logo
Анализ ситуации на российском книжном рынке по данным федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

2. Современное состояние книжного дела в России

Современная издательская система сложилась в стране в последнее десятилетие прошлого века. На ее структуру и особенности функционирования оказали большое влияние самые различные внутренние и внешние факторы, важнейшим из которых является изменение социально-политических условий развития общества на основе демократизации различных сфер его жизнедеятельности. Правовой основой становления новой издательской системы стали важнейшие положения Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», принятого парламентом России в декабре 1991 г. и заменившего Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации» (1990 г.), который утратил свою силу после распада Советского Союза. Демократизация сферы массовой информации и книгоиздания проходила на фоне неизбежно связанных с ней экономических процессов, обеспечивших переход на рельсы рыночной экономики, когда издательства, формировавшиеся в этих условиях, сразу становились самостоятельными хозяйствующими субъектами нарождающегося книжного рынка. Плюрализм форм собственности в книгоиздательском секторе экономики привел не только к активизации товарно-денежных отношений, но и к разнообразию способов и методов внутрииздательского менеджмента, к широкому использованию маркетинга и других хозяйственных механизмов рыночного плана.

Серьезным фактором развития издательского бизнеса в этот период стало возрастающее развитие и применение новых информационных технологий. Правовые и экономические аспекты книжного дела получили научно-технологическую основу, что позволило буквально за несколько лет проделать путь, на преодоление которого раньше понадобились бы десятилетия.

Наконец, формированию новой издательской системы России в значительной степени способствовала глобализация информационного пространства, встраивание отечественного книгоиздания в мировое издательское сообщество. Это дало возможность изучать богатый международный опыт и более продуктивно использовать его в отечественной практике.

В результате действия упомянутых законов значительно расширились возможности учреждения новых СМИ и издательств, в связи с чем на протяжении последнего десятилетия наблюдается постоянный рост числа издательских структур. К сегодняшнему дню количество организаций, прошедших соответствующую регистрацию, достигло почти 20 тысяч. Это вполне сравнимо с издательскими системами ведущих книгоиздающих стран мира. Однако для России это факт беспрецедентный, никогда в прошлом места не имевший в силу того, что осуществление постоянного тотального государственного, церковного, а впоследствии -- партийного (КПСС) контроля за духовной жизнью общества и его отдельных слоев вела к стремлению иметь закрытую систему идеологических организаций, в том числе и книжного дела.

Конечно, как и в других странах, не все зарегистрированные издательские структуры одинаково активно участвуют в книгоиздательском бизнесе. Если принять в качестве критерия включения той или иной организации в издательскую систему выполнение ею требований Федерального закона «Об обязательном экземпляре документов» о представлении в Российскую книжную палату установленного числа обязательных экземпляров каждого выходящего издания, то получается, что активную деятельность на книжном рынке страны ежегодно ведет 5--6 тыс. издательств.

Вместе с тем следует указать, что подавляющую часть всего этого обилия издательских организаций составляют средние и, преимущественно, мелкие предприятия, что, вообще говоря, является отражением более общей тенденции развития современного предпринимательства, касающейся не только книжного дела и не только нашей страны. Во всем мире совершается переход от массового маркетинга, ориентированного на гомогенизацию спроса, к групповому и от него -- к индивидуальному, что в книгоиздании, например, находит воплощение в технологиях типа book-on-demand (изготовление книг по требованию).

При этом нужно иметь в виду, однако, что наряду с ростом числа небольших издательств и их постоянной ротацией отчетливо проявляется противоположная этому тенденция концентрации книгопроизводства в нескольких крупных структурах, определяющих главные направления книжного бизнеса. В руках нескольких десятков издательских домов сегодня сконцентрированы основные массивы книгопроизводства и, естественно, книгораспространения, причем удельный вес их как в ассортименте, так и в тиражах постоянно растет. Для конкурентной среды в издательском бизнесе характерна олигополия: по официальным данным, суммарный тираж книг и брошюр, выпускаемых всего пятью крупными издательствами из 1298, активно работавших в 2010 году составляет около трети общего тиража по стране и 40% всех тиражей. К крупным игрокам издательского рынка (по объемам тиражей) относятся следующие книжные издательства: АСТ, «Дрофа», «Олма-Пресс», «Просвещение» и «Эксмо-Пресс». Если добавить к ним еще семь издательских домов («Росмэн», «ИНФРА-М», «Фламинго», «Вагриус», «Панорама», «Радуга», «Рипол Классик»), то на долю этой дюжины придется почти половина всех выпускаемых в стране книг.

В развитии современной издательской системы России отчетливо прослеживается давняя тенденция, которая унаследована от дореволюционного прошлого. Несмотря на негативный характер, который она носит, преодолеть ее до сих пор не удается. Речь идет о тяготении всего книжного бизнеса к центральным районам России и высокой концентрации здесь издательской предпринимательской активности. Доля издательств, расположенных в Центральном и Северо-Западном федеральных округах (преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге), в общем объеме книгопроизводства в России составила около 75 % по числу названий, а по тиражам выпускаемых книг и брошюр превзошла 90%. Понятно, что подобное положение тормозит функционирование книжного рынка, затрудняет эффективное обеспечение населения книгами, а также сдерживает развитие регионального книгоиздания, в том числе выпуска книг на языках народов России.

Как уже говорилось, действующая сегодня в России издательская система с самого начала формировалась как рыночная, ориентированная главным образом на то, что равноправными ее участниками являются самостоятельные хозяйствующие субъекты, действующие на основе единых правил, определяемых гражданско-правовым законодательством. Это коренным образом отличает ее от издательской системы советского периода, которая базировалась на административно-командном ресурсе и в которой само издательство было преимущественно идеологическим институтом, выполнявшим партийно-государственный заказ по выпуску определенного информационного продукта с заданными свойствами воздействия на потенциального читателя и ожидаемой обратной реакцией. Проблемы реализации этой продукции государство брало на себя, предоставляя соответствующие оборотные средства государственному же книготоргу для централизованной скупки и последующего распространения выходящей литературы.

В этих условиях и сама издательская система была ничем иным как государственным образованием. Огосударствление книгоиздания, начавшееся еще в конце 20-х годов прошлого столетия, привело к концу века к установлению тотального партийно-государственного управления и контроля за деятельностью всего издательского дела в стране. Поэтому важнейшей составной частью реформирования книгоиздания на демократической, рыночной основе стало разгосударствление ее, то есть трансформация из полностью государственной в преимущественно негосударственную. В настоящее время именно негосударственные структуры составляют основу издательской системы страны.

Российский книжный рынок остается сильно фрагментированным, с явно выраженным лидерством пяти издательств, которым принадлежит чуть меньше 50 % общего объема рынка в стоимостном выражении. В последние годы наметилась явная тенденция к укрупнению игроков рынка, что происходит за счет слияний и поглощений более мелких компаний, как и в других отраслях российской экономики. Также можно отметить начавшийся процесс создания многопрофильных объединений, включающих в себя издательские, книготорговые, полиграфические и другие структуры (ИГ «АСТ», «Эксмо», «Олма-пресс»).

Одна из негативных тенденций - снижение объемов выпускаемых тиражей на фоне растущего ассортимента выпускаемых книг. Российским издательствам приходится выпускать меньше книг потому, что торгово-розничная сеть не в состоянии пропустить через себя такой объем наименований. На основании этого можно говорить о наступающем кризисе перепроизводства, который угрожает книжному рынку.

Факторы, негативно влияющие на развитие книжного рынка России

Фактор

Последствия

Низкая рентабельность рынка - 8-10%, что свидетельствует о нестабильном финансовом положении отрасли; медленная оборачиваемость средств.

Высокие риски для потенциальных инвесторов, в результате - отсутствие предложений от западных и российских инвестиционных компаний.

Несовершенная система налогообложения издательств.

Рост издержек у издательских компаний, уменьшение прибыли, вынужденное занижение фактических тиражей.

Ярко выраженная концентрация издательского и книготоргового бизнеса в Москве и Санкт-Петербурге на фоне сильнейшего дефицита книготорговых и издательских компаний в остальных регионах.

Кризис перепроизводства, вызванный отсутствием региональных рынков сбыта, уменьшение продаж из-за сокращения количества покупателей, общее падение интереса к чтению.

Плохо развитая торгово-розничная сеть, сильно отстающая в развитии от издательского рынка.

Ограничение пропускной способности каналов сбыта, уменьшение объема рынка в стоимостном выражении.

Неудовлетворительное состояние отечественной полиграфической базы, неясные перспективы государственных типографий; высокие цены на бумагу.

Стоимость книг растет, в результате они становятся недоступны значительной группе потребителей с низким доходом.

Низкие (по сравнению с европейскими странами) цены на книги при сравнимых ценах на полиграфию и бумагу.

Ухудшение качества книг из-за экономии на оплате квалифицированного персонала, уменьшение доходов издательств.

Сокращение населения России и падение интереса к чтению у россиян, особенно у молодой части читательской аудитории.

Сокращение числа потребителей книг, пессимистические перспективы книжного рынка из-за резкого уменьшения целевой аудитории.

Недостаточное государственное регулирование книжной отрасли, отсутствие помощи государства издателям и книготорговым компаниям.

Медленное развитие книжного бизнеса, высокие риски для потенциальных инвесторов.

Непрозрачность рынка - нет единой системы учета выпущенной и проданной книжной продукции, нет открытых данных по оборотам компаний.

Отсутствует официальная статистика продаж, невозможно точно подсчитать объем и потенциальную емкость рынка. Высокие риски для потенциальных инвесторов.

Практически полное отсутствие маркетинговой стратегии, направленной на продвижение конкретной продукции к конкретному покупателю.

Издательства теряют потребителей, поскольку отсутствует рекламная стратегия продвижения. Происходит необоснованное расширение ассортимента за счет повторяющихся позиций, что приводит к снижению объемов продаж.

Острый дефицит квалифицированных кадров на всех уровнях управления компанией.

Ухудшение качества продукции, в результате - уменьшение доходов издательств.

Все еще низкими темпами растет торговая сеть, однако здесь отмечаются позитивные тенденции по сравнению с ситуацией предыдущих лет, когда прироста книжных магазинов не было.

Активно развивается сетевая книжная торговля, открываются магазины, совмещающие в себе культурно-досуговый центр и место покупки книг («Буквоед»); книжные магазины в торговых центрах («Новый книжный», «Букбери»).

В книжных магазинах нового формата и крупных магазинах («Библио-Глобус», ТД «Москва», «Молодая гвардия») проводятся PR-акции, встречи с писателями.

Подобные процессы свидетельствуют о начавшейся перестройке книготорговой сети, что закономерно, поскольку торговая сеть более мобильна по сравнению с издательскими структурами и быстрее реагируют на снижение спроса.

Факторы, позитивно влияющие на развитие книжного рынка России

Фактор

Возможные последствия

Переход к более дорогим изданиям, уменьшение интереса к книгам в мягкой обложке.

Увеличение оборотов книжного рынка и, соответственно, доходов издательств.

Активное развитие сетевой книжной торговли, появление современных форматов торговли, распределительных центров.

Увеличение пропускной способности торговой сети, в будущем возможно освоение регионов.

Развитие интернет-торговли книгами, появление книжных интернет-магазинов.

Привлечение более молодой части аудитории, появление дополнительного канала сбыта.

Создание ассоциаций издателей и книгораспространителей (РКС, АСКИ, АСКР).

Потенциальная консолидация отрасли, возможность отстаивать интересы участников рынка на государственном уровне, а также возможность проводить масштабные исследования рынка, которые необходимы для перспективного планирования.

Увеличение доходов населения

Потенциальное увеличение оборотов книжного рынка.

Успешные проекты сотрудничества издателей и киноиндустрии («Ночной дозор», «Мастер и Маргарита»).

Дополнительные возможности рекламы книг, в результате - увеличение объемов продаж.

Разработка эффективных маркетинговых стратегий отдельными крупными издательствами.

Более детальное изучение потребительских предпочтений, повышение уровня информированности потребителей о новинках книжного рынка.

Ожидаемая приватизация государственных издательств и полиграфических предприятий.

Возможность реорганизации полиграфических предприятий за счет сторонних инвестиций.

Привлечение инвестиций в книжную торговлю и издательский бизнес («Топ-книга», «Олма Медиа Групп»).

Развитие региональной книжной торговли.

Российский книжный ритейл находится на пороге активного развития, можно прогнозировать рост количества сетевых книжных магазинов на 35-40% в год, это по самой скромной оценке. Вполне вероятно начало развития сетевой книжной торговли в регионах, где возможности для роста весьма велики. Наиболее перспективные регионы для освоения находятся в Центральном и Приволжском ФО, поскольку стоимость транспортных расходов будет не столь велика, как при работе с, например, Дальневосточным ФО, а доходы населения в этих регионах увеличиваются. Кроме того, в этих регионах ощущается дефицит современных книжных магазинов с хорошим ассортиментом. Эти регионы будут осваиваться как за счет создания стационарных книжных магазинов, так и за счет других каналов распространения книг - интернет-магазинов, почтовой торговли, книжных отделов в сетевых продуктовых магазинах, развитие которых в регионах идет опережающими темпами.

Бурно идет строительство развлекательных и торгово-развлекательных центров, где также можно открывать книжные магазины, как это делается в Москве. Поэтому возможности роста весьма и весьма значительны. Количество книжных отделов в непрофильных магазинах в Москве оценивается в 450-500 торговых точек.

Основная доля оборота книготорговых компаний по-прежнему приходится на стационарную книжную торговлю - около 70%, что объясняется медленным развитием других каналов продаж (интернет-магазины, почтовая торговля и торговля по каталогам и др.).

Если сравнить с мировым рынком, то мы увидим, что в большинстве развитых стран развитие книжной розницы осуществляется главным образом независимыми компаниями и крупными оптовиками. Розничный канал полностью структурирован, там действуют единые стандарты торговли, во многих странах введены фиксированные цены на книги. На Западе розничная торговля и издательский бизнес диверсифицированы. Издательства не формируют собственных розничных сетей, а лишь выстраивают систему взаимоотношений с розницей и оптовиками.

В России розничная торговля строится совершенно по другой схеме: издательства активно создают собственные розничные сети, куда поставляют в основном свой ассортимент. При этом ассортимент конкурентов ставится с большей торговой наценкой, чем на остальную часть книг. Есть и примеры стратегических партнерств, когда издательства не диктуют розничным сетям, какой ассортимент продавать, но таких случаев меньше. Подобная политика издательств негативно влияет на обороты торговли, поскольку потребителю интересен магазин с максимально большим ассортиментом литературы.

Специалисты считают, что у нас вряд ли стоит ожидать появления новых розничных или оптово-розничных компаний из-за невысокой рентабельности и низкой инвестиционной привлекательности этого бизнеса.

Привлекательность розничной книжной торговли может вырасти за счет изменения структуры спроса в сторону более дорогих изданий, тем более что такая тенденция явно наметилась в последние года, однако процесс этот идет слишком медленно, чтобы ожидать быстрого и массового притока инвестиций.

Крупные книжные магазины, оставшиеся еще с советских времен и сохранившие свою специализацию, также многое изменили в способах торговли: увеличены часы работы, в магазинах есть система компьютерного поиска книг, проводятся рекламные акции, действуют дисконтные программы, при многих магазинах действуют и интернет-магазины.

При этом, по мнению экспертов, крупнейшим магазинам некуда расширяться, поскольку почти все они испытывают дефицит торговых площадей. Кроме того, их ассортимент включает в себя сопутствующие товары, поэтому расширять книжный ассортимент магазины не могут, что на фоне растущего количества наименований, выпускаемых издательствами России, приводит к весьма жесткому отбору литературы в таких магазинах.

Географически такие магазины расположены обычно в центре города, поэтому есть опасность конкуренции за торговые площади с непрофильными магазинами.

Однако подобные изменения в формате независимых книжных магазинов происходят пока что только в Москве, Санкт-Петербурге и в некоторых городах с населением более 1 млн чел.

Лидером среди регионов после Москвы и Санкт-Петербурга по количеству книжных магазинов является Самара и Самарская область - здесь насчитывается всего около 120 магазинов, из которых 89 - независимые книжные магазины. Неплохо развита розничная сеть в Челябинской области - 55 магазинов. Необходимо отметить и Новосибирскую область, где достаточно много книжных магазинов за счет того, что этот регион - родина компании «Топ-книга». Однако проблема еще и в том, что большинство книжных магазинов сосредоточено в областном центре, а на долю мелких городов приходится максимум 10-15% от всего количества магазинов области.

Региональные книжные сети осваивают бывшие государственные магазины и открывают новые торговые точки. География магазинов определяется наличием представительства компании в том или ином регионе. Тенденция открывать книжные магазины в торговых центрах начинает получать распространение и в регионах.

Особо следует отметить наметившийся альянс кафе и книжных магазинов («Буквоед», «Буква»-«Кофе-Хауз», «Букбери»-«Шоколадница»), когда на территории книжного магазина открывается кофейня для посетителей. Такой прием часто используется в иностранных книжных сетях и отдельных магазинах, он давно и хорошо зарекомендовал себя.

Еще один способ привлечения покупателей - совмещение книг и аудио- и видеопродукции. Компания «Снарк» открыла первый магазин своей новой сети «От буквы до цифры», чей ассортимент будет состоять поровну из аудио- и книжной продукции. Компания «Топ-книга» развивает сеть гипермаркетов «Лас-Книгас», где есть интернет-кафе, кафе и детская площадка.

Используются и другие способы привлечения покупателей - в сети «Буквоед», например, есть также детская игровая комната, сценическая площадка, кинопоказы.

Совмещение различных на первый взгляд форматов торговли и услуг на одной площадке в последнее время часто практикуют компании, работающие на рынках, где уже нет стремительного роста, а конкуренция только усиливается. В этом случае важно значительно повысить лояльность клиентов.

Однако здесь есть опасность - затраты на организацию дополнительных сервисов для покупателей значительны, а окупаются они медленно, иногда принося убытки. Несмотря на это участники рынка положительно оценивают такие инновации, полагая, что в будущем затраты окупятся за счет увеличения потока покупателей.

Во многих сетях существует компьютерный поиск книг, помогающий покупателям быстро найти нужный товар, эта услуга уже стала нормой в современных книжных магазинах. Следует отметить также, что некоторые сетевые книготорговые компании начали активно использовать рекламу на радио и телевидении.