logo
Анализ драматургии документального телефильма "Темные материи"

8. Драматический разбор серии

Первое, на что стоит обратить внимание, это сами названия эпизодов данной серии. "Радиоволны смерти", "Как создать зомби", "Джекил и Хайд". Мы видим, что названия лаконичны; их главная задача заинтересовать зрителя, удержав его внимание. Допустимо использование в названии вечных образов, хотя в эпизоде "Джекил и Хайд" речь пойдет не об этих литературных персонажах.

Разбирая драматургическую конструкцию данного сериала, можно выделить одну особенность, а именно: разбор одной серии предполагает выделение трех отдельных драматургических конструкций, по одной на каждый эпизод.

В первой истории, озаглавленной "Джекил и Хайд" конструкция такова:

Экспозиция - нам рассказывают о том, чем занимается главный герой.

Завязка - когда герой случайно видит объявление о веселящем газе.

Перипетии - он проводит неудачный эксперимент, сходит с ума.

Кульминация - он выливает серную кислоту на прохожую.

Финал - его самоубийство.

Вторая история, "Как сделать зомби":

Экспозиция - герой находится в Гарварде и получает посылку с масками.

Завязка - он приезжает на Гаити.

Перипетии - история зомби (то есть, история в истории), раскрытие секрета яда.

Кульминация - опубликование исследований.

Финал - ему не верят.

Третья история, "Радиоволны смерти":

Экспозиция - Никола Тесла проводит различные опыты.

Завязка - у него появляется идея осветить города, создав огромный генератор.

Перипетии - поиск денег на опыты.

Кульминация - взрыв метеорита.

Финал - обыск офиса Теслы агентами ФБР.

Далее мы определим все ключевые понятия, которые ранее изложили в главе 1.

Тема - выдающиеся научные открытия и судьба совершивших их людей.

На примере этой серии мы видим, что все истории похожи тем, что их финалы трагичны. Некоторые в большей мере, некоторые в меньшей. И таких историй на протяжении всего сериала очень много.

Я думаю, что общей идеей всего сериала "Темные материи" можно считать фразу: "Великие открытия сопровождаются великими трагедиями". Отсюда можно выделить главную цель, сверхзадачу сериала - рассказать не только о фактах, но и о судьбах.

Конфликт - конфликтующие стороны в каждой истории представлены учеными, проводящими какой-либо эксперимент (по сути, стоящими на пороге грандиозных открытий) и другими людьми, им мешающих.

Интрига - это понятие в данном сериале разворачивается довольно специфично. Конкретнее - формат документального телесериала позволяет саму интригу помещать в действующий сюжет, а ее разрешение реализовывать в документальных комментариях (интервью), что мы и видим на примере некоторых эпизодов.