II. Информация в разных типах издания
Официальное издание
Функциональное назначение официальных изданий -- вводить в действие и распространять установленные, т.е. утвержденные соответствующими органами, нормы, требования и правила в сфере общественной жизни, науки, культуры, производства и т.д. Большинство из них, как правило, имеют обязательный характер, т.е. юридическую силу.
Официальные издания содержат информацию, необходимую для управления обществом или государством; конкретной сферой деятельности; отдельными предприятиями, учреждениями, организациями.
В зависимости от сферы действия и нормативности определяется читательский адрес официальных изданий. Так, Конституция и законы Республики Казахстан распространяются на всех граждан страны, устав -- только на сотрудников учреждения, предприятия или организации, стандарт -- только на тех, кто занят разработкой, выпуском и эксплуатацией изделия, изготовленного по этому стандарту.
Научное издание
Научные издания рассчитаны на специалистов в данной области науки, однако могут использоваться и другими категориями читателей.
Характер информации НИ определяется спецификой научного знания. Они отражают результаты или ход теоретических или экспериментальных исследований. Тематика научных изданий фактически безгранична. НИ могут отражать любые вопросы: теории, законы, гипотезы, отдельные открытия, ход исследования, описание конкретного опыта, генезис науки или научного направления, дискуссию по поводу спорных вопросов, критику каких-либо положений и т.д. Здесь описывается методика исследований, история важнейших открытий, новые явления, закономерности развития природы и общества, освещаются известные факты с новых позиций и т.п. НИ -- это инструмент и результат исследовательского труда.
Научно-популярное издание
Целевое назначение НПИ -- распространение и пропаганда научных и иных специальных знаний в области науки, техники, производства, в том числе их истории. Они содержат сведения научного или прикладного характера, но не во всем объеме, а только в виде общих законов, понятий, выводов, знание которых необходимо обществу в целом.[15]
По читательскому адресу НПИ подразделяются на издания, рассчитанные: 1) на массового читателя; 2) на лиц, не являющихся специалистами в данной области; 3) на специалистов, работающих в смежных областях науки; 4) на практических работников, желающих использовать результаты научных исследований в своей профессиональной деятельности.
Производственно-практическое издание
Производственно-практическое издание (ППИ) содержит сведения по технологии, технике и организации производства, а также из других областей производственной практики. Оно предназначено для повышения квалификации, совершенствования профессионального труда. Эта задача выполняется, в основном, тремя путями: 1) распространением передового опыта; 2) информированием о научных достижениях, имеющих прикладное значение; 3) описанием рациональных приемов труда. Издания такого содержания выпускаются в большом количестве.
ППИ имеют четкий читательский адрес, издаются для специалистов разной квалификации и для любителей.
В зависимости от широты охвата материала ППИ могут подразделяться на следующие группы изданий:
1. технология производства;
2. организация и экономика производства;
3. оборудование;
4. охрана труда и техника безопасности;
5. обмен передовым опытом.
Нормативное производственно-практическое издание
Нормативное производственно-практическое издание (НППИ) содержит нормы, правила и требования в разных сферах производственной деятельности.
Целевое назначение НППИ -- содействие руководству и рациональной организации различных сфер производственной деятельности.
Сфера и срок действия НППИ не одинакова: одни имеют юридическую силу для предприятий (учреждений, организаций) на всей территории страны, другие -- для всех предприятий одной отрасли, третьи -- в пределах одного предприятия (учреждения, фирмы). В них содержится указание на срок действия. Каждое новое издание обязательно согласовано с действующими нормативными документами.
Читательский адрес большинства НППИ -- специалисты-практики. Однако они могут быть адресованы и широкому кругу читателей: инструкция по эксплуатации бытовой техники, технике безопасности и т.д.
Учебное издание
Особенность характера информации УИ -- широкий тематический диапазон, обусловленный номенклатурой учебных дисциплин, изучаемых во всех типах учебных заведений. Предметы УИ -- это научные и прикладные сведения, но не во всем объеме, а в виде основных законов и выводов, которые составляют основу науки или прикладных знаний. Объем материала определяется программой обучения. Издаются УИ, полностью охватывающие курс, и учебные пособия по отдельным разделам.
Общетипологической классификации учебных изданий не существует. По роли в учебном процессе выделяют следующие подвиды УИ:
· учебники;
· учебные пособия;
· практикумы;
· программно-методические издания.
Общественно - политическое издание
Общественно-политическое -- это издание произведения общественно-политической тематики. В массово-политическом издании агитационно-пропагандистского и воспитательного характера информация изложена в форме, доступной широкому кругу читателей.
Книжные издания выпускаются чаще всего в обложках. Иллюстраций в них немного -- до 2% площади набора. Часто в качестве иллюстративного материала используются фотографии. В их объеме большое место занимают листовые издания. Кроме того, большая часть газет по своему содержанию и задачам относятся к массово-политическим изданиям.
Справочное издание
Справочные издания - используются во всех сферах человеческой деятельности, от научной работы до проведения досуга. Они характеризуются высокой степенью обобщения информации, достигаемой при помощи сжатого, лаконичного изложения сведений в форме готовых данных, выводов, рекомендаций. СИ -- хранилище емкостной универсальной и отраслевой информации, изложенной с максимальной плотностью.
СИ отличается от других видов изданий структурой основного текста. Оно состоит из статей, содержащих краткие ответы на предполагаемые вопросы потенциального потребителя, имеющих смысловую и композиционную законченность. Справочные статьи предназначены не для сплошного, а для выборочного чтения, поэтому группируются не в логической последовательности, а в порядке, дающем возможность быстрого нахождения необходимой информации. Чаще всего применяется алфавитная или систематическая группировка статей. Текст четко структурирован не только с помощью (статей, но и разделов, рубрик, подрубрик и пр. Специфичен язык (стиль) СИ. Он лаконичен, схематичен, предельно упрощен. Информация часто свертывается при помощи таблиц, формул и т.п. В СИ применяются сокращения, не принятые в изданиях других видов.
По функциональному назначению и характеру информации СИ принято делить на три подвида:
· энциклопедические издания
· словари
· справочники
Энциклопедия -- справочное издание, содержащее в обобщенном виде основные сведения по одной или нескольким отраслям знаний и практической деятельности, изложенные в виде кратких статей, расположенных в алфавитном или систематическом порядке.
Целевое назначение энциклопедий -- истолкование слов, и сообщение сведений по существу вопроса. Энциклопедия может быть однотомным или многотомным изданием.
Словарь -- справочное издание, содержащее упорядоченный перечень языковых единиц (слов, словосочетаний, фраз, терминов, имен, знаков), снабженных относящимися к ним справочными данными.
Словари выполняют две важнейшие функции: информативную (через слово они передают знания самым кратким путем) и нормативную (фиксируя знание и употребление слова, способствуют совершенствованию, унификации языка, утверждают нормы словоупотребления).
Справочник -- издание, носящее прикладной, практический характер, имеющее справочную систематическую структуру или построенное по алфавиту заглавий статей.
В отличие от энциклопедических изданий справочники представляют собой разработку какого-либо отдельного аспекта или направления, имеют практическую направленность, отвечают на вопросы типа «что», «кто», «как», «где», «когда» и т.д. («Справочник библиотекаря», «Средства информационной техники.Справочник», «Справочник по оргтехнике» и др.)
Издание для досуга
Цель изданий для досуга -- содействовать рациональному использованию читателями свободного времени, развитию любительского творчества и т.п. В то же время эти издания имеют гедоническую направленность, они развлекательные, помогающие приятно, весело, занимательно провести время.
По характеру информации издания для досуга подразделяются на два вида: практические издания для любителей, развлекательные издания.
Практические издания для любителей призваны дать определенную сумму знаний и помочь выработать необходимые умения и навыки в непрофессиональной деятельности с целью получить тот или иной практический результат. К ним относятся: книги в помощь молодой семье, в помощь молодой матери, по домоводству, садоводству, фото- и киносъемке, шитью, вязанию, спортивной гимнастике, косметике и т.п. Это могут быть практические пособия и руководства, буклеты, буклеты-определители, рабочие таблицы.
Развлекательные издания представлены спортивными, компьютерными и другими интеллектуальными играми, кроссвордами, гороскопами, гаданиями, сборниками песен, стихов к различным праздничным датам и др.
Характерной особенностью оформления изданий данного вида является большое количество иллюстраций, часто многокрасочных. Среди них много изданий, в которых большую часть объема занимают изображения.
Рекламное издание
Целевое назначение рекламного издания -- способствовать реализации товаров и услуг, создать спрос на них. Оно может быть рассчитано на массового потребителя и на специалиста.
Специфика информации, зафиксированной в рекламном издании, состоит в том, что здесь сочетается популярный, справочный и оценочно-рекламный текст. Большинство этих изданий выпускается в виде
· каталогов
· проспектов
· афиш
Каталог содержит систематизированный перечень имеющихся в наличии предметов и услуг.
Проспект содержит перечень предметов и услуг, планируемых к выпуску, продаже или экспонированию.
Афиша -- издание, оповещающее о каком-либо культурном мероприятии и предназначенное для расклейки (концертная афиша).
Литературно-художественное издание
Литературно-художественное (ЛХИ) -- это издание, содержащее произведение (одно или несколько) художественной литературы. В произведении художественной литературы средством познания и отражения действительности является художественное слово.
ЛХИ призваны обеспечивать ознакомление общества с содержанием произведений художественной литературы, способствовать формированию эстетического вкуса, нравственных принципов, высоких моральных качеств, содействовать отдыху. Читательское назначение этих изданий очень широко.
Форма описания произведения (стихотворная, прозаическая), жанр (большая -- роман, драма, эпос; средняя -- повесть, поэма, эссе; малая -- рассказ, стих), объект и предмет описания (духовно-нравственная сфера, социальные проблемы, область эстетики и др.) определяют характер информации, содержащейся в ЛХИ, влияют на его тип и вид.
Соотношение газет и журналов в системе журналистики.
Соотношение газет и журналов в системе журналистики является одной из основных характеристик состояния периодики страны или региона в определенный исторический момент.
Казахстан прошел в этом смысле своеобразный путь развития: первыми периодическими изданиями, возникшими в начале XVIII в., были газеты, потом их практически на целый век вытеснили журналы - «толстое» литературно-публицистическое издание, тип которого, по мнению исследователей, был выработан чисто русскими условиями и запросами читательской аудитории.
Газета и журнал - это не просто два вида периодики, это два способа воздействия на читателя, две разные формы подачи информации. Газета формирует общественное мнение ежедневно, информируя, агитируя читателей; журнал на основе созданного газетой общественного мнения вырабатывает жизненную ориентацию, определенное мировоззрение.
В современных исследованиях подчеркивается, что «предметом журналов выступают прежде всего устойчивые процессы в беспокойном содержании явлений, а газет - изменчивость в этих процессах» (выделено мной. - С.М.)
Это определение при всей его обобщенности все же несколько сужает задачи журналов за всю историю русской журналистики. При недостаточной развитости газет, русские журналы долго вынуждены были описывать изменчивость в процессах. Но если газеты эту изменчивость фиксируют, то журналы пытаются определить самые глубинные причины подобных изменений.
Заключение
Сделав общий обзор и общую характеристику основных источников журналистской информации, проанализировав различную литературу.
Получение сведений (или информации) - это всегда взаимодействие журналиста с объектом. Поэтому, выбирая тот или иной источник информации, журналист должен учитывать:
1. Общие и конкретные цели (о чем будет материал, для чего его пишет журналист - то ли он собирается только проинформировать читателя о фактах и событиях, то ли собирается познакомить с чьим-то мнением, то ли расследует причины сложившейся ситуации и пр.).
2. Доступность источников информации (если журналист не может получить доступ к документам, то ему придётся искать собеседников, которые владели бы нужной информацией.
3. Сроки сбора информации (одно дело, если у журналиста для написания материала несколько дней, и он может наблюдать за внешними действиями объектов своего изучения, встретиться со многими собеседниками лично, изучить документы. И другое дело, когда репортёр готовит заметки в номер в течение нескольких часов. В этом случае он должен ограничиться телефонным разговором со своим источником информации.).
4. Степень надёжности информации (если журналист сомневается в надёжности информации, полученной одним из методов, ему придётся проверять её с помощью других).
Существует огромное количество различных источников информации. Все они имеют ряд преимуществ и недостатков. Для успешного осуществления своих функций в обществе журналисту необходимо знать и уметь использовать все источники информации, что существенным образом обогатит и разнообразит материалы этого журналиста.
Список использованной литературы
1) Автор: Вячеслав Курицын “Журналистика 1993-1997” . Издательство: Ивана Лимбаха
2) Учебные материалы по специальному аспекту “Журналистика”
Издательство: МГИМО (У) МИД России 2009.
3) Автор: С.Г. Корконосенко “Основы журналистики” Издательство: Аспект Пресс 2009.
4) Автор: Д.Л .Стровский “Отечественная журналистика новейшего периода” Издательство: Юнити - Дана 2011.
5) Автор: А.В. Колесниченко “Практическая и теоретическая журналистика”
6)Массовая коммуникация и информация в современном мире. И.Федякин.-М., 1991.
7)Ворошилов В.В. Журналистика. СПб., 2000.
8) Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.) -- СПб., 1890--1907.
9)Моисеев В.А. Журналистика и журналисты. К.: Дакор, 2002. -- 400 с.
10)Шкондин М. Средства массовой информации: системные характеристики.
11)Гуревич С. Редакционный менеджмент.- М., 1995.
12)Ворошилов В. Журналистика :конспект лекций. - СПБ., 1999.
13)Паблик рилейшнз. Связи с общественностью в мире бизнеса. М.,1999
14)Кашинская Л. Метод наблюдения в журналистике.-М.,1987
- 20. Редакционный коллектив: особенности состава редакций переодических изданий разных типов, газеты, журналов.Г
- Типы изданий
- Теоретический материал о типе изданий
- 23. Научные журналы как тип издания.
- 2.2. Типы литературно-художественных книжных изданий
- 1. Типы изданий
- 23.Характер и тип информации как основа дифференциации изданий.
- Основные периодические издания и типы монографий