"Парадоксы" Владимира Соловьева (Судьба Пушкина)

курсовая работа

2.2.1 Феномен судьбы в понимании Владимира Соловьева

«Есть нечто, называемое судьбой, - пишет Соловьев, - предмет хотя и не материальный, но тем не менее вполне действительный. Я разумею пока под судьбой тот факт, что ход и исход нашей жизни зависит от чего-то кроме нас самих, от какой-то превозмогающей необходимости, которой мы волей-неволей должны подчиниться». Далее Владимир Соловьев продолжает мысль, слегка изменяя линию рассуждения: «…легко усмотреть, что власть судьбы над человеком при всей своей несокрушимой извне силе обусловлена, однако, изнутри деятельным и личным соучастием самого человека». Философ считает, что разум и воля - «внутренние задерживающие деятели» - определяют наше существование, т.е. они и есть судьба. По существу она от нас независима, однако «может действовать в нашей жизни только через нас, только под условием того или иного отношения к ней со стороны нашего сознания и воли». То есть в определении судьбы уже есть некая двойственность.

Ниже Соловьев повторяет эту мысль, прибавляя к ней новую: наше представление о судьбе - одно из условий ее действия через нас.

Если мы присмотримся к этим положениям, то обнаружим, что Соловьев воспроизводит в несколько измененном виде собственные идеи о том, как соотносится моральный долг индивида или нации и их свобода, высказанные в более ранней работе «Русская идея» (1888). Эти идеи суть следующие. Моральный долг личности или нации состоит в том, чтобы подчинить свою сущность органическому целому, составной частью которого является данная личность или нация. Свобода же морального существа проявляется в том, что оно может подчинить либо не подчинить свою сущность интересам органического целого. Под органическим целым понимается должное общественное состояние, в котором, безусловно, господствуют христианские ценности.

Именно в этом смысле Соловьев использует часто цитируемое им в работах о России евангельское изречение «Положить душу свою, чтобы спасти ее». Согласно той интерпретации, которую дает этому изречению Соловьев, моральное существо в акте нравственного подвига может положить душу свою, т.е. собственную сущность, на службу целому - христианскому всечеловечеству, и посредством такой потери души на самом деле реализует, т.е. спасает, свое призвание или ту идею, которую мысль Бога полагает относительно этого существа. И тогда вступает в действие закон жизни, и существо несет божественную идею «в сердце своем и в судьбах своих как благословение».

Но моральное существо в своей свободе может уклониться от осуществления нравственного подвига и сохранить, т.е. сберечь, собственную сущность в эгоистическом состоянии «в себе, чрез себя и для себя». Тогда вступает в действие закон смерти, и существо несет божественную идею в сердце своем как проклятие. Это и будет означать, если проводить до конца параллель с евангельским изречением, действительную потерю души моральным существом.

Аналогичное место о двух способах осуществления личностью своего морального долга, или призвания, законе жизни и законе смерти мы находим в работе «Судьба Пушкина». Приведем его: «Все многообразные пути, которыми люди, призванные к духовному возрождению, действительно приходят к нему, в сущности сводятся к двум: или путь внутреннего перелома, внутреннего решения лучшей воли, побеждающей низшие влечения и приводящей человека к истинному самообладанию; или путь жизненной катастрофы, освобождающей дух от непосильного ему бремени одолевших его страстей».

Дальнейшим шагом должно последовать определение объективной сущности разбираемой личности, а затем объявление, что смысл ее существования состоит в подчинении этой сущности если не христианскому всечеловечеству, то жизни хотя бы того общества, членом которого эта личность является. А после выстраивания дилеммы «закона жизни либо закона смерти» применительно к данной личности, должно быть прослежено как личность или находит в себе силы преодолеть состояние «в себе, чрез себя и для себя», сознательно подчинив свою сущность интересам жизни общества, или, наоборот, не найдя в себе силы преодолеть это состояние, терпит жизненную катастрофу.

Делись добром ;)