logo
"Эскиз" - детский журнал об искусстве

§ 1. Развитие журналов для детей

Первым детским журналом в мире стал "Лейпцигский еженедельный листок" (1772-1774), издававшийся в Германии. Через три года специальное детское периодическое издание - "Детское чтение для сердца и разума" - стало выходить в России, в Москве.

Журнал русского просветителя Н. Новикова "Детское чтение для сердца и разума" положил начало отечественным изданиям для юного читателя. Журнал выходил в виде еженедельного приложения к "Московским ведомостям" с 1785 по 1789 год. В издании журнала Н. Новиков видел, прежде всего, возможность провести в жизнь свои педагогические и просветительские идеи. Детский журнал, по мнению редактора, должен был служить "для сердца и разума", воспитывать добрых граждан, с ранних лет разъяснять юным читателям законы добродетели. В нем следует проводить идеи гуманности, истинного благородства, честности, великодушия. Издание носило энциклопедический характер: на его страницах печатались научные статьи, беседы о явлениях природы, рассказы, басни, комедии, шутки.

За "Детским чтением для сердца и разума" (1785-1789) последовали другие подобные издания, и на протяжении почти целого века их типология не претерпела существенных изменений. Журнал исторически соответствовал тем задачам, которые возлагались вообще на "детское чтение". Прежде всего, он призван был просвещать юное поколение.

Журнал Н. Новикова вызвал подражание, и с начала XIX века периодические издания для названной аудитории стали выходить один за другим. "Друг юношества и всяких лет" М. Невзорова (1807-1815) и аналогичные по содержанию "Друг детей" Н. Ильина (1809), "Новое детское чтение" С. Глинки (1821-1824).

У первых журналов были и свои особенности: они выходили при полном отсутствии детской литературы, между тем как вопрос о ее создании уже стоял перед обществом. Кроме того, необходимо было считаться с грамотностью населения - подавляющее большинство детей России не умело читать.

В начале XIX века сложился круг профессиональных детских писателей: С. Глинка, А.О. Ишимова, А. Зонтаг, В. Бурьянов, П. Фурман, Б. Федоров и другие. При активном участии этих писателей в детскую литературу вошли новые жанры. С. Глинка сделал устойчивым жанром "рассказ из истории"; В. Бурьянов ввел такую форму повествования, как "прогулки с детьми"; развитие научно-художественного повествования связано с именем А.О. Ишимовой.

Конец 50-х годов - эпоха расцвета детской журналистики, а в 60-е годы не проходило и года, чтобы не возник один, а, то и два детских журнала.

С 1858 года в Санкт-Петербурге начал выходить "Подснежник" (1858-1862) под редакцией талантливого критика В. Майкова, а с 1864 года писательница М. Ростовская приступила к созданию журнала "Семейные вечера", который просуществовал 24 года.

Годом позже в Петербурге появился журнал "Калейдоскоп". Новизна его усматривалась уже в подзаголовке: "Еженедельная газета для русских детей среднего возраста".

"Калейдоскоп" не публиковал на своих страницах больших литературных произведений. Любимым жанром газеты стал очерк о народностях страны, о быте населения окраин России. Тщательно разрабатывался раздел хроники, который именовался то "Мозаика", то "Вестовщик", то "Новости и мелочи". Рассказ очевидца, указание местности, описание мелких подробностей - все это конкретизировало публикации и в то же самое время требовало от автора определенных оценок, своего отношения к событиям. В публикациях на основе материала, взятого из жизни, проявлялись публицистические мотивы осмысления действительности.

Заметным явлением в отечественной журналистике стал журнал "Детское чтение" А. Острогорского, выходивший в Санкт-Петербурге (1869-1906). Он просуществовал 35 лет, а затем был переименован в "Юную Россию". В каждом номере журнала читатель находил рассказ или повесть, популярный очерк из жизни природы и окружающей среды, исторические материалы, практические советы юным садоводам и друзьям животных, занимательные игры и задачи. А. Острогорский стремился дать детям максимум необходимой информации, подбирая и располагая материал таким образом, чтобы он читался с живым интересом. Редактор не увлекался переводными произведениями. Чаще всего помещал не переводы, а пересказы, написанные хорошим языком, понятным и доступным юным, читателям.

Опыт "Детского чтения" впоследствии широко использовали издатели "Родника" (1887-1917), "Всходов" (1911-1915), "Юного читателя" (1899-1908), "Маяка" (1909-1918) и др.

Продолжает выходить вплоть до 1917 года один из самых заметных долгожителей среди детских журналов этого периода - "Задушевное слово" (1876-1917, с трехлетним перерывом). В этом журнале сотрудничали такие широко известные авторы, как Л. Чарская, К. Лукашевич, Т. Щепкина-Куперник, А. Пчельникова. Правда, демократическая критика относилась к "Задушевному слову" скептически, называя его "гостинодворским" изданием, проповедником убогих обывательских представлений.

В начале 1900-х годов появились три журнала, основанные одним издателем, детским писателем А. Федоровым-Давыдовым: "Светлячок" (1902-1916), "Путеводный огонек" (1904-1918), "Дело и потеха" (1905-1909). Редактор стремился, прежде всего, развлечь ребенка, занять его и при этом преподать жизненные уроки, познакомить с явлениями природы. На страницах журналов в основном печатались рассказы, повести, сказки, стихи, басни, шутки самого издателя. Излюбленным жанром Федорова-Давыдова были сказки, и писал он их так мастерски, что они были близки к народным. Дети любили эти журналы за веселый и доброжелательный настрой. Редактор помещал массу ребусов, шарад, головоломок, фокусов. В первых номерах печатался Д. Мамин-Сибиряк.

Другой популярный журнал - "Игрушечка" (1880-1912) - предназначался только для маленьких. Издавала его Т.П. Пассек. За свою довольно длительную жизнь журнал напечатал множество произведений современных русских писателей, известных и малоизвестных. В каждом номере помещались сказки, занимательные рассказы, стихи, биографии знаменитых людей, природоведческие очерки. Кроме того, в журнале были отделы "Игры и ручной труд", "У рабочего стола". Специальный раздел "Для малюток" печатался более крупным шрифтом.

Великолепно иллюстрированным изданием для детей среднего возраста был журнал "Тропинка" (1906-1912). В оформлении его принимали участие такие известные художники, как И. Билибин, М. Нестеров, П. Соловьева. С самого начала в журнале сотрудничали А. Блок, К. Бальмонт, А. Ремизов. На его страницах часто появлялись фольклорные сказки, легенды, былины в обработке писателей.

Для детей среднего и старшего возраста издавался журнал "Маяк" (1909-1918). Был в нем и специальный отдел для маленьких. Редактировал журнал И.И. Горбунов-Осадов - писатель, последователь идей Л.Н. Толстого.

Газетка для детей "Что нового" (М., 1908), "Детская газета" (СПб., 1908), "Детская газета" (М., 1910) - всем своим содержанием говорили о том, что у них имеется свой читатель, что они располагают многими неоспоримыми преимуществами перед журналом. В этом отношении весьма показателен опыт "Газетки для детей и юношества", чрезвычайно популярной в России. Она выходила в Москве с 1910 по 1915 гг. и сыграла заметную роль в формировании нового типа периодического издания.

В 20-30-е годы в нашей стране была создана разветвленная сеть детских газет и журналов, перед которыми стояла задача, не имевшая аналогов в практике мирового общежития, - формировать мировоззрение человека нового советского типа, эффективно влиять на развитие личности будущих строителей общества социальной справедливости.

В 1922 г. создается пионерская организация. С этого времени начинается эпоха детских пионерских журналов, иные не предусматривались. Создатели журналов смотрели на ребенка прежде всего как на будущего строителя коммунизма, стремились с детства привить верность идеям правящей партийно-коммунистической верхушки.

В 1922 г. в Москве и 1923 г. в Петербурге вышли два однотипных журнала "Юные товарищи" и "Барабан", посвященные организаторским вопросам пионерского движения. Это были первые советские общественно-политические журналы для детей. Просуществовали они около года, основная тематика - организационные вопросы пионерского движения.

Тем не менее, выдержать конкуренцию с ленинградскими журналами "ЕЖ" (Ежемесячный журнал) (1928-1935) и "ЧИЖ" (Чрезвычайно интересный журнал) (1930-1941) не в состоянии было ни одно детское периодическое издание тех лет. Более того, писатель Николай Чуковский утверждал даже, что "никогда в России, ни до, ни после, не было таких искренне веселых, истинно литературных, детски озорных детских журналов".

Журнал "Еж" был рассчитан на аудиторию среднего школьного возраста - пионеров. К сотрудничеству в "ЕЖе" Маршак привлек писателей, составивших авторскую группу журнала "Воробей" (в последний год издания - "Новый Робинзон"), выходившего с 1923-1925 гг. в Петрограде. На страницах "Воробья" и "Нового Робинзона" впервые увидели свет многие произведения Б. Житкова, В. Бианки, М. Ильина, Е. Шварца, Н. Олейникова, Е. Верейской. Наиболее смелым и удачным из многочисленных "селекционных" опытов Маршака, результатом которых почти всегда было открытие новых даровитых авторов, стал опыт приглашения в детский отдел (а затем - в журналы) лидеров молодой, но уже опальной литературной группы "ОБЭРИУ" - Д. Хармса, А. Введенского, Н. Заболоцкого. Патриарх детской литературы безошибочно уловил в "заумной" поэзии "обэриутов", продолжавших в своем творчестве традиции В. Хлебникова и А. Туфанова, качества, способные обогатить литературу для детей: искренность чувств, свежесть ритмов, склонность к причудливому словотворчеству, нестандартное мышление. Вскоре "обэриуты" действительно стали ведущей силой в детской литературе.

Участие поэтов-обэриутов в "ЧИЖе" и "ЕЖе", конечно, бросало тень на сами журналы, вызывало подозрительное отношение к ним по части идеологии. Они просматривались буквально на просвет. Кампания против них началась в "год великого перелома" - совпадение, вряд ли нуждающееся в комментариях, - когда появились разгромные статьи, осуждавшие игровую поэзию и сказки (печально знаменитая "борьба с чуковщиной"). Осуждены были издательства, которые "выпускают нелепые, чудовищные вещи, вроде "Во-первых" Д. Хармса, которые ни по формальным признакам, ни, тем более, по своему содержанию, ни в какой мере не приемлемы".

В январе 1930 г. вышел первый номер детского журнала "ЧИЖ", адресованный читателям младшего возраста. Первоначально он выходил как приложение к "ЕЖу", но затем приобрел статус самостоятельного издания. "Чрезвычайно Интересный Журнал" - так раскрывалась аббревиатура нового журнала. Желание авторов "ЕЖа" обратиться к аудитории более младшего возраста было оправданным и закономерным. Оно совпадало с их педагогическими взглядами, учитывающими возрастные особенности читателей - их постоянный рост, развитие и взросление. Создание же нового журнала позволяло осуществить преемственность между разными возрастными группами читателей Журналы ЁЖ и ЧИЖ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.librero.ru/article/dety/gurnaly_eg_i_4ig. htm.

Детские газеты получили настоящую жизнь в условиях советского времени. Они стали руководителями пионерского движения, выразителями настроений детей рабочих и крестьян - основных слоев населения. Но пионерские газеты взяли многое у своих предшественниц - периодичность выхода, размер полосы, принцип оформления и т.д. Эти завоевания старой русской журналистики для детей использованы и развиты пионерскими газетами и журналами.

Специально для малышей существовал отдел "Красные маки", из которого в 1924 г. родился знаменитый журнал "Мурзилка".

Концепция "Мурзилки" устоялась не сразу, первые номера были заполнены "сюсюканьем" об игрушках, всяких мелких проблемах. С приходом в журнал таких метров детского слова, как С. Маршак, А. Барто, К. Чуковский, А. Гайдар, журнал "Мурзилка" переменился, стал самым любимым изданием нескольких поколений детей. Журнал был очень хорошо оформлен. Классикой графики для детей стали иллюстрации в "Мурзилке" великолепных художников А. Дейнеки, Е. Чарушина, М. Черемных.

Таким образом, журналы для детей среднего школьного возраста, появившись еще в XVIII в., заняли прочное место среди многочисленных изданий для детей. В настоящее время журналы так же, как и два столетия назад, выполняют точно такие же задачи: развлекая - просвещать юного читателя.