logo
История журналистского образования

1) История журналистского образования

журналистское образование советский

История журналистского образования, его модернизация и развитие - одна из ведущих тем, освещаемых отечественными и зарубежными СМИ на протяжении долгого времени. В течение этого же времени шли поиски ответа на вопрос, каким должен быть журналист. Этот вопрос волновал многих представителей журналистики прошлого. В России журналистское образование постоянно обогащается. Школы и лицеи с журналистской подготовкой, Малые академии наук, журналистские курсы, интернет-курсы по журналистике, университеты с факультетами журналистики, курсы по журналистской переподготовке… С развитием структуры журналистского образования улучшается качество журналистских материалов. Студенты факультета журналистики на начальном этапе обучения получают необходимые знания, которые в будущем будут применять на практике. Курсы переподготовки, съезды, саммиты дают широкие возможности узнать о новых технологиях и методах деятельности СМИ. Расширение структуры журналистского образования и самообразования имеет чрезвычайно важное значение в отношении политического, культурного развития социума.

В России первые попытки создания образовательных учреждений для журналистов были предприняты также в начале ХХ в. Когда в несколько раз увеличилось число изданий по сравнению с дореформенным временем, встал вопрос о профессиональных кадрах. До тех пор штаты редакций комплектовались из случайных людей.

Проект создания высшей школы журналистики обсуждался в Петербурге в 1902 году. Предусматривалось, что возглавить ее должен известный в ту пору писатель Петр Дмитриевич Боборыкин, весьма образованный человек, имеющий юридическое образование. Но этому проекту не суждено было сбыться. Вместо высшей школы открылись в Москве научные и практические курсы для журналистов под руководством профессора Леонида Евстафьевича Владимирова. Курсы предназначались для того, чтобы «лицам, не получившим образования на юридическом факультете, дать систематическое собрание этико-юридических знаний, необходимых для понимания и обсуждения вопросов общественной жизни, составляющей предмет так называемой публицистики». [2]. Учеба началась 1 февраля 1905 года и была прервана через девять месяцев в связи с декабрьским вооруженным восстанием. [9].

Больше в России до революции учебных заведений для журналистов не существовало. Правда, находясь за рубежом, В. И. Ленин и его соратники обучали журналистике рабочих, приехавших из России. Еще в 1904 г. Русские эмигранты-партийцы пытались организовать обучение газетному делу в Женеве. Эта идея была реализована в 1909 году в партийных школах на Капри, в 1910 году - в Болонье и в 1911 году - в Лонжюмо под Парижем. Для слушателей этих школ читали лекции и учили их практической журналистике В. И. Ленин, А. М. Горький, А. А. Богданов, А. В. Луначарский, Н. А. Семашко, Ю. М. Стеклов, И. Арманд, Н. К. Крупская и другие известные партийные публицисты.

В самой же России просвещением журналистов занимались профессиональные издания, в частности петербургский журнал «Сотрудник печати», который ввел специальную рубрику для начинающих журналистов. Учебная комиссия в московском издательстве «Луч» тоже исполняла такие консультационные функции. После революции стала бурно создаваться новая печать, появились издания для разных слоев населения - рабочих, крестьян, солдат. Журналисты старых газет эмигрировали или перешли на другую работу. Партийные публицисты заняли руководящие посты в новых партийных и государственных структурах. Газеты испытывали острый недостаток кадров. Об этом шел разговор на первом съезде журналистов в 1918 году. Тогда же Пролеткульт предпринял попытку организовать в Москве курсы журналистов.

В Петрограде школу журналистики, по утверждению А. Ф. Бережного, очевидно, организовало Общество журналистов. По воскресеньям читали лекции для работников печати А. И. Куприн («О репортере и газете»), А. В. Амфитеатров («О редакторе»), И. Л. Левин («Экономика газетного хозяйства»). Программа была напечатана в газете «Вечернее слово» в 1918 году. Но школа просуществовала недолго.

Толчком для развития журналистского образования в стране был УШ съезд партии (март 1919 г.), который предлагал серьезно озаботиться комплектованием редакций профессиональными журналистами. В результате в том же году была открыта школа журналистов при РОСТА (Российском телеграфном агентстве) [9]. Ее задача - подготовить группу склонных к журналистике людей из рабочей и крестьянской среды. На учебу в школу направляли в основном редакции местных газет. Набор - 50 человек. Многое сделал для этой школы директор РОСТА Платон Михайлович Керженцев, специалист по научной организации труда, автор первого учебника по журналистике «Газета. Ее организация и техника». Но курсы были краткосрочными - полутора - трехмесячными и знакомили только с азами газетного дела. За короткий срок она выпустила 136 газетчиков. По ее примеру открылись школы в Петрограде, Екатеринбурге, Ташкенте, Баку, Смоленске, Казани, Витебске.[10]. Тем не менее эти школы - это журналистский ликбез, обучение низшего звена газетных работников - литправщиков, хроникеров, выпускающих. Школа не решила проблемы подготовки квалифицированных журналистов и тем более руководящего состава. Именно поэтому все активнее обсуждался вопрос о создании института журналистики.

Уровень подготовки после года обучения не отвечал растущим потребностям журналистской практики. Поэтому на Ш Всероссийском съезде работников печати (1922) встал вопрос о том, что институты должны давать не только практическую подготовку, но и достаточную общеобразовательную. Это требовало увеличения срока обучения студентов. В 1923 г. декретом Совнаркома московский институт был преобразован Государственный институт журналистики (ГИЖ) с трехлетним сроком обучения [11].

Были и другие формы обучения. В 1924 году открылись секции газетного дела в Коммунистическом университете народов Востока и в Коммунистическом университете нацменьшинств Запада для обучения и направления кадров в газеты на национальных языках и выходящих в национальных республиках Союза. Журналистские факультеты и отделения открылись в комуниверситетах Белоруссии, Закавказья, Средней Азии, Татарии и других (общим числом 45).

Таким образом, к концу 20-х годов существовали самые разнообразные формы подготовки журналистов: от курсовых и начальных школ, техникумов до институтов и университетов, от академических до партийно-политических. И все-таки уровень образования, и тем более специального, был весьма невысок. По широкому исследованию, проведенному в конце 20-х годов, выяснилось, что только 4,5% учились журналистике. Общий уровень образования газетчиков также был весьма низок . в 50-е годы начала формироваться и в общих чертах определяться система подготовки журналистов в университетах.

В 1954 г. открылся факультет журналистики во Львовском университете. Но особенно бурный рост новых отделений и факультетов журналистики начался в 60-е годы - годы хрущевской «оттепели». Открылись новее отделения и факультеты в Воронежском, Дальневосточном, Иркутском, Казанском, Кишиневском, Ростовском и других университетах.

В ведущих вузах появились новые кафедры. Более основательно стал изучаться процесс производства газет, техники газетного дела, полиграфическое дело. Читался курс «Технология полиграфического производства». Студенты знакомились с этим практически в ходе выпуска учебной газеты в типолабоараториях, проходя производственную практику в редакциях, стали изучать стенографию, машинопись, фотодело.

К середине 60-х годов началась подготовка, сначала в МГУ, потом и в других крупных университетах, журналистов для радио и телевидения. Вышли первые учебники и учебные пособия по теле-, радиожурналистике.

Весьма заметной вехой в журналистском образовании стал 1972 г., когда было принято постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране». В ходе его реализации в 1973 г. В 80-е годы усиленное внимание уделялось практической подготовке журналистов. Появился курс «Журналистское мастерство», развивались формы индивидуальной работы студентов. Совершенствовалась система учебной и производственной практики, для ее проведения сложилась система базовых редакций, были разработаны четкие программы практики, дневники и формы отзыва редакции о ее прохождении. Итоги подводились на «Днях практики». Для первокурсников вводилась ознакомительная практика, в ходе которой студенты узнавали о работе предприятий, учреждений, общественных организаций, многотиражных и районных газет. Девяностые годы у всех на памяти. В эти годы Россия переживает самые сложные и переломные моменты. Изменилась система государственного устройства. Трансформировалась система средств массовой информации. Отменена цензура. Пресса стала более свободной, хотя определенные формы зависимости остались и появились новые. Сейчас в России более сотни государственных и коммерческих вузов готовят журналистов разных профилей, работников рекламы и паблик рилейшнз, дизайнеров, менеджеров и маркетологов в области журналистики и рекламы. В 90-е годы появились Государственные стандарты по направлению и специальности «Журналистика», в которых помимо существующих прежде дисциплин предусмотрены курсы по правовым основам журналистики, социологии журналистики, психологии журналистики, этике профессии, экономике СМИ, по рекламе и паблик рилейшнз. Усилился блок дисциплин по зарубежным средствам массовой информации, появились курсы «Введение в мировую журналистику», «Зарубежные СМИ», «Международное гуманитарное право».