logo
Анализ публикаций в журнале "Библиотека" за 2009–начало 2010 гг.

2. Анализ публикаций в журнале «Библиотека» в 2009-2010 гг.

Рассмотрим наиболее заметные публикации в журнале «Библиотека».

В статье Т. Ситниковой и В. Мальченко «Поляны радости» представлен опыт работы Мглинской МЦБС в поддержку чтения. Большая работа ведется вне стен библиотек. Стало традицией участие библиотек в общегородских мероприятиях с выходом на центральную площадь и в городской парк культуры и отдыха Ситникова Т. «Поляны» радости // Библиотека. - 2009. - № 5. - С.31-33.. Так, в 2008 г. к празднованию Дня Победы на главной площади библиотека организовала выездной читальный зал «Библиотечная поляна», посвященный литературе военной тематики. В последующие дни молодежь приходила в библиотеку за подобными книгами. Вниманию жителей-города была представлена выставка-просмотр «Рубежи славы», посвященная вехам победы в Великой Отечественной войне. Широко была представлена художественная литература, а также литература о военных событиях в Мглинском районе, дополненная лучшими «Летописями населенных пунктов». На «Библиотечной поляне» был представлен и стенд с детскими рисунками «Война глазами детей».

Библиотека осуществляет совместную деятельность со службой социальной защиты, ведет работу клуба для пожилых, в котором организуются литературно-музыкальные вечера, беседы, обзоры, часы информации и т.д.

Крупные мероприятия для молодежи города проводятся в Большом зале районного Дома культуры. Успех у зрителей имели литературно-музыкальные вечера: «Я более всего в мире любил Отечество и поэзию…», посвященный жизни и творчеству Ф.И. Тютчева, и «Еще одно слово о поэте» об А.К. Толстом. Сельские филиалы также проводят массовые мероприятия в школах и сельских клубах. Масштабные мероприятия выносятся на спортивные площадки, сельские улицы.

Одно из важных направлений Мглинской МЦБС - продвижение чтения среди детей. Библиотекари - непременные участники городских детских праздников. В дни зимних каникул в Доме культуры был проведен литературный праздник «Скажите, как его зовут?» к 125-летию А.Н. Толстого. Традиционно детская библиотека принимает участие в празднике ко Дню защиты детей. Ко дню города для детей было проведено театрализованное представление «Поляна сказок».

Авторы высоко оценивают эффективность мероприятий, проводимых на городских площадках: «Подобные мероприятия объединяют творческих людей, позволяют привлечь к участию в них наибольшее количество действующих лиц, зрителей и, кроме того, способствуют продвижению чтения и повышению престижа библиотек».

К. Сухинина в статье «Энциклопедия в мире информации» знакомит с работой библиотек Липецкой области в поддержку чтения. В регионе разрабатываются комплексные целевые программы, реализуются проекты, способствующие преодолению социальной изоляции определенных категорий пользователей Сухинина К. Энциклопедия в мире информации // Библиотека. - 2009. - № 3. - С.35-36..

Одно из направлений - работа с социально незащищенными слоями населения. Как правило, эта работа направлена на организацию культурного досуга и общения пожилых людей и инвалидов.

Второе направление - это музейная деятельность. В целом ряде библиотек области организуются мини-музеи краеведческого и литературного профиля. В этой обстановке организуются и массовые мероприятия. Данная работа весьма эффективна. Так, литературно-краеведческий музей в библиотеке поселка Добрянка позволил привлечь новых читателей и добиться авторитета в глазах местной власти.

Еще одно перспективное направление деятельности - проведение литературно-краеведческих чтений: Бунинских, Пришвинских, Козьма-Прутковских. В г. Ельце читателям была представлена литературно-музыкальная композиция «Семья в жизни и творчестве русских писателей», посвященная семьям Л.Н. Толстого и С.Т. Аксакова.

В поддержку семьи и семейного чтения в библиотеках области было организовано множество массовых мероприятий, оформлены разнообразные выставки.

Региональный центр чтения Липецкой ОУНБ избрал для себя следующие направления деятельности: формирование читательской культуры, пробуждение интереса к чтению вообще через художественную литературу, мониторинг чтения.

Сама областная библиотека имеет многолетний опыт клубной работы. В первую очередь, это литературный клуб «Встречи на Кузнечной», действующий около 20 лет. Особенность его заседаний - в одновременном воздействии музыки, изобразительного ряда и художественного слова.

В муниципальных библиотеках области также популярны клубы любителей чтения и самодеятельных авторов литературных произведений. В ЦБС г. Липецка осуществлен проект «Народная библиотека», суть которого заключается в безвозмездной передаче читателями книг из личных библиотек. Желающие могут взять собранные книги напрокат или в постоянное пользование.

В ряде библиоетк прошли семинары «Чтение и будущее: современный взгляд на проблемы чтения художественной литературы». По проекту Липецкой ОУНБ проведены обучающие семинары и социологические исследования «Приоритеты в чтении художественной литературы» и «Библиотекарь как читатель».

Автор отмечает, что для более эффективной деятельности нужно изменить подходы к обслуживанию читателей, активизировать работу по воспитанию культуры чтения и информационной культуры читателей. Необходимо более предметно увязывать работу по пропаганде чтения с учреждениями образования. Задача - убедить подрастающее поколение, что чтение - обязательное условие успеха в современном обществе.

Я. Скурихина (Золотые звезды на «Проспекте Славы») раскрывает проект ЦМБ им. Н.А. Некрасова г. Ижевска «Литературный город». Проект стал победителем Республиканского конкурса «Большое чтение-2008». «Литературный город» представляет собой оригинальную выставку-макет, по которой проводятся экскурсии Скурихина Я. Золотые звёзды на Проспекте Славы// Библиотека. - 2009. - № 5. - С. 33-35..

Названия объектов «Литературного города» подсказали заглавия литературных произведений: «Угрюм-река» В. Шишкова, «Дом на набережной» Ю. Трифонова, «Собор Парижской Богоматери» В. Гюго, «Театр» С. Моэма, «Медный всадник» А. Пушкина, «Триумфальная арка» Э.М. Ремарка, «Отель» А. Хейли, «Аэропорт» А. Хейли, «Невский проспект» Н. Гоголя. Ключевым объектом выставки-макета стало здание библиотеки.

Экскурсия по выставке состояла из двух частей: изучение экскурсионных объектов на площадках и рассказ о книгах, представленных в экспозициях. Экскурсия предназначена для посетителей от 14 лет.

Начиналась экскурсия с «Проспекта Славы», на котором были представлены литературные премии и книги, их удостоенные. Следующая площадка - «Сад вишневый» - представляла книги садово-парковой тематики. Далее следовали площадки: «Темные аллеи», «Бизнес-сити», «Газетный киоск», «Бизнес-школа». Экскурсовод особо обращал внимание на «Информационный портал», объединивший традиционные и электронные каталоги, справочно-правовые и информационные ресурсы Интернет.

200-летию Н.В. Гоголя был посвящен «Бульвар Николая Гоголя». Абонемент библиотеки превратился в «Студенческий городок», в котором можно было познакомиться с выставкой «Выбираем профессию». На «Площади мира» экскурсанты знакомились с программой «Межкультурные города».

Проект «Литературный город» пользовался большой популярностью у читателей библиотеки. Он был освещен в СМИ. «Литературный город» стал кольцевым проектом. Переместившись в библиотеку-филиал им. Ф. Кедрова.

В статье М. Филиной «Браво, поэзия!» отражены возможности применения в библиотеках такой формы работы, как слэм. Слэм (англ. slem - «хлопать») - это поэтическое соревнование, проходящее в несколько туров, в которых поэты в алфавитном порядке выходят на сцену и читают свои стихи, получая за это определенную сумму баллов от непрофессионального жюри. Сотрудники библиотеки «Бестселлер» МУК МБС в г. Северодвинске Архангельской области изучили теорию и правила слэма и адаптировали его к библиотечным реалиям. Решено было организовать не поэтический слэм, а «литературно-поэтический», подразумевающий участие не только поэтов, но и прозаиков. Тема слэма была определена, исходя из названия сборника «Сотвори на земле Доброту». Право на участие получили все 26 авторов сборника. Они должны были подготовить прочтение выбранных ими собственных произведений для первых двух туров и финала. В первом туре необходимо было использование костюмов, реквизитов, мелодекламации, видеопоэзии: анимации, фрагментов рекламных роликов, слайд-шоу из фотографий, коллажей из журнальных вырезок, мультипликации. Во втором туре разрешались только мимика, жесты, пантомимика, звукоподражание. Слэм проводился по трем номинациям: «Поэзия», «Проза», «Песни». 2 ноября 2008 г. состоялся литературно-поэтический слэм. При проведении слэма было отмечено множество ярких выступлений. Активное участие в оценке слэмеров приняли и зрители. При равенстве судейских оценок судьбу победителя решало зрительское голосование. Помимо победителей в каждой номинации была выявлена зрительская симпатия. Все победители получили денежные призы и полугодовую подписку на газету «Вечерний Северодвинск». Организаторы слэма планируют использование подобной формы работы и в будущем Филина М. Браво, Поэзия! Библиотека. - 2009. - № 2. - С. 39..

Все эти публикации относятся к 2009 году. Перейдём теперь к началу 2010 года.

Бородина В.А. в статье «Поаспектный и контент-анализ в изучении читательского развития (на материалах журнала «Reading Research Quarterly» за 2004-2007 гг.)» рассматривает использование методов поаспектного и контент-анализа публикаций для изучения проблематики и тенденций исследований читательского развития личности Бородина В.А. Поаспектный и контент-анализ в изучении читательского развития (на материалах журнала «Reading Research Quarterly» за 2004-2007 гг.) // Библиотека. - 2010. - № 1. - С. 3-13.. Автор отмечает существенное увеличение информационных ресурсов по чтению в России и за рубежом, что делает этот материал сложным для восприятия, анализа и структурирования. Один из вариантов обобщения накопленного материала - поэтапное свертывание. Вначале содержание публикаций представляется в свернутой форме на основе поаспектного анализа, а затем - в форме контент-анализа. Это позволяет в компактной форме увидеть многие проблемы по чтению, представленные в публикациях, отструктурировать их в соответствии с определенной теорией, концепцией, теоретико-методологическим подходом.

Автор приводит результаты поаспектного и контент-анализа 41 публикации в журнале «Reading Research Quarterly» (RRQ). Данный журнал, который издает Международная ассоциация чтения, практически недоступен российским специалистам. Он отражает исследования по чтению в мировом профессиональном сообществе.

Поаспектный анализ позволил выявить следующие тенденции в современных исследованиях чтения: акцентируется внимание на формировании навыков чтения и грамотности в сочетании с языковой грамотностью; использованы теории хаоса, «уровневых» книг, грамотности как социальной и семиотической практики, «культурного капитала» и «капитала чтения», лингвистического содержания и познавательной нагрузки, авторские теории (Л. Выготского и др.) о необходимости активного вмешательства в развитие чтения и грамотности, особенно в школьном образовании, и поддержки со стороны детского сада и семьи.

С.М. Головко рассматривает трехтомное пособие Х.Д. Алчевской «Что читать народу?», вышедшее в конце XIX в. Головко С.И. Библиографическая модель репертуара народного и детского чтения Библиотек. - 2010. - № 2. - С. 48-54. Христина Даниловна Алчевская стремилась доказать, что крестьянам и городской бедноте доступны для понимания лучшие произведения художественной классики, что эти книги более интересны народу, чем лубочные издания. Она собрала несколько тысяч отзывов о книгах. На основании этих отзывов был создан масштабный трехтомный труд «Что читать народу?» Велось наблюдение за внеклассным чтением учащихся народных школ. Были составлены специальные вопросники, велись дневники чтения, регулярные обсуждения прочитанного, сопровождаемые составлением подробных отчетов, записи наблюдений и выводов учительниц. План, по которому построена книга Х.Д. Алчевской: сначала пересказывается литературное произведение, затем высказывается мнение рецензента, наконец, приводятся отзывы о прочитанных книгах учеников и учениц народных школ и взрослых простолюдинов.

При чтении учителя старались не высказывать своего отношения к книге и больше выслушивали мнения или замечания слушателей во всей их цельности и непосредственности. Указатель содержит вопросы, по которым предполагалось проверять, как книга понята читателем. Наряду с рекомендуемыми произведениями представлены и те, что получили отрицательные отзывы. Всего в первом томе дан критический обзор 1007 книг, во втором - 1477, в третьем - 1674. Указатель «Что читать народу?» имел большое значение в выборе книг для народных и школьных библиотек и способствовал продвижению в народ лучших произведений художественной литературы.

библиотека чтение публикация журнал