logo
11 сентября глазами русских и американских документалистов

2.1 "Цитадель 911". Фильм Евгения Попова

Фильм вышел на телеканале "Россия 1" в рамках программы "Специальный корреспондент". Его появление на экране приурочено к 10-летию террористического акта в США.

Фильм "Цитадель 911" очень личностный. Евгений Попов встретился с выжившими, очевидцами, родственниками погибших, а также учеными, которые годами анализировали 567 страниц официального доклада, но ответов на свои вопросы так и не нашли. В первой части фильма практически нет закадрового текста, он полностью построен на лайфах, синхронах и стендапов журналиста. Каждый из героев фильма вносит свою лепту в создание цельной картины трагедии.

Во второй части картины закадровый текст становится основной воздействующей силой. Если в начале фильма влияние идет на чувства людей, то позже на логику.

В "Цитадели 911" сплетены истории людей и вопросы, на которые ищет ответ уже целое поколение: "Кто на самом деле стоит за страшной атакой? Почему миллионы людей не верят официальной версии? Кто заработал 5 миллиардов долларов на трагедии, и почему комиссия 9/11 забыла о крушении здания номер 7 Всемирного торгового центра? Сколько времени необходимо военным, чтобы перехватить захваченный самолет? Зачем Дик Чейни в августе 2001 года проводил национальные антитеррористические учения и где находился Доналд Рамсфелд во время взрыва в Пентагоне? Почему четыре черных ящика боингов уничтожены, а бумажный паспорт террориста найден невредимым? Что общего между нападением на Перл-Харбор и терактами 11 сентября? И зачем американским неоконсерваторам нужен был "Новый Перл-Харбор"?

Эти вопросы четко выделяют все микротемы документального фильма. Но автор фильма не начинает свою картину с обвинений или домыслов. Первые кадры, которые мы видим, - лекции советских преподавателей, рассказывающих о высоком уровне оттока россиян за границу, а в первую очередь, в Америку.

В кадре молодой человек, Александр Брагинский, россиянин, живущий в Америке. У него есть жена, интересная работа, планы на будущее. Он погиб 11 сентября 2001 года. Мир узнал об этом человеке, когда мужчина из задымленной башни звонил в службу спасения и в течении нескольких минут описывал то, что происходит вокруг. В его честь названа улица, а дети приносят родителям молодого человека картины, на которых изображена смерть "башен-близнецов".

Евгений Попов нашел способ сделать фильм актуальным для россиян, показав, что в тот день погибли и наши соотечественники, эмигрировавшие в 90-е. Важно и то, что родители погибшего говорят на русском языке. Это очень сильное эмоциональное воздействие.

Фильм имеет кольцевую композицию. В его финале автор вновь возвращается к семье Александра Брагинского. Его мать говорит о том, что не может вернуться к нормальной жизни. Она превратила квартиру в музей в честь молодого человека, иногда спит в его кровати и ее сын уже 10 лет приходит к ней во сне.

Особую роль в фильме играет музыка. Она задает ритм повествования и расставляет акценты на наиболее важных, с точки зрения автора, моментах. Так как "Цитадель 911" строится на лайфах, нельзя обойти стороной влияние интершума на зрителя. Крики очевидцев и грохот падения башен производят на зрителя сильное эмоциональное воздействие. Оно усиливает влияние видеоряда на аудиторию. Соответственно, одним из основных приемов автора становится зарисовка. Именно с помощью нее он добивается необходимого эффекта и ею он заканчивает фильм.

При анализе картины понимаешь, что, несмотря на то, что ее уровень высок, она разваливается на микротемы. Хронометраж 40 минут, что по сравнению с подобными фильмами, не так много. Автор не остановился на одной проблеме, как большинство документалистов, работавших над проблемой 11 сентября, а попытался рассказать обо всем. На каждую микротему он отводит в среднем пять минут. Этого недостаточно чтобы детально разобраться в проблеме. Фильм "Цитадель 911" носит скорее ознакомительный характер.

В аннотации к картине, автор говорит, что это журналистское расследование. Несомненно, его элементы присутствуют в фильме, но ничего нового Евгений Попов для широкой аудитории не открывает. Он не находит подход к российскому зрителю, для которого, спустя 10 лет, дата 11 сентября 2001 года модифицировалась в страшную сказку, где вопросов больше чем ответов.