logo
Использование компромата в средствах массовой информации

Введение

Впервые в российской истории значительная часть политической элиты стала формироваться в условиях открытой конкурентной политической борьбы. Однако в настоящее время среди избирателей России наблюдается определенная политическая апатия, усталость от выборов. Растет число «не голосующих» избирателей и избирателей, голосующих «против всех». Многие избиратели бойкотируют выборы, чтобы таким образом выразить свой протест не только против ухудшения качества жизни, но и против методов и средств, с помощью которых ведутся избирательные кампании.

Все чаще победа на выборах достигается не в открытой конкурентной борьбе, не в столкновении мнений и программ, не благодаря эффективному использованию гуманитарных технологий, а путем грубого манипулирования избирателями. Не случайно сегодня в российский политический лексикон все активнее внедряются такие термины, как «грязные технологии», «черный PR», «антитехнологии» и тому подобное.

В тот период, когда в нашей стране только начинались альтернативные выборы в органы власти, само понятие «пиаровских технологий» относилось к разряду ругательств. Считалось чем-то грязным и кощунственным, что политик избирается не ввиду своих личных качеств, а под воздействием какого-то придуманного «имиджа» и различных манипуляций сознанием; первоначально для этой цели использовались зарубежные, преимущественно американские, методики, поэтому все подобные явления можно было отнести к «тлетворному влиянию Запада». Постепенно избиратель привык к этому; появились и удачные отечественные разработки; профессия имиджмейкера стала одной из самых высокооплачиваемых и престижных. В то же время ряд «пиаровских» кампаний носил откровенно скандальный характер, с вытаскиванием на свет всевозможного «грязного белья» и применением «ударов ниже пояса».

В целях сохранения благоприятного имиджа профессии PR-специалисты объявили о своей непричастности ко всем подобным явлениям, а их источником стали считаться некие мрачные личности без чести и совести, названные «черными пиарщиками». На сегодняшний день принят ряд декларативных заявлений, а также кодекс профессиональных этических принципов в области связей с общественностью, признаваемый всеми известнейшими PR-специалистами.

В целом «грязные» избирательные технологии, используемые властями всех уровней, кандидатами и нанятыми ими технологами, это главное, что подрывает у населения России веру в демократию, справедливость и власть государственную.

Цель работы состоит в анализе использования компромата в СМИ. В соответствии с этой целью задачи работы сформулированы следующие:

общая характеристика технологий «чёрного PR» и особенности компромата как разновидности «чёрного PR»;

анализ форм компромата с привлечением практических примеров.

Работа состоит из двух частей - теоретической и практической.

В практической части приводятся публикации из еженедельной газеты «Новое дело».

Для написания работы использованы различные источники по СМИ и политическим технологиям. Основные из них: «Психология манипуляции. Феномены, механизмы, защита» (автор Е. Л. Доценко); «Манипуляция сознанием» (автор С. Кара-Мурза) и «Манипуляторы сознанием» (автор Г. Шиллер). Из работ последних лет на эту тему особенно много монографий и публикаций украинских авторов: «Психологические войны» и «Коммуникативные технологии ХХ века» (автор обеих Г.Г. Почепцов); «Живые новости» (автор О. Пиронкова), «Журналистика и политика» (авторы Б.Б. Багиров и М.М. Ковалёва).