logo
Анализ драматургии документального телефильма "Темные материи"

6. Основные специфики сериала "Темные материи"

Документальный сериал "Темные материи" был снят по заказу телеканала Discovery и выходил в эфире канала с 2011 по 2012 год. В оригинале название сериала звучит следующим образом: Dark Matters: Twisted But True. Что в переводе означает "Темные Материи: Запутанные Но Правдивые". Иногда можно наткнуться и на такой вариант перевода, однако чаще всего вторую часть названия часто опускают.

Всего было отснятно два сезона. В первом сезоне было 6 эпизодов, во втором 12 эпизодов. Премьера в мире состоялась 31 августа 2011 года непосредственно на телеканале Discovery, однако русскоозвученная версия была продемонстрирована на Российском сегменте канала Discovery лишь год спустя, а точнее 2 июня 2012 года.

Одна серия имеет хронометраж в 40 минут. В дополнение с рекламными паузами передача занимает один час эфирного времени.

На одном из интернет - ресурсов по отношению к этому сериалу был упомянут термин "внежанровая документалистика".

Сериал представляет собой соединение игровых эпизодов (так называемых реконструкций), которые могут изображать любое исторические время, допускаемое в сериале, и документальных интервью, которые происходят в настоящем. Интервью, либо комментарии, дают современные ученые и историки.

Основные специфики сериала:

1. В каждой серии рассказывается три истории. Мы условно будем называть их эпизодами. Они основаны на научных исторических фактах, то есть, случаях, реально произошедших в истории. Эти факты могут быть известными (к примеру, падение тунгусского метеорита), или не очень. Как правило, обстоятельства связанные с этими фактами туманны и непонятны, отчего сами факты за много лет обросли мифами и легендами. Отсюда вытекает главная цель сериала: рассказать зрителям обо всех обстоятельствах и всех подробностях, принадлежащих данному случаю, а в некоторых случаях и приоткрыть завесу тайны, окутывающую данный факт. Но такие случаи очень редки, так как при всех подробностях, которые известны ученым и историкам, есть очень много непонятных моментов, которые за многие десятилетия так и не удалось прояснить. В историческом плане факты могут быть взяты для сериала в следующий период: середина 18-го века, то есть, предтече современной науки - конец 20-го.

2. Соотношение игровых моментов и неигровых очень неравно. Это означает, что большую часть времени зритель наблюдает игровое действие сопровождаемое закадровым текстом, рассказывающем о данном историческо-научном факте. Это действие периодически прерывается интервью-комментарием того или иного компетентного человека.

3. Каждую серию комментируют три человека. Это означает, что на протяжении всех трех эпизодов одной серии мы можем наблюдать этих людей. Они историки, либо ученые (также бывают, например, историки науки). То есть это те люди, которые занимались изучением данного вопроса, показанного в эпизоде. В разных сериях могут присутствовать разные комментаторы, однако, очень часто люди "переходят" из одной серии в другую (то же самое можно сказать и про актеров, но их "диапазон" значительно шире "диапазона" ученых). Один комментарий дает один человек. Двое ученых в кадре никогда не появляются.

4. Иногда в комментариях можно увидеть проведение какого-нибудь небольшого научного опыта, объясняющего научное явление, показанного ранее в эпизоде (именно это мы можем видеть на примере данной серии). Это происходит, когда в эпизоде идет речь о каком-то научном открытии. Такое наглядное пояснение призвано растолковать зрителю как работает тот или иной механизм, то есть, максимально прояснить ситуацию, относительно научных моментов эпизода и целой серии в частности.

5. К уникальным особенностям сериала стоит отнести еще одни любопытный момент. Как и в любом драматургическом произведении, в этом сериале есть такое понятие как "интрига". Суть в том, что в некоторых эпизодах интрига разворачивается внутри серии, а раскрывается в комментариях. Такой подход возможен только в документалистике.

5. Все игровые части воссоздаются в исторических костюмах и интерьерах. Однако внимание стоит уделить именно на последний пункт, потому что абсолютно все интерьеры, изображенные в сериале, полностью нарисованы на компьютере. Такой подход позволяет производить съемки достаточно быстро, ведь все, что остается сделать на монтаже - это добавить необходимые фоны. В этом пункте также стоит сказать, что для упрощения этой задачи оператором всегда берутся статичные планы, которые могут меняться по крупности. Движение камеры, то есть внутрикадровый монтаж, абсолютно исключен. Однако, это может накладывать некий эффект нереальности и недостоверности, ведь внимательному зрителю видны все эти моменты. В то же время, все появления ведущего и все комментарии снимаются на настоящем фоне.

5. Ведущий появляется в начале каждой серии, а затем в начале каждого эпизод. Он говорит короткий текст, своего рода "подводку" к будущим эпизодам.