Глава 1. Содержание массовой коммуникации
Массовые коммуникации (МК) являются одним из видов коммуникаций и определяются как процесс производства и передачи сообщений большим массам людей с помощью специальных технических средств. Специфика МК связана с массовостью, пространственной рассредоточенностыо реципиентов, применением специальной техники. На другом полюсе стоит межличностная коммуникация, где нет массовости, а общение может вестись без технических средств.
Известный американский теоретик С. Литтлджон дает такое определение: «Массовая коммуникация - это процесс, посредством которого медиаорганизации производят и передают сообщения большим массам людей, и процесс, благодаря которому эти сообщения воспринимаются, осмысливаются, используются на практике и воздействуют на аудиторию».
Отечественный исследователь М.М. Назаров выделяет такие особенности МК, как публичный характер и открытость; ограниченный и контролируемый доступ к средствам передачи информации; опосредованность контактов передающей и принимающей сторон; асимметричность их отношений; множество реципиентов и др.
В понимании МК наблюдается тенденция сведения ее к средствам массовой информации или средствам массовой коммуникации. Это обусловлено и формулировкой закона РФ «О средствах массовой информации». Массовая информация в законе сводится к предназначенным для неограниченного круга лиц печатным, аудио-, аудиовизуальным и иным сообщениям и материалам. Соответственно под средством массовой информации (СМИ) понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации. К ним относят периодическую печать, книгоиздание, радио и телевидение, кино и фото, Интернет.
В законе эти средства названы СМИ, хотя в теории и на практике сейчас все чаще используется термин средства массовой коммуникации (СМК). В данной работе СМК и СМИ будут употребляться как синонимы. Г. В. Жирков видит один из итогов 300-летнего развития русской журналистики в том, что она стала средством массового общения3. Стало уделяться больше внимания механизму обратной связи - реакции публики на увиденное и услышанное. Передача информации превращается тем самым в коммуникацию, взаимный обмен, общение с аудиторией.
- ВВЕДЕНИЕ
- Глава 1. Содержание массовой коммуникации
- 1.1 Типы массовой коммуникации
- 1.2 Виды средств массовой коммуникации
- 1.3 Функции массовых коммуникаций
- Глава 2. МАССОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ И ВЛАСТЬ
- 2.1 Тоталитарная теория СМИ
- 2.2 Авторитарная теория
- 2.3 Либертарианская теория
- 2.4 Теория анархической свободы и постмодернизм
- 2.5 Социальная ответственность СМК и власти
- Заключение
- Криминогенность массовых коммуникаций
- Массовая коммуникация
- *Массовая коммуникация. Структура и функции массовой коммуникации. Эффективность массовой коммуникации.
- 3. Политика и власть: два взгляда на роль массовой коммуникации
- Социология массовой коммуникации
- Признаки и функции массовой коммуникации
- Массовая коммуникация и ее особенности
- 3. Политика и власть: два взгляда на роль массовой коммуникации