История шрифтов

контрольная работа

1. История развития шрифтов

Первой письменной формой передачи мысли была пиктография -- рисунки на стенах пещер и на скалах.

Узелковое письмо.

Идеография -- следующий этап после пиктограмм.

Иероглифы Древнего Египта, знаки-символы были предшественниками современного письма. Немного позже, иероглифы использовались для передачи начального звука названия предмета, явления, события, но полного перехода на фонетическое письмо не произошло.

Первый алфавит литеро-фонетического письма создали финикийцы. Этот алфавит стал первоисточником большинства алфавитов мира -- греческого, латинского, кириллического и прочих.

Греки усовершенствовали финикийский алфавит, введя в него гласные звуки-литеры. Знаки литеры его очень простые, имеют чёткие линии одной толщины, и состоят из простых геометрических форм -- круга, треугольника, отрезка. Древнегреческий алфавит стал первым алфавитом в Европе.

Латинский и кириллический алфавиты построены на единой графической основе и возникли они с древнегреческих надписей -- капиталов.

Образец римского капитального письма. Надпись на колонне Траяна в Риме.

Маюскул высекался на каменных плитах, колоннах, триумфальных арках. Одним из видов рукописного маюскула было письмо квадрата. Литеры такого письма характеризуются плавными утолщениями и засечками. Более узкие и декоративные литеры -- рустика. Ещё один вариант рукописного римского письма -- курсив.

В VI веке появляется новый стиль письма -- унциал. Литеры этого шрифта характеризовались выступом концов за пределы верхних и нижних линий ряда. Развитие данного шрифта является полуунциал. Этот период стал переходным от маюскульного письма к минускульному.

В IX веке распространяется каролингский минускул -- шрифт, литеры которого используются и в наше время.

В XI--XII веках развивается готическое письмо. Готический шрифт имеет множество разновидностей по характеру начертания: текстура, бастарда, ротунда, декоративный, ломбардские версалы, а позже фрактура.

Круглоготический, швабский шрифт стал переходной формой к письму эпохи Возрождения. В это время возрастает внимание ко всему античному, копии античных текстов переписывают шрифтом, получившем название «антиква». В это же время появляются первые трактаты про строение литер на основе квадрата, его диагоналей и вписанного в квадрат круга. Автор трактата Лука Пачоли.

В трактате Жоффруа Тори «Цветущий луг», литеры построены в квадрате, со сторонами, поделенными на 10 частей.

Альбрехт Дюрер разработал свой шрифт, литеры которого также вписывались в квадрат.

Литера «А». Лука Пачоли, 1509 г.

Литера «А». «Цветущий луг», Жоффруа Тори, 1526 г.

Литера «А». Альбрехт Дюрер, 1528 г.

В XV веке типографы изготовили новые печатные шрифты. Среди пионеров были Николя Жансон, Альд Мануций и Клод Гарамон. Шрифт Гарамона стал основой для множества современных шрифтов. В нём гармонично объединились невысокая контрастность, плавный переход от основного штриха к причёске, округлость и уклон осей в литерах О, С, Ю.

Шрифт Николя Жансона

Шрифт Альда Мануция

Шрифт Клода Гарамона

Дальнейшее развитие искусство шрифта получило во второй половине XVIII -- начале XIX веков в шрифтах Дидо.

Титул первого тома собраний фрагментов греческих историков Мюллера. Париж, изд. Дидо, 1841 год.

Делись добром ;)