logo
Аналитическая корреспонденция в газете "Коммерсант"

1.1 Система аналитических жанров

С точки зрения отношения текста и реальности произведение журналиста включает в себя несколько видов информации:

- дескриптивная - описывает и представляет аудитории все богатство окружающей действительности - принадлежащие миру события, явления, законы, процессы и человеческие отношения, характеры, судьбы;

- прескриптивная - представляет «желаемое будущее», разделяемое журналистом (факты, их оценка и производимые на ее основе выводы представляются в свете социального идеала журналиста);

- валюативная - представляет оценку происходящим событиям, наметившимся тенденциям или выявившимся закономерностям, даваемую журналистом за счет наложения прескриптивной информации на дескриптивную, сравнения имеющихся данных с «идеалом», анализа фактов в свете «желаемого будущего»;

- нормативная - дает ответ на вопрос «что делать?» в связи с оцененными жизненными фактами.

Таким образом, журналистский текст с точки зрения его семантико-информационного наполнения (если его структура полностью развернута) несет аудитории дескриптивную, прескриптивную, валюативную и нормативную информации. [23, 123]

К жанрообразующим признакам работы по теории и практике журналистики относят в первую очередь предмет, цель и метод отображения, которые реализуются осознанно или неосознанно конкретными журналистами при создании конкретных текстов. Диалектически взаимосвязанную совокупность данных факторов можно обозначить таким понятием, как «тип отражения действительности». Согласно А.А. Тертычному, тип отображения характеризуется «определенным уровнем глубины «проникновения» познающего субъекта в объект - от уровня фиксации результатов первоначального чувственного созерцания к абстрагированию, теоретическому освоению объекта и далее к созданию обогащенного, более полного конкретного образа предмета (в том числе его наглядного, художественного образа)». [29, 55]

Журналистике свойственны 3 основных типа отображения:

- фактографический (эмпирический),

- исследовательский (теоретический),

- художественно-исследовательский.

Представление об этих лежащих в основе соответствующих типов журналистской деятельности типах отображения позволяет говорить о 3-х основных группах журналистских текстов:

- информационные (заметки, корреспонденция, репортажи, обзоры, интервью и т.д.),

- аналитические или исследовательские (статьи, комментарии, рецензии и т.д.),

- художественно-публицистические или художественно-исследовательские (очерки, эссе, фельетоны, памфлеты и т.д.).

Все жанры обладают собственными жанрообразующими признаками и ориентируются на определенные способы изложения, отбирая предпочтительные для себя функционально-смысловые типы речи (повествование, описание или рассуждение).

К аналитическим жанрам печатных средств массовой информации относятся:

- аналитическая корреспонденция в газете;

- аналитический отчет;

- рецензия;

- версия;

- журналистское расследование;

- аналитическая статья;

- аналитический пресс-релиз.

Цель аналитического отчета как самостоятельного аналитического жанра - показ взаимосвязи суждений, оценок, выводов, предложений, содержавшихся в речи выступающих, с реальными проблемами, ситуациями, процессами, существующими на данный момент в жизни городов, стран. Журналисты не ставят свой целью описание содержания всех выступлений и речей, для них важнее концентрация внимания на проблемных выступлениях и с этих позиций анализ назревших в реальной жизни проблем. В зависимости от акцентов авторов аналитических отчетов (на объяснении или на предложении, или на программе действий) определяют вид жанра: отчет-объяснение, отчет-оценка и отчет-программа.

Рецензия как самостоятельный аналитический жанр основана на всестороннем объективном анализе, оценке, сообщении, просмотре, отзыве (прежде всего критическом) о произведениях художественной литературы, искусства, науки, журналистики. Рецензенты разбирают темы, мастерство авторов, работы режиссеров, иногда рассматривая проблемы, которые связаны с отзывами обсуждаемых произведений других критиков. В любом случае их основной задачей является поиск в произведениях того, что незаметно для непосвященных, направление внимания читателя или зрителя на то новое в произведениях, спектаклях, программах и т.д., вокруг которого рецензенты строят свои суждения, центральные идеи, выводы, обобщения. Б.Б. Сибиданов замечает, что при этом они должны помнить совет великого русского критика В.Г. Белинского, писавшего, что все произведения искусства должны рассматриваться в отношении к эпохе, к исторической современности и в отношении художника к обществу; «рассмотрение его жизни, характера также могут служить уяснению его создания. С другой стороны, невозможно упускать из виду и собственно эстетических требований искусства. Скажем более: определение степени эстетического достоинства произведения должно быть первым делом критики». Чтобы это выполнить, рецензентам необходимо привлечь элементы исторического, психологического, социологического анализа. Их творческий метод основан на определенной мысли, представляющей собой доказательные рассуждения, аргументирование главной идеи автора.

Специалисты объединяют рецензии в следующие типологические группы:

1. по объему:

- мини-рецензии (сжатые, насыщенные анализы определенных произведений);

- гранд-рецензии (большие, развернутые рецензии, глубоко и всесторонне охватывающие исследуемые темы);

2. по числу анализируемых произведений:

- монорецензия - анализ одного произведения;

- полирецензии - разбор и анализ 2-х и более произведений;

3. по теме: литературные, театральные, кинорецензии, рецензии на мультипликационные и неигровые фильмы, телерецензия и т.п.

Жанр версия основан на неполных доказательствах, на предположениях авторов. Версии исключают категоричность выводов, заключений. Метод исследования действительности становится основным фактором, порождающим жанр. В каком-то смысле это «вымысел», «домысел». Необходимость в предположении появляется в том случае, когда журналист, создавая произведение, ощущает недостаток достоверной информации. Тогда важная роль отводится мысленному экспериментированию или мысленному конструированию. Мысленные эксперименты в аналитической публицистике понимаются «как сумма специально структурированных мыслительных операций», которые позволяют при всех достоверных фактах и публицистических методах познания действительности выстроить версию событий, процессов в прошлом или будущем. [2, 208] Существует 2 основных вида мысленных экспериментов в публицистике:

- ретроспективный, позволяющий журналистам «предположить» картины минувших событий,

- перспективный, позволяющий журналистам предвосхитить, домыслить будущие события.

Версии журналистов-аналитиков помогают подготавливать другие жанры: журналистские расследования, корреспонденции, статьи и другие публикации, опирающиеся лишь на достоверные, проверенные факты.

Журналистское расследование представляет собой аналитический жанр, в основе которого лежит, как правило, «собственная работа и инициатива, важная тема, которую отдельные лица или организации хотели бы оставить в тайне». [31, 2]

Журналистское расследование содержит в себе 3 основных элемента:

- эксклюзивность расследования, которое проводит журналист;

- важность для читателя темы материала;

- скрытые от общественности факты.

Целью такого жанра является выяснение причин, выявление виновников событий, явлений, являющихся объектами расследований. Понятно, что такие факты тщательно скрывают, следовательно, корреспонденты, применяя эмпирические и теоретические исследовательские методы, составляют заключения от частного к общему, постепенно достигая основной цели, т.е. показывая причины преступлений, его развитие, участников, посвящая читателей в тайные стороны реальности.

Авторы корреспонденции-расследования занимают четкую, определенную позицию, преследуя следующую цель - доказать или опровергнуть, провести анализ, сделать вывод, сформулировать конструктивные рекомендации, а не просто изложить спорные, злободневные факты. Журналистские расследования требуют от автора инициативы, усилий, конструктивных идей. Журналист Дж. Робертс видел задачу журналиста не в том, чтобы «застать политика со спущенными штанами или выявить отдельное нарушение, а в том, чтобы помочь людям в понимании того, что происходит в нашем все более сложном мире». [6, 37]

Подготавливая журналистское расследование, необходимо выстроить гипотезу, проверить ее на известных фактах и мнениях, установить и разработать источники, которые связаны с предметом расследования. Важным дополнительным требованием к журналистам становится раскрытие злоупотреблений, выявление нарушения закона, установленных норм поведения или даже правил приличия. Журналистским расследованиям важны выводы, т.к. читатели хотят знать суть и результаты журналистских поисков, обязанностью авторов становится рассказать им об этом и предоставить все найденные доказательства - оправдательные и обвинительные.

Под аналитической статьей понимают публикации, анализирующие некую ситуацию, процесс, явление, лежащие в их основе закономерные связи, чтобы определить их политическую, экономическую или иную значимость и выяснить, какие позиции необходимо занять, каким образом себя вести, дабы поддержать или устранить данную ситуацию, процесс, явление. Статью определяют как жанр, предназначенный, прежде всего, для анализа актуальных, общественно-значимых процессов, ситуаций, явлений и управляющих ими закономерностей. Аналитические обсуждения предметов в статьях должны проводится таким образом, чтобы читатели публикации смогли размышлять далее над интересующими их вопросами. Можно говорить об особой функции таких статьей [23, 124], состоящей в том, что статьи объясняют читателям общественную и личную значимость актуальных процессов, ситуаций, явлений, их причинно-следственные связи, таким образом инициируя размышления, действия, связанные с предметами отображения в публикациях. Кроме того, они обращают внимание своей аудитории на задачи, проблемы, возникающие в связи с описываемыми ситуациями, показывают имеющиеся у участников этих ситуаций стратегические или тактические интересы. Удачные статьи создают реальные представления об актуальных ситуациях, служат основой для выработки идеи, импульса, предваряющего принятие практических мер.

Предметом жанра статьи являются противоречия и проблемы, содержащиеся в актуальных ситуациях и процессах, вытекающие из них задачи, условия их решения, упорядочения, связанные с ними тенденции, перспективы, закономерности общественного развития. В прессе существует несколько основных относительно устойчивых форм проявления жанра:

1. Общеисследовательская статья: публикации, анализирующие общезначимые, широкие вопросы, например, политического или экономического развития страны или рассуждающие об уровне грамотности в современном обществе в целом и т.д. Таким публикациям свойственен высокий уровень обобщения, глобальность мышления автора. Цель статьи - изучить различные закономерности, тенденции, перспективы развития современного общества.

2. Практико-аналитическая статья обращена, в первую очередь, к актуальным практическим проблемам промышленности, сельского хозяйства, предпринимательства, культуры, науки, образования, бизнеса, финансов и т.д. Эти статьи анализируют конкретные проблемы, события, действия, ситуации, связанные с практическими задачами деятельности, отрасли производства и пр. Целью журналиста является выявление причин ситуаций в сфере производства, на ряде предприятий, в социальной сфере и т.п., оценка этих ситуаций, определение тенденций их развития, выявление проблем на пути решения определенных практических задач, по возможности выявление путей эффективных разрешений этих задач, вынесение на суд общественности неких конструктивных предложений.

3. Полемическая статья публикуется, когда в обществе возник спор по каким-либо значительным проблемам. Повод для публикации полемической статьи - выступление политических оппонентов, представителей «чужой» научной школы «еретического» религиозного течения, которое затрагивает интересы автора будущей статьи, его издания и выражает оценку, представление, вывод, предложения, с которыми автор статьи, издание согласиться не могут.

Цель полемических статей носит, как правило, двоякий характер. Авторы ставят перед собой задачи обосновать свои собственные позиции по спорным вопросам, показать свое видение проблем, причин их возникновения, значимости, способов их решений. С другой стороны, они пытаются дать опровержение позиций своих оппонентов, что отражается на содержании приводимых фактов, примеров и на логической структуре статей. Факты, примеры, как правило, подбирают так, что они подтверждали позицию автора. Выступление не должно быть противоречивым - принципиально важное требование для автора полемической статьи.

Логическая структура полемической статьи базируется на доказательном рассуждении, на аргументации в пользу главного тезиса автора выступления и на опровержении тезисов, аргументов оппонента.

В последние годы на страницах газет все чаще встречается реклама, представляющая собой источник материального благополучия множества изданий. Пресс-релиз является именно такой рекламой, «облачившейся в одежды журналистских материалов». [23, 125] Данный жанр - это подборка сообщений, рассказывающая о достоинствах конкретных фирм или отдельных личностей (например, кандидатов в депутаты). Целью пpecc-релизов становится регулярное напоминание всем СМИ о себе, о своей активности на рынке, сообщение широкой публике о новинках, кадровых перестановках, заключенных договорах и маркетинговых изменениях. Аналитический пресс-релиз основан на соединении 2 начал - аналитического и рекламного. На газетной полосе он может быть представлен в виде аналитических интервью; в виде обобщенных подборок различного рода сообщений, дающих ответ на интересующий потребителя вопрос (своего рода аналитические обозрения); в виде суждения известного специалиста, его умело подобранных цитат из влиятельных СМИ, убедительной статистики, наглядных графиков и диаграмм с экономическими показателями, дайджестирования документации, отчетов, программ с элементами анализа и комментариев.

Цель аналитических пресс-релизов заключается не только в том, чтобы показать, что данные организации или личности способны удовлетворить потребности аудитории, но и доказать это. Следовательно, журналист использует доказательные рассуждения, аргументацию, подтверждающую утверждения. Доминирующим становится оценочный анализ, т.к. положительные характеристики способствуют установлению пригодности товаров или фирм удовлетворить потребности аудитории. Таким образом, назначением пресс-релиза является создание информационного «шума» вокруг имени фирмы, информационной подсветки ее деятельности, обеспечение журналистов исходной информацией для их материалов, но в направлении, важном фирме.

Основой такого аналитического жанра, как комментарий в печатных СМИ, является метод анализа, соотносящего новый факт с определенной базовой информацией. Целью комментирования является выстраивание системы доказательств, раскрытие сущности явления, события, процесса, открытия и тем самым формирование общественного мнения. При построении комментарий журналисты используют структурные элементы, помогающие сделать содержание доступным и понятным читателям. Важными становятся предисловие, выписывающееся сообщение о комментируемом событии, процессе или явлении, четкое определение вопросов, на которые читатель получит ответы, ясная цель, обоснование выводов в завершении комментария. В повседневной практике актуален оперативный комментарий, где главным становятся пояснения специалистов в определенной сфере производства, науки, искусства, бизнеса.