Анализ общественно-политического журнала "Югра" за 2003-2005 гг.

курсовая работа

Заключение

В соответствии с темой данной курсовой работы, поставленной целью и задачами, нами установлено, что предметом отображения общественно-политической прессы является то, о чем журналист пишет - явление, более или менее описанное и раскрытое в материале. В качестве основного метода отображения реальности общественно-политическая пресса использует рационально-познавательный (логический) метод на его теоретическом уровне. Специфика общественно-политической журналистики заключается в ее нацеленности на доказательное изложение идеи и отстаивание авторской позиции. Новость передается через систему мнений, ожидаемых читателем, для чего используется ряд определенных методов и технологий.

На нынешнем этапе развития журналистики общественно-политическая пресса не относится к числу самых рейтинговых публикаций, поэтому их авторы заинтересованы в поддержании и сохранении аудитории как ни какие другие. Для достижения этой цели часто используются способы манипулятивного воздействия целевую аудиторию, среди которых вторжение, уход, самораскрытие, вовлечение. Заражение, внушение и подражание - основные способы массово-коммуникативного воздействия на аудиторию в общественно-политической журналистике.

В настоящий момент общественно-политические публикации стабильно востребованы только среди 2000 тыс. человек, свыше 5000 опрошенных респондентов не обращаются к аналитическим СМИ. Это свидетельствует о том, что уровень популярности общественно-политических СМИ среди современной аудитории находится на достаточно низком уровне. Причины данной тенденции могут крыться и в упадке уровня СМИ, и в упадке уровня интереса к насущным событиям среди аудитории. При этом, часто к развлекательным СМИ обращаются 54,5% респондентов, иногда - 42,3% и только 3,2% респондентов никогда не интересуются развлекательными СМИ. В сравнении с востребованностью среди аудитории общественно-политической прессы данный показатель является крайне малым и свидетельствует о том, что вкусовые предпочтения современной аудитории радикально изменились.

Журнал «Югра» выходит один раз в месяц, полноцветный глянец, 100 страниц, тираж 2150 экземпляров. Главный журнал округа отражает основные аспекты жизни Ханты-Мансийского автономного округа - Югры: этнографическую, экономическую, социальную ситуацию в регионе, знаменательные события культурной и научной жизни югорчан, уникальную историю и самобытную культуру земли, знакомит с произведениями современных авторов.

Для того, чтобы оценить силу воздействия на аудиторию методов и средств общественно-политических публикаций журнала Югра, проведем анализ мнений аудитории по основным группам потребителей информации. В опросе участвовало 100 человек, по 25 человек из каждой группы потребителей информации. Вначале нами было предложено оценить уровень языка общественно-политических публикаций журнала Югра по категориям «Нравится / Не нравится / Затрудняюсь ответить». Исследование показало, что в настоящий момент большей части групп потребителей информации уровень языка общественно-политических публикаций журнала Югра не нравится. Подавляющее число респондентов из всех групп потребителей информации (68 человек) ответили, что не нравится, нравится - 15 человекам, затруднились ответить - 17 человек.

Далее нами был проведен опрос, на основе которого удалось определить, насколько группы потребителей информации удовлетворены уровнем подачи информации в общественно-политических публикациях журнала Югра. В отношении уровня подачи информации общественно-политических публикаций журнала Югра результаты опроса сложились иначе: нравится только 58 человекам, 19 - не нравится, и 23 человека затруднились ответить.

Далее автором работы был проведен опрос на предмет выяснения того, как группы потребителей информации относятся к уровню достоверности материалов общественно-политических публикаций журнала Югра. Результаты опроса представлены в таблице 3. 36 человекам из опрошенных респондентов не нравится уровень достоверности материалов общественно-политических публикаций журнала Югра, 20 человек затруднились ответить. Это свидетельствует о том, что в настоящий момент основные уровни подачи информации в общественно-политических публикациях журнала Югра, такие, как язык, уровень подачи и достоверности информации не удовлетворяет потребностям практически половины опрошенных респондентов, что свидетельствует о снижении качества общественно-политических публикаций журнала Югра, их сравнительном равнодушии к удовлетворению интересов целевой аудитории. То есть у редакции издания существует острая необходимость озадачиться вопросом уровня правдивости и стиля подачи информации.

Таким образом, цель работы, поставленная во введении, - достигнута, задачи - решены.

Список использованных источников и литературы

Нормативно-правовые источники:

1. Конституция РФ от 12.12.1993 г. - М.: Юрайт, 1993. - 100 с. (ред. от 01.01.2014 г.).

2. Федеральный закон РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. N149-ФЗ // Российская газета. 2006 г. 9-ФЗ (ред. от 28.12.2013 г.).

3. Федеральный закон РФ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 28 июля 2012 г. № 139-ФЗ // Российская газета. 2012 г. (ред. от 01.01.2014 г.).

4. Закон РФ «О средствах массовой информации» (о СМИ) от 27.12.1991 N 2124-1 // Российская газета. 1991 г. (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.09.2013).

Учебная и научная литература:

5. Абдрашитов Б.М. Учитесь мыслить нестандартно. - М.: Инфра - М, 2010. - 550 с.

6. Абрамян Д.Н. Общепсихологические основы художественного творчества. - М.: Аст, 2007. - 330 с.

7. Агзамов Ф.И. Журналистское расследование активности личности. - 4-е изд. доп. и перераб. - Казань, 2009. - 440 с.

8. Андреев Г.М. Основы теории литературно-художественного произведения. - Минск, 2011. - 255 с.

9. Арнаудов М. Психология литературного творчества. 5-е изд. доп. и перераб. - М.: Инфра - М, 2010. - 380 с.

10. Бекасов Д.Г. Корреспонденция, статья - жанры публицистики. - 5-е изд. доп. и перераб. - М.: Наука, 2012. - 294 с.

11. Бухарцев Р.Г. Психологические особенности журналистского творчества. - Свердловск, 2005. - 440 с.

12. Ворошилов В.В. Типология журналистики. - СПб.: Питер, 2008. - 315 с.

13. Гордович К.Д. Современная отечественная публицистика. - М.: Инфра - М, 2010. - 390 с.

14. Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра. Учебное пособие. - М.: Инфра - М, 2004. - 288 с.

15. Дзялошинский И.M. Творческая индивидуальность в журналистике. - М.: Аст, 2011. - 370 с.

16. Журналист и информация. / Под ред. С.Г. Корконосенко. - СПб.: Питер, 2011. - 410 с.

17. Ким М.Н. Внутриредакционное взаимодействие журналистов: мнения и оценки. / Правовые и социально-экономические аспекты деятельности СМИ. - СПб.: Питер, 2009. - 450 с.

18. Ким М.Н. Технология подготовки журналистского произведения. - СПб.: Питер, 2010. - 340 с.

19. Краснова Т.И. Сообщение и понимание // Современная периодическая печать в контексте коммуникативных процессов: Материалы научно-практического семинара 25 марта 2013 г. / Редкол.: Б.Я. Мисонжников (ред.-сост.), M.H. Ким, С.В. Смирнов. - СПб.: СПбГУП, 2013. - 250 с.

20. Кузин В.И. Психологическая культура журналиста. - СПб.: Альфа, 2007. - 510 с.

21. Кузнецова О.Г. Основные способы воздействия СМИ на читательскую аудиторию // Основы информационной культуры / Отв. ред. С.В. Смирнов. - СПб.: Питер, 2008. - 466 с.

22. Кузьменко-Наумова О.Д. Смысловое восприятие знаковой информации в процессе чтения. - Куйбышев, 2010. - 357 с.

23. Лазутина Г.В. Технология и методика журналистского творчества: Методические указания. - М.: Наука, 2009. - 120 с.

24. Мансурова В. Журналистская картина мира: проблема адекватности отражения действительности // Средства массовой информации в современном мире: Тезисы научно-практической конференции 23 - 24 апр. 2010 г. / Отв. ред. В.И. Коньков. - СПб.: СПбГУ, 2010. - 190 с.

25. Маркелов К.В. Самоактуализация журналиста (Развитие профессиональной мотивации) //Вестник Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. - 2010. - № 5. - С. 17 - 23.

26. Накорякова К.М. Литературное редактирование материалов массовой информации: Учебное пособие. - М.: Инфра - М, 2011. - 340 с.

27. Основы творческой деятельности журналиста. / Ред.-сост. С.Г. Корконосенко. - СПб.: Питер, 2012. - 400 с.

28. Основные понятия теории журналистики. / Под ред. Я.Н. Засурского. - М.: Инфра - М, 2009. - 466 с.

29. Пронин Е.И. Выразительные средства журналистики. - М.: Инфра - М, 2011. - 350 с.

30. Свитич Л.Г. Эффективность журналистской деятельности. - М.: Аст, 2011. - 450 с.

31. Смирнов С.В. От профессионального призвания к творческим успехам и свершениям // Средства массовой информации в современном мире: Тезисы научно-практической конференции 23 - 24 апр. 1997 г. /Отв. ред. В.И. Коньков. - СПб.: СПбГУ, 1997. - 150 с.

32. Стюфляева М.И. Образные ресурсы публицистики. Человек в публицистике: (Методы и приемы изображения и исследования). - М.: Наука, 2009. - 220 с.

33. Стюфляева М.И. Технология создания журналистского произведения. - М.: Просвещение, 2009. - 550 с.

34. Таловов В.П. О читательской психологии и теоретических основах ее изучения. - СПб.: Питер, 2009. - 390 с.

35. Тепляшина А.Н. Жанровая теория и журналистский текст // Современная периодическая печать в контексте коммуникативных процессов: Материалы научно-практического семинара 25 марта 1997 г. / Редкол.: Б.Я. Мисонжников (ред.-сост.), М.Н. Ким, С.В. Смирнов. - СПб.: СПбГУП, 1997. - 220 с.

36. Тертычный А.А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход. - М.: Наука, 2008. - 390 с.

37. Тертычный А.А. Аналитический инструментарий журналиста // Деловая пресса России: настоящее и будущее. - М.: Аст, 2009. - 234 с.

38. Федотова Л.Н. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления. - М.: Инфра - М, 2006. - 360 с.

39. Цепцов В.А. Психологическая модель понимания сложных структур текста (на материале текстов массовой информации): Автореф. канд. дис. - М.: МГУ, 2011. - 20 с.

40. Шостак М.И. Работа современного репортера: Учебное пособие. - М.: Инфра - М, 2006. - 460 с.

Интернет - ресурсы:

41. Анализ рынка СМИ России. РосБизнесКонсалтинг. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rbc.ru/

42. Анализ аудитории различных видов СМИ России. РосБизнесКонсалтинг. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rbc.ru/

43. Журнал Югра. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ugra-start.ru/

Приложение 1

Форма опроса для оценки уровня языка общественно-политического журнала Югра

Уважаемые респонденты!

Просим Вас принять участие в опросе, благодаря которому мы сможем узнать, насколько Вам нравится уровень языка общественно-политического журнала Югра. Перед Вами ниже находится форма, в которой даны три возможных варианта ответов. Выберите ту категорию потребителей информации, к которой Вы относитесь, и подчеркните ее, и тот вариант ответа, который в наибольшей степени отражает Ваше мнение об уровне языка публикаций общественно-политического журнала Югра.

В нужной графе поставьте знак «+»

Участие в опросе анонимное.

Бланк опроса «Уровень языка публикаций общественно-политического журнала Югра»

Группа потребителей информации

Не нравится

Нравится

Затрудняюсь ответить

Студенты

Бизнесмены/Предприниматели

Производственные рабочие

Безработные

Итого

Благодарим за участие в опросе!

Приложение 2

Форма опроса для оценки уровня подачи информации в публикациях общественно-политического журнала Югра

Уважаемые респонденты!

Просим Вас принять участие в опросе, благодаря которому мы сможем узнать, насколько Вам нравится уровень подачи информации в публикациях общественно-политического журнала Югра. Перед Вами ниже находится форма, в которой даны три возможных варианта ответов. Выберите ту категорию потребителей информации, к которой Вы относитесь, и подчеркните ее, и тот вариант ответа, который в наибольшей степени отражает Ваше мнение об уровне подачи информации в публикациях общественно-политического журнала Югра.

В нужной графе поставьте знак «+»

Участие в опросе анонимное.

Бланк опроса

«Уровень подачи информации в публикациях общественно-политического журнала Югра»

Группа потребителей информации

Не нравится

Нравится

Затрудняюсь ответить

Студенты

Бизнесмены/Предприниматели

Производственные рабочие

Безработные

Итого

Благодарим за участие в опросе!

Приложение 3

Форма опроса для оценки уровня достоверности информации публикаций общественно-политического журнала Югра

Уважаемые респонденты!

Просим Вас принять участие в опросе, благодаря которому мы сможем узнать, насколько Вы удовлетворены достоверностью подачи информации в публикациях общественно-политического журнала Югра. Перед Вами ниже находится форма, в которой даны три возможных варианта ответов. Выберите ту категорию потребителей информации, к которой Вы относитесь, и подчеркните ее, и тот вариант ответа, который в наибольшей степени отражает Ваше мнение об уровне достоверности информации в публикациях общественно-политического журнала Югра.

Делись добром ;)