logo
11 сентября глазами русских и американских документалистов

1.1 Особенности документального кино

"Документальное кино -- это вид кинематографа. Документальным называется фильм, в основу которого легли съёмки подлинных событий и лиц". [17]

Реконструкции подлинных событий не относятся к документальному кино. Однако в произведениях документалистики могут использоваться, как фрагменты игровых фильмов, так и инсценировки, провокации, другие постановочные элементы, придуманные специально к случаю.

"Термин "документальный" (англ. documentary) применительно к таковому жанру/виду кино был впервые предложен Джоном Грирсоном в 1920-х годах. До этого французские журналисты и критики называли так фильмы, сделанные на материалах съёмок путешествий. Грирсон же определил документальное кино как "творческую разработку действительности".[1, с. 43]

"Задачи документалистики:

1. Средство обучения (иначе "учебные фильмы")

2. Исследование (географическое, зоологическое, историческое, этнографическое, и т. д.)

3. Пропаганда (науки, товара, технологии, религии, т.д.)

4. Хроника (длительное наблюдение за событием, репортаж, т.п.)

5. Публицистика" [17]

Первые документальные съёмки были произведены ещё при зарождении кинематографа. Темой для документальных фильмов чаще всего становятся интересные события, культурные явления, научные факты и гипотезы, а также знаменитые персоны и сообщества. Мастера этого вида кинотворчества нередко поднимались до серьёзных философских обобщений в своих произведениях

Документальное кино -- это сложный жанр, подготовка и работа над которым занимает длительное время: отбирается жизненный и документальный материал, на основе которого создаётся сценарий.

"Документалисту, в отличие от мастера игрового кино, нет нужды придумывать сюжеты и характеры, писать диалоги, ему, как правило, не нужны актеры, гримы и декорации: его материал - сама жизнь. И жизнь эта дарит мгновения, способные поражать, потрясать, выражать большие идеи и чувства - надо только суметь дождаться этого мгновения, увидеть его и вовремя "схватить" камерой". [10, с. 7]

Перед режиссером всегда встает вопрос: как представить собранный материал зрителю. Другими словами, режиссер ищет форму подачи своего будущего фильма. Форма может быть различной: рассказ героя, дневниковые записи, история одного дня и так далее.