logo
"Эскиз" - детский журнал об искусстве

§ 4. История журналов ИД "Веселые картинки"

Журнал "Веселые картинки" издается с 1956 г. с периодичностью один раз в месяц. Журнал рассчитан на детей от 4 до 10 лет и имеет полувековой опыт обучения детей и организации семейного досуга, служит своеобразным учебником юмора. Организовать досуг всей семьи помогают настольные игры, комиксы, ребусы, шутки, загадки, опубликованные на страницах журнала. Тамбовская областная детская библиотека [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //odb. tamboff.ru/index. php? id=560&place=content

Идея появления "Веселых картинок" принадлежала Ивану Семенову - популярному карикатуристу газеты "Крокодил". Он стал первым редактором журнала. Вместе с художником Виталием Стацинским он привлек к работе своих коллег - академиков Аминадава Каневского и Алексея Лаптева. В честь выхода первого номера журнала Самуил Маршак написал не просто стихотворение, а оду!

В большой семье советской

Журналов и газет

Сегодня самый детский

Журнал выходит в свет.

Его читатель тоже

Ещё довольно мал,

Но меньше и моложе

Читателя журнал.

Журналу и ребёнку -

Счастливого пути!

Пусть будут вперегонку

Расти, расти, расти!

Название журнала выбирали исходя из того, что маленькие дети, для которых он предназначался, охотно рассматривают забавные и веселые картинки, сопровождаемые короткими остроумными надписями. Но очень скоро выяснилось, что журнал вместе с детьми читают и взрослые. Так в "Веселых картинках" появились стихотворения, рассказы, считалки, загадки. Он стал не только детским, но, что не менее важно, "семейным" журналом СССР. ИД «Веселые картинки» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.merrypictures.ru

Авторскому составу "Веселых картинок" могло позавидовать любое отечественное издание. В нем работали лучшие советские писатели и художники: Корней Чуковский, Агния Барто, Сергей Михалков, Евгений Ведерников, Владимир Сутеев и только что вернувшийся из сталинских лагерей легендарный карикатурист Константин Ротов.

Главного героя "Веселых картинок", ставшего символом журнала - Карандаша, - придумал и нарисовал Иван Максимович Семенов, народный художник СССР. Он создал замечательный художественный образ - забавного, доброго и веселого человечка, одетого в нарядную синюю блузу, с красным грифелем вместо носа. На голове красовался элегантный берет, а на шее - красный бант. Глядя на него и маленьким и взрослым становилось понятно, что перед ними художник и интеллигент.

Первый номер журнала вышел в сентябре 1956 г. Журнал сразу стал невероятно популярен, войдя в разряд дефицитных изданий. Подписаться на него было очень непросто, помочь в этом могло либо знакомство, либо какие-то особые привилегии. Когда в середине 70-х годов были сняты ограничения печати, тираж "Веселых картинок" достиг 9 150 000 экземпляров.

Интересно и то, что "Веселые картинки" являлся единственным изданием в СССР, которое никогда не подвергалось цензуре, не "литовалось". Возможно, это была забывчивость чиновников, а может быть, они просто решили, что в комиксах о приключениях Веселых человечков просто нечего "литовать".

"Веселые картинки" был единственным печатным изданием в СССР, на страницах которого никогда не публиковались и обязательные для всей прессы печальные извещения о смене руководителей советского государства. Когда умер Л.И. Брежнев, сверху была спущена директива - опубликовать портрет ген. секретаря в траурной рамке на обложке всех изданий. Редакции "Веселых картинок" пришлось довольно долго доказывать вышестоящим инстанциям, что это будет выглядеть крайне неуместно и неловко рядом с названием журнала.

В 1972 г. "Веселые картинки" возглавила Нина Иванова, которая работала в журнале в течение многих лет. Тамбовская областная детская библиотека [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //odb. tamboff.ru/index. php? id=560&place=content

В 1977 г. главным редактором "Веселых картинок" стал замечательный художник Рубен Варшамов. Вместе с ним пришли новые авторы, художники-нонконформисты, авторы "бульдозерной" выставки - Виктор Пивоваров, Валерий Дмитрюк, Илья Кабаков, Эдуард Гороховский, Александр Митта, карикатуристы нового поколения Сергей Тюнин и Олег Теслер. Они привнесли в жизнь редакции веяния бунтарства и стремления к свободе. То, что было невозможно в серьезных, "взрослых" изданиях оказалось воплощено на страницах "Веселых картинок".

В 1979 г. Виктор Пивоваров создал современный логотип журнала. "Веселые картинки" охотно печатали не только известных, но и начинающих авторов. В те годы это было проявление храбрости. Так были открыты имена Эдуарда Успенского, Андрея Усачева, Евгения Милутки и др.

"Веселые картинки" входили в состав издательства "Молодая гвардия" и принадлежали ЦК комсомола, но в начале 90-х не стало комсомола, а потом и издательство решило отказаться от двадцати своих журналов. Все они в одночасье оказались свободными и выбрали разные пути: кто-то приглашал в состав учредителей бывших руководителей комсомольских организаций, кто-то - банки. Журнал был тогда преобразован в ТОО, и в состав его учредителей вошли члены трудового коллектива. Все это было сделано главным редактором Рубеном Артемовичем Варшамовым, замечательным художником, редактором и организатором, очень грамотно и вовремя. С того времени "Веселые картинки" существуют как самостоятельная издающая организация. Все журналы имеют свое лицо, принцип "Веселых картинок" состоит в том, чтобы использовать работы оригинальных художников. Хранителями лучших традиций являются в редакции Нина Ивановна Иванова, литературный редактор, который работает в "Веселых картинках" вот уже более 45 лет, и главный художник Сергей Петрович Тюнин, которого знает весь мир как одного из лучших карикатуристов. Инна Антипенко: Свобода стоит дорого, статья. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //viperson.ru/wind. php? ID=263716&soch=1