logo
Анализ общественно-политического журнала "Югра" за 2003-2005 гг.

1.1 Понятие, сущность и характеристика общественно-политической прессы

Предметом отображения общественно-политической прессы является то, о чем журналист пишет - явление, более или менее описанное и раскрытое в материале (например, в статье «Почему Путин краб?»). Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра. Учебное пособие. - М.: Инфра - М, 2004. - С. 53. Для общественно-политического текста в качестве предмета отображения более характерны явления, находящиеся в окружающем автора мире - в этом общественно-политический текст схож с информационной и художественно-публицистической журналистикой. Но не исключен и вариант самоанализа журналиста - изучения явлений собственного внутреннего мира, - который свойственен самоаналитическим публикациям. Эту «предметную развилку» и можно считать отличительным признаком общественно-политической прессы.

Говоря конкретно об общественно-политической прессе с этой точки зрения, воспользуемся словами А.А. Тертычного: «Публикации этих жанров различаются тем, что одни из них освещают «первичную реальность» - различные предметные, онтологические ситуации, практические действия, процессы, а другие - «вторичную реальность» - информационные явления (книги, фильмы, телепередачи и т.п.)…». Тертычный А.А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход. - М.: Наука, 2008. - С. 45. «Первичную» освещают в основном общественно-политические статьи и корреспонденции, «вторичную» - рецензии, обзоры прессы и литературно-критические статьи. Комментарии, обозрения и «постановочные» корреспонденции и статьи, в свою очередь, освещают и ту и другую. Тертычный А.А. Аналитический инструментарий журналиста // Деловая пресса России: настоящее и будущее. - М.: Аст, 2009. - С. 71.

В качестве основного метода отображения реальности общественно-политическая пресса использует рационально-познавательный (логический) метод на его теоретическом уровне. Абдрашитов Б.М. Учитесь мыслить нестандартно. - М.: Инфра - М, 2010. - С. 36. В отличие от нее, информационная использует эмпирический уровень этого метода, создавая только «картинку» явления, в то время как общественно-политическая пресса ориентирована на глубокое изучение причинно-следственных связей, тенденций развития, оценок, основательности аргументации и т.п. Пожалуй, самым значимым жанрообразующим фактором является целевая установка отображения предмета, которая проявляется в степени детализации и глубине постижения связей. Автор общественно-политической прессы хочет ввести читателя в курс дела, показать явление не в отрыве от действительности, а наоборот, в тесной с ней связи, предложить аудитории вместе с ним поразмышлять о возможностях развития ситуации и т.д.

На подобное глубокое изучение одиночного явления направлена общественно-политическая корреспонденция, взаимосвязанного ряда явлений (с выявлением тенденций, периодов) - аналитическая статья. Обозрение сообщает о важнейших событиях за определенный период времени (в определенной сфере общественной жизни, в одной стране и т.д.), обзор печати кратко знакомит с прессой, оценивает ее, рецензии и литературно-критические статьи оценивают произведения искусства и «разбирают» их.

«Постановочные» статья и корреспонденция дают программы действий по отношению к явлениям. Как упоминалось выше, указанные три фактора не являются единственными. Ким М.Н. Технология подготовки журналистского произведения. - СПб.: Питер, 2010. - С. 51. Так А.А. Тертычный и призывает обратить внимание на четвертый жанрообразующий фактор, который считает крайне важным - методы и формы репрезентации материала аудитории. Тертычный А.А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход. // Там же. - С. 46.

Говоря об их влиянии на жанрообразование, мы будем рассматривать ситуацию, когда все прочие необходимые факторы уже присутствуют. Методов репрезентации различают три. Используя метод сообщения, журналист создает информационные жанры - заметку, хронику или информацию. Когда к этому методу добавляется метод повествования, возникают тексты вроде информационной корреспонденции, применив с этими двумя методами еще и метод изложения, автор получит жанр «наглядного отображения» - репортаж, очерк, фельетон. Краснова Т.И. Сообщение и понимание // Современная периодическая печать в контексте коммуникативных процессов: Материалы научно-практического семинара 25 марта 2013 г. / Редкол.: Б.Я. Мисонжников (ред.-сост.), M.H. Ким, С.В. Смирнов. - СПб.: СПбГУП, 2013. - С. 52.

В последние годы в журналистике появилась тенденция стирания границ между жанрами, смешения их признаков и функций, одни жанры изживают себя, другие наоборот приобретают чрезвычайную популярность. Поэтому приведенная здесь схема образования жанров общественно-политической прессы не предлагается к восприятию как догма, однако ее следует иметь в виду.

Журналистские общественно-политические жанры и система их образования нам интересны еще и потому, что выбор способа, которым журналист донесет информацию до читателя, тоже есть элемент авторской позиции. Смирнов С.В. От профессионального призвания к творческим успехам и свершениям // Средства массовой информации в современном мире: Тезисы научно-практической конференции 23 - 24 апр. 1997 г. /Отв. ред. В.И. Коньков. - СПб.: СПбГУ, 1997. - С. 34. Хотя, конечно, не стоит забывать и о политике и плане издания, которые в той или иной загоняют этот выбор в определенные рамки. У каждого издания есть модель (в данном случае нас интересует содержательно-тематическая), в которой определено, какую направленность будет иметь издание, какие темы в каких разделах оно будет освещать, их жанровое исполнение. Эту модель конкретизируют редакционные планы, отступать от которых журналисты могут лишь в крайних случаях. Необходимость следовать плану и есть один из факторов, стесняющих свободу журналиста в самовыражении в общественно-политической прессе.