logo
Интернет-СМИ

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена важностью вопросов технологических и экономических изменений в коммуникационной сфере и практическим отсутствием теоретической системной целостности экономических, правовых и управленческих аспектов становления медиапространства России и российского большого бизнеса в условиях интеграции и глобализации. Век, в котором мы живем, называют "веком информации", а общество - "информационным". Для этого есть достаточно оснований. Картина современного мира характерна тем, что на фоне возрастающих взаимодействий и взаимозависимостей его субъектов идет не очень заметная внешне, но очень напряженная и ожесточенная по существу борьба за экономические выгоды, геополитические интересы, военное превосходство, политическое, идеологическое, влияние. И все более эффективным средством в достижении этих целей становится информационное преимущество. Усиливается информационная экспансия развитых стран. А само понятие развитости все более определяется уровнем информационно - технологического потенциала. Формирование мирового информационного сообщества становится характерной чертой современной цивилизации и глобальным фактором ее развития. Расхожие слова "мир тесен" буквально воплотились сегодня в реальность. Это означает, что упомянутый фактор может изменить сложившуюся в современном мире геополитическую расстановку сил, изменить отношения между мировыми центрами влияния, регионами, отдельными государствами.

Необходимость развития информационной культуры во многом обусловлена противоречивостью современного информационного общества. Информационные технологии, которые окружают человека, осуществляют изменение его среды и программируют его деятельность. Телевидение, Интернет, радио, СМИ создают новые образы, которые дают новые представления о реальности, которые могут расходиться с существующей действительностью. Положительные стороны глобальной информатизации, как и отрицательные, горячо обсуждаются в современных публикациях, что может служить основанием для трансляции социального опыта с учетом технологического характера, развитости информационной деятельности, а главное с учетом уровня информационных потребностей, в результате реализации которых формируется потенциал организационно-психологических взаимодействий внутри социальной системы. Это влечет за собой ориентацию информационной культуры на поддержку и развитие норм и правил поведения, связанных с информационным обменом, в котором общество воспроизводит себя не как стационарная система, опирающаяся только на тотальность контроля всех сторон жизнедеятельности, но как система динамично развивающаяся. Характер и содержание социальных связей, образующих целостность социальной жизни, становятся более эффективными благодаря признанию социальной значимости непосредственных форм коммуникации в организации процессов обращения со знанием.

В условиях информационной революции и глобализации возникает новое явления - медиакультура. Медиакультуру можно определить как совокупность информационно-коммуникативных средств, материальных и интеллектуальных ценностей, выработанных человечеством в процессе культурно-исторического развития, способствующих формированию общественного сознания и социализации личности. Медиакультура включает в себя культуру передачи информации и культуру ее восприятия; она может выступать и системой уровней развития личности, способной воспринимать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания в области медиа.

Анализом специфики медиакультуры и ее воздействия на социум в XX веке активно занимались зарубежные исследователи Р. Арнхейм, А. Базен, Р. Барт, Д. Белл, В. Беньямин, Ж. Бодрийяр, Ж. Делез, М. Маклюэн, Г. Маркузе, X. Ортега-и-Гассет, Ч. Пирс, Д. Соссюр, М. Кастельс, Ю. Кристева, Э. Тоффлер и др. В последнее десятилетие в условиях постсоветской России появилось немало интересных работ (Е. Баразговой, Е. Вартановой, А. Грабельникова, Е. Дьяковой, Л. Закса, Я. Засурского, М. Жабского, С. Кара-Мурзы, С. Кропотова, Б. Лозовского, Г. Мельника, А. Мухина, Г. Поличко, К. Разлогова, В. Савчука, А. Федорова, А. Шарикова и др.), которые исследуют непростые процессы информатизации общества, взаимоотношения медиа и власти, влияние медиакультуры на личность.

Уровень развития современных средств массовой коммуникации и специфика их всестороннего воздействия на личность доказывают, что медиа - один из факторов практической реализации теории "диалога культур". В этом смысле уместнее говорить не просто о медиакультуре, а о глобализированной информационно-коммуникационной культуре.

Информационно-коммуникативная сфера жизни современного человека обретает все большее значение, оказывая воздействие практически на всю его жизнедеятельность, на обстановку в различных странах и регионах, во всем человеческом сообществе. Все это ведет к возрастанию спроса на информацию по проблемам экономическим, социально - политическим, технологическим, экологическим и многим другим. Соответственно повышается ценность информации, она становится все более востребованной, происходит совершенствование средств коммуникации.

Методологической основой исследования является системный анализ в сочетании с описательным и компаративным методом, использованным при рассмотрении практики PR-деятельности в глобальном инфопространстве. В исследовании применялся сравнительно-исторический метод при рассмотрении исторической преемственности в развитии информационного пространства до современной, глобализированной стадии, а также метод кросс-культурного анализа при сравнении PR-деятельности в России и за рубежом (в том числе их взаимодействие в глобальном инфопространстве).

интернет информационная инфраструктура газета

Предмет исследования - функционирование PR-сопровождения деятельности компании национального масштаба в условиях глобализации Объект исследования - Интернет-СМИ "Фонтанка. Ру" и интернет-версия "КоммерсантЪ".

Цель исследования - анализ особенности PR-деятельности Интернет-СМИ в условиях информационной революции. В соответствии с поставленной целью сформулированы задачи исследования:

1. Характеристика количественной и качественной трансформации информационной инфраструктуры в современных условиях;

2. Определение особенностей Интернет-СМИ в традиционном (имеющем печатные первоисточники) и оригинальном (полностью Интернет-ресурс) вариантах.

3. Структурный анализ гипертекста и анализ элементов оформления и характеристика роли Web-дизайна как атрибутов Интернет-СМИ, выявление общих и особенных характеристик для обеих выделенных видов СМИ в Интернете.