logo
Анализ драматургии документального телефильма "Темные материи"

4. Особенности документальных телефильмов

Документальным называется фильм, в основу которого легли съёмки подлинных событий и лиц. Термин "документальный" (англ. documentary) применительно к таковому жанру/виду кино был впервые предложен Джоном Грирсоном в 1920-х годах. До этого французские журналисты и критики называли так фильмы, сделанные на материалах съёмок путешествий. Грирсон же определил документальное кино как "творческую разработку действительности".

Первые документальные съёмки были произведены ещё при зарождении кинематографа. Темой для документальных фильмов чаще всего становятся интересные события, культурные явления, научные факты и гипотезы, а также знаменитые персоны и сообщества. Мастера этого вида кинотворчества нередко поднимались до серьёзных философских обобщений в своих произведениях.

Реконструкции подлинных событий в игровом кинематографе (напр. историческая драма, байопик, и т. п.) не относятся к документальному кино.

Теперь стоит немного поговорить про жанры документального кино. Это поможет в следующей главе проанализировать принадлежность произведения к тому или иному жанру. Мы выделим несколько жанров: киноправда, художественно-документальный, исторический.

Киноправда, или "реальное кино", как его иногда называют в Америке, скорее является методом создания картины, чем жанром документалистики. Название "киноправда" было дано радикальному эксперименту, проводившемуся в США, Канаде и Франции в начале 1960-х годов. Роберт Дрю, Рики Ликок и, в особенности, Дон Пеннебейкер посвятили много времени и усилий разработке системы использования облегченных камер, которые можно было носить на плече, применяя легкие синхронные магнитофоны. Их техническое новаторство произвело в буквальном смысле революцию, радикально изменив структуру и решение документального кино.

Какое-то время определенная часть адептов нового кинематографа придерживалась убеждения, что киноправда полностью вытеснит привычное постановочное кино. Мнения по этим вопросам разошлись, однако в целом, такой подход стал новым словом в кинематографе, принятым с большим энтузиазмом и восторгом, естественно на фоне технически крепких, но скучных, статичных и предсказуемых документальных фильмов, которые демонстрировались по телесетям. Сегодня традиционные документальные картины CBS, NBC или ABC начала 1960-х забыты, в то время как фильмы, сделанные по методу киноправды, с удовольствием смотрят современные зрители. Два других жанра в пояснениях не нуждаются.

Далее хочется сказать про жанры телевизионной продукции в целом. "Основополагающей, узкоспециализированной классификацией жанровой структуры документального кино, на наш взгляд, является классификация, предложенная Г.С. Прожико. Ключевой тезис этой классификации - специфика документального образа, в строительстве которого принимает участие не только традиционная художественная образность, лежащая в основе любого явления искусства, но и выразительность логической аргументации публицистического способа изложения материала. Именно на диалектическом взаимодействии элементов публицистического способа изложения и образной трактовки строится многоформная структура современной кинодокументалистики.

Таким образом, условная причастность документального фильма к одной из четырех жанровых групп определяется диалектической пропорцией:

а) группа информационных жанров, где преобладает логический, публицистический тип аргументации;

б) очерковые формы, где взаимодействие образных и аналитических элементов создает широкий спектр жанровых структур;

в) фильм-размышление, где при всем многообразии принципов авторской аргументации (логической, публицистической, поэтической) структура подчинена форме эссе, размышления со свободным ассоциативным способом организации материала;

г) художественно-документальные жанры, где документальный материал служит основой для создания художественного образа. Здесь смыкание с игровым кинематографом бывает столь органично, что в ряде случаев трудно сделать выбор в сторону документального или игрового вида.

В предлагаемой системе нет жесткого деления на жанры, нет заданности. За творческой практикой признается способность вносить в нее коррективы, открывать новые жанровые подходы. Неизменной остается лишь сама идея жанровой определенности произведения и понятия авторского художественного метода, который определяется как уникальная система принципов отбора, оценки и воспроизведения действительности" [20].