logo
Информация в разных типах издания

II. Информация в разных типах издания

Официальное издание

Функциональное назначение официальных изданий -- вводить в действие и распространять установленные, т.е. утвержденные соответствующими органами, нормы, требования и правила в сфере общественной жизни, науки, культуры, производства и т.д. Большинство из них, как правило, имеют обязательный характер, т.е. юридическую силу.

Официальные издания содержат информацию, необходимую для управления обществом или государством; конкретной сферой деятельности; отдельными предприятиями, учреждениями, организациями.

В зависимости от сферы действия и нормативности определяется читательский адрес официальных изданий. Так, Конституция и законы Республики Казахстан распространяются на всех граждан страны, устав -- только на сотрудников учреждения, предприятия или организации, стандарт -- только на тех, кто занят разработкой, выпуском и эксплуатацией изделия, изготовленного по этому стандарту.

Научное издание

Научные издания рассчитаны на специалистов в данной области науки, однако могут использоваться и другими категориями читателей.

Характер информации НИ определяется спецификой научного знания. Они отражают результаты или ход теоретических или экспериментальных исследований. Тематика научных изданий фактически безгранична. НИ могут отражать любые вопросы: теории, законы, гипотезы, отдельные открытия, ход исследования, описание конкретного опыта, генезис науки или научного направления, дискуссию по поводу спорных вопросов, критику каких-либо положений и т.д. Здесь описывается методика исследований, история важнейших открытий, новые явления, закономерности развития природы и общества, освещаются известные факты с новых позиций и т.п. НИ -- это инструмент и результат исследовательского труда.

Научно-популярное издание

Целевое назначение НПИ -- распространение и пропаганда научных и иных специальных знаний в области науки, техники, производства, в том числе их истории. Они содержат сведения научного или прикладного характера, но не во всем объеме, а только в виде общих законов, понятий, выводов, знание которых необходимо обществу в целом.[15]

По читательскому адресу НПИ подразделяются на издания, рассчитанные: 1) на массового читателя; 2) на лиц, не являющихся специалистами в данной области; 3) на специалистов, работающих в смежных областях науки; 4) на практических работников, желающих использовать результаты научных исследований в своей профессиональной деятельности.

Производственно-практическое издание

Производственно-практическое издание (ППИ) содержит сведения по технологии, технике и организации производства, а также из других областей производственной практики. Оно предназначено для повышения квалификации, совершенствования профессионального труда. Эта задача выполняется, в основном, тремя путями: 1) распространением передового опыта; 2) информированием о научных достижениях, имеющих прикладное значение; 3) описанием рациональных приемов труда. Издания такого содержания выпускаются в большом количестве.

ППИ имеют четкий читательский адрес, издаются для специалистов разной квалификации и для любителей.

В зависимости от широты охвата материала ППИ могут подразделяться на следующие группы изданий:

1. технология производства;

2. организация и экономика производства;

3. оборудование;

4. охрана труда и техника безопасности;

5. обмен передовым опытом.

Нормативное производственно-практическое издание

Нормативное производственно-практическое издание (НППИ) содержит нормы, правила и требования в разных сферах производственной деятельности.

Целевое назначение НППИ -- содействие руководству и рациональной организации различных сфер производственной деятельности.

Сфера и срок действия НППИ не одинакова: одни имеют юридическую силу для предприятий (учреждений, организаций) на всей территории страны, другие -- для всех предприятий одной отрасли, третьи -- в пределах одного предприятия (учреждения, фирмы). В них содержится указание на срок действия. Каждое новое издание обязательно согласовано с действующими нормативными документами.

Читательский адрес большинства НППИ -- специалисты-практики. Однако они могут быть адресованы и широкому кругу читателей: инструкция по эксплуатации бытовой техники, технике безопасности и т.д.

Учебное издание

Особенность характера информации УИ -- широкий тематический диапазон, обусловленный номенклатурой учебных дисциплин, изучаемых во всех типах учебных заведений. Предметы УИ -- это научные и прикладные сведения, но не во всем объеме, а в виде основных законов и выводов, которые составляют основу науки или прикладных знаний. Объем материала определяется программой обучения. Издаются УИ, полностью охватывающие курс, и учебные пособия по отдельным разделам.

Общетипологической классификации учебных изданий не существует. По роли в учебном процессе выделяют следующие подвиды УИ:

· учебники;

· учебные пособия;

· практикумы;

· программно-методические издания.

Общественно - политическое издание

Общественно-политическое -- это издание произведения общественно-политической тематики. В массово-политическом издании агитационно-пропагандистского и воспитательного характера информация изложена в форме, доступной широкому кругу читателей.

Книжные издания выпускаются чаще всего в обложках. Иллюстраций в них немного -- до 2% площади набора. Часто в качестве иллюстративного материала используются фотографии. В их объеме большое место занимают листовые издания. Кроме того, большая часть газет по своему содержанию и задачам относятся к массово-политическим изданиям.

Справочное издание

Справочные издания - используются во всех сферах человеческой деятельности, от научной работы до проведения досуга. Они характеризуются высокой степенью обобщения информации, достигаемой при помощи сжатого, лаконичного изложения сведений в форме готовых данных, выводов, рекомендаций. СИ -- хранилище емкостной универсальной и отраслевой информации, изложенной с максимальной плотностью.

СИ отличается от других видов изданий структурой основного текста. Оно состоит из статей, содержащих краткие ответы на предполагаемые вопросы потенциального потребителя, имеющих смысловую и композиционную законченность. Справочные статьи предназначены не для сплошного, а для выборочного чтения, поэтому группируются не в логической последовательности, а в порядке, дающем возможность быстрого нахождения необходимой информации. Чаще всего применяется алфавитная или систематическая группировка статей. Текст четко структурирован не только с помощью (статей, но и разделов, рубрик, подрубрик и пр. Специфичен язык (стиль) СИ. Он лаконичен, схематичен, предельно упрощен. Информация часто свертывается при помощи таблиц, формул и т.п. В СИ применяются сокращения, не принятые в изданиях других видов.

По функциональному назначению и характеру информации СИ принято делить на три подвида:

· энциклопедические издания

· словари

· справочники

Энциклопедия -- справочное издание, содержащее в обобщенном виде основные сведения по одной или нескольким отраслям знаний и практической деятельности, изложенные в виде кратких статей, расположенных в алфавитном или систематическом порядке.

Целевое назначение энциклопедий -- истолкование слов, и сообщение сведений по существу вопроса. Энциклопедия может быть однотомным или многотомным изданием.

Словарь -- справочное издание, содержащее упорядоченный перечень языковых единиц (слов, словосочетаний, фраз, терминов, имен, знаков), снабженных относящимися к ним справочными данными.

Словари выполняют две важнейшие функции: информативную (через слово они передают знания самым кратким путем) и нормативную (фиксируя знание и употребление слова, способствуют совершенствованию, унификации языка, утверждают нормы словоупотребления).

Справочник -- издание, носящее прикладной, практический характер, имеющее справочную систематическую структуру или построенное по алфавиту заглавий статей.

В отличие от энциклопедических изданий справочники представляют собой разработку какого-либо отдельного аспекта или направления, имеют практическую направленность, отвечают на вопросы типа «что», «кто», «как», «где», «когда» и т.д. («Справочник библиотекаря», «Средства информационной техники.Справочник», «Справочник по оргтехнике» и др.)

Издание для досуга

Цель изданий для досуга -- содействовать рациональному использованию читателями свободного времени, развитию любительского творчества и т.п. В то же время эти издания имеют гедоническую направленность, они развлекательные, помогающие приятно, весело, занимательно провести время.

По характеру информации издания для досуга подразделяются на два вида: практические издания для любителей, развлекательные издания.

Практические издания для любителей призваны дать определенную сумму знаний и помочь выработать необходимые умения и навыки в непрофессиональной деятельности с целью получить тот или иной практический результат. К ним относятся: книги в помощь молодой семье, в помощь молодой матери, по домоводству, садоводству, фото- и киносъемке, шитью, вязанию, спортивной гимнастике, косметике и т.п. Это могут быть практические пособия и руководства, буклеты, буклеты-определители, рабочие таблицы.

Развлекательные издания представлены спортивными, компьютерными и другими интеллектуальными играми, кроссвордами, гороскопами, гаданиями, сборниками песен, стихов к различным праздничным датам и др.

Характерной особенностью оформления изданий данного вида является большое количество иллюстраций, часто многокрасочных. Среди них много изданий, в которых большую часть объема занимают изображения.

Рекламное издание

Целевое назначение рекламного издания -- способствовать реализации товаров и услуг, создать спрос на них. Оно может быть рассчитано на массового потребителя и на специалиста.

Специфика информации, зафиксированной в рекламном издании, состоит в том, что здесь сочетается популярный, справочный и оценочно-рекламный текст. Большинство этих изданий выпускается в виде

· каталогов

· проспектов

· афиш

Каталог содержит систематизированный перечень имеющихся в наличии предметов и услуг.

Проспект содержит перечень предметов и услуг, планируемых к выпуску, продаже или экспонированию.

Афиша -- издание, оповещающее о каком-либо культурном мероприятии и предназначенное для расклейки (концертная афиша).

Литературно-художественное издание

Литературно-художественное (ЛХИ) -- это издание, содержащее произведение (одно или несколько) художественной литературы. В произведении художественной литературы средством познания и отражения действительности является художественное слово.

ЛХИ призваны обеспечивать ознакомление общества с содержанием произведений художественной литературы, способствовать формированию эстетического вкуса, нравственных принципов, высоких моральных качеств, содействовать отдыху. Читательское назначение этих изданий очень широко.

Форма описания произведения (стихотворная, прозаическая), жанр (большая -- роман, драма, эпос; средняя -- повесть, поэма, эссе; малая -- рассказ, стих), объект и предмет описания (духовно-нравственная сфера, социальные проблемы, область эстетики и др.) определяют характер информации, содержащейся в ЛХИ, влияют на его тип и вид.

Соотношение газет и журналов в системе журналистики.

Соотношение газет и журналов в системе журналистики является одной из основных характеристик состояния периодики страны или региона в определенный исторический момент.

Казахстан прошел в этом смысле своеобразный путь развития: первыми периодическими изданиями, возникшими в начале XVIII в., были газеты, потом их практически на целый век вытеснили журналы - «толстое» литературно-публицистическое издание, тип которого, по мнению исследователей, был выработан чисто русскими условиями и запросами читательской аудитории.

Газета и журнал - это не просто два вида периодики, это два способа воздействия на читателя, две разные формы подачи информации. Газета формирует общественное мнение ежедневно, информируя, агитируя читателей; журнал на основе созданного газетой общественного мнения вырабатывает жизненную ориентацию, определенное мировоззрение.

В современных исследованиях подчеркивается, что «предметом журналов выступают прежде всего устойчивые процессы в беспокойном содержании явлений, а газет - изменчивость в этих процессах» (выделено мной. - С.М.)

Это определение при всей его обобщенности все же несколько сужает задачи журналов за всю историю русской журналистики. При недостаточной развитости газет, русские журналы долго вынуждены были описывать изменчивость в процессах. Но если газеты эту изменчивость фиксируют, то журналы пытаются определить самые глубинные причины подобных изменений.

Заключение

Сделав общий обзор и общую характеристику основных источников журналистской информации, проанализировав различную литературу.

Получение сведений (или информации) - это всегда взаимодействие журналиста с объектом. Поэтому, выбирая тот или иной источник информации, журналист должен учитывать:

1. Общие и конкретные цели (о чем будет материал, для чего его пишет журналист - то ли он собирается только проинформировать читателя о фактах и событиях, то ли собирается познакомить с чьим-то мнением, то ли расследует причины сложившейся ситуации и пр.).

2. Доступность источников информации (если журналист не может получить доступ к документам, то ему придётся искать собеседников, которые владели бы нужной информацией.

3. Сроки сбора информации (одно дело, если у журналиста для написания материала несколько дней, и он может наблюдать за внешними действиями объектов своего изучения, встретиться со многими собеседниками лично, изучить документы. И другое дело, когда репортёр готовит заметки в номер в течение нескольких часов. В этом случае он должен ограничиться телефонным разговором со своим источником информации.).

4. Степень надёжности информации (если журналист сомневается в надёжности информации, полученной одним из методов, ему придётся проверять её с помощью других).

Существует огромное количество различных источников информации. Все они имеют ряд преимуществ и недостатков. Для успешного осуществления своих функций в обществе журналисту необходимо знать и уметь использовать все источники информации, что существенным образом обогатит и разнообразит материалы этого журналиста.

Список использованной литературы

1) Автор: Вячеслав Курицын “Журналистика 1993-1997” . Издательство: Ивана Лимбаха

2) Учебные материалы по специальному аспекту “Журналистика”

Издательство: МГИМО (У) МИД России 2009.

3) Автор: С.Г. Корконосенко “Основы журналистики” Издательство: Аспект Пресс 2009.

4) Автор: Д.Л .Стровский “Отечественная журналистика новейшего периода” Издательство: Юнити - Дана 2011.

5) Автор: А.В. Колесниченко “Практическая и теоретическая журналистика”

6)Массовая коммуникация и информация в современном мире. И.Федякин.-М., 1991.

7)Ворошилов В.В. Журналистика. СПб., 2000.

8) Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.) -- СПб., 1890--1907.

9)Моисеев В.А. Журналистика и журналисты. К.: Дакор, 2002. -- 400 с.

10)Шкондин М. Средства массовой информации: системные характеристики.

11)Гуревич С. Редакционный менеджмент.- М., 1995.

12)Ворошилов В. Журналистика :конспект лекций. - СПБ., 1999.

13)Паблик рилейшнз. Связи с общественностью в мире бизнеса. М.,1999

14)Кашинская Л. Метод наблюдения в журналистике.-М.,1987