственно их взаимоотношения.

Кульминация - Самый напряженный, самый волнующий момент произведения. Точка не возврата. Иногда это катастрофа, завершающая развитие событий, иногда - смерть каких-либо персонажей, иногда - момент осознания главным героем истинной сути происходящего и т. п. В некоторых случаях кульминаций может быть две или даже несколько.

Развязка - Завершение рассказа о событиях и поступках, результат конфликта, последний штрих в объяснении причин, породивших все, что произошло в произведении.

Событие - это некое общественно важное, выдающееся явление, волнующее происшествие. Для него характерна несхожесть с тем, что происходит с нами и вокруг нас в обыденной, рутинной, "нормальной" жизни. В событии чаще всего участвуют несколько человек или множество людей.

Поступок - это конкретное действие конкретного человека. Физическое действие или какие-то слова (которые тоже действие) по конкретному же поводу. [18]

Интрига - это цепь поступков, совершаемых персонажами [19]. В более широком смысле это та недосказанность (которая со временем "доскажется"), которая позволяет заинтересовать зрителя, удержав его внимание.

И все же, сейчас мы коснулись общих, классических понятий. Касательно же конкретно телевизионной драматургии хочется привести следующий отрывок телережиссера Ирины Кемарской:

"Телевизионную драматургию каждый познает на своей шкуре. На тех же реалити-шоу вся соль в провокациях. Ты их закладываешь в сюжет, как мины. На игровых вертикалках она проявляется через поворот. То есть такое развитие событий, которое коренным образом меняет состояние героев. Он думал, что он ее любит, а оказывается, она его ненавидит. А на неигровых сюжетах какие повороты? Другие, содержательные. Обычно это вброс неожиданной информации, новых данных. Зритель уверен, что уловил ход рассказа и знает, куда его ведут. Ан нет - ему готовят сюрприз, разворачивают в другую сторону. Книги по экранной драматургии в абсолютном большинстве написаны НЕ про телевидение. Они про драматургию кино, фильмов, про хитрый расчет на непрерывное смотрение. А телевизор не смотрят непрерывно. Его смотрят в полглаза, скачут по каналам, по телефону болтают. Но что-то задевает, и зритель остается с нами. Американцы называют это "что-то" крючками. Крючком может быть поворот, может быть только обещание поворота, а может быть - ложное обещание. Основные крючки и повороты расставляются с шагом примерно в 10-12 минут. Спрашивать "почему" может только человек совсем не телевизионный. Остальные знают, что с таким шагом идут рекламные паузы". [10]