logo
Анекдот в советской печати 1964-1982 гг. на примере журнала "Крокодил"

Введение

Начало второй половины XX века ознаменовало собой новый этап в истории развития СССР. После Второй Мировой войны и смерти Сталина, ставшей концом целой эпохи, он был крупным, сильным и влиятельным государством, которое мало напоминало то, что оно представляло из себя всего двадцать лет назад. Как бы ни оценивались действия и события, приведшие Советский Союз к такому положению, нельзя отрицать, что именно таким путём в мире появилась одна из двух сверхдержав, деливших друг с другом мир ещё почти полвека. Всё это время СССР официально был «государственной машиной» с людьми, поддерживающими её работоспособность. Гарантированное право на труд одновременно было и обязанностью. Тем не менее, люди всегда остаются людьми. Как бы ни была действенна пропаганда, как бы ни были убеждены люди в правильности данных им идей, это не может полностью заменить простых радостей и потребностей. В их числе находился и юмор - средство психологической разрядки и мотивации, способ одобрения и выражения несогласия - то, что сопровождало человека с древнейших времён. В различных видах и формах, различной тематики: от безобидного бытового до крайне сомнительного в условиях господствующей идеологии - политического, он существовал вне зависимости от желания властей. Что-то пытались запрещать, что-то - ставить на пользу идеологии, но никогда не отрицали, но и не допускали полной свободы. Никто не отменял цензуру, пусть многое и просачивалось мимо неё. Но если бытующие «в народе» шутки, пародии и карикатуры были совершенно ей неподконтрольны, как бы ни старались силы госбезопасности, официальная печать была зависима от неё полностью. Но ведь не всё может нанести вред. Да, одна шутка может быть обидной для власти или какого-либо конкретного её представителя, но другая, правильно использованная, может оказаться полезна, будучи способной сформировать в представлении читателя нужное представление о чём-либо, подтолкнуть к желательному мнению, или же просто снизить напряженность, вызванную некоторыми проблемами, дав возможность «выпустить пар», ибо это лучше, чем медленно, но верно копящееся невысказанное напряжение и недовольство. Но помимо своей единомоментной ценности, шутка обладает и другой, не столь явной, но оттого не менее значимой - информацией. Высказанная аллегорически, она способна сохраняться в течение длительного времени, отражая в себе условия, в которых она сформировалась и даже, так или иначе, характеризующая отношение современников к проблемам, ей затрагиваемым. Это открывает возможность реконструировать жизнь общества в том виде, в каком она представлялась его членам изнутри, а не в том, в каком её отражали в официальных бумагах. Благодаря этому источнику информации появляется возможность как взглянуть на уже освещённые процессы и события, так и осветить новые, ранее не зафиксированные в других источниках в достаточном объёме, а учитывая малую изученность с исторической точки зрения столь обширного массива информации, можно говорить о ценности проведения исследований в данном направлении.

В данной работе будут рассмотрены шутки и анекдоты, прошедшие контроль официальной цензуры и допущенные к печати в издании, чей профиль допускал размещение подобной информации в период второй половины 1960-х - первой половины 1980-х годов; тематика шуток в различные периоды, степень их злободневности и идеологической направленности.

Основная цель данной работы - выявить основные темы публикуемых в официальных изданиях анекдотов за период 1964-1982 годов, их направленность, изменение степени зависимости публикуемого материала от позиции властей.

Для достижения этой цели был выбран сложный и противоречивый период в истории СССР, знаменуемый нахождением у власти Леонида Ильича Брежнева - от принятия на себя роли главы государства в 1964 году до смерти в 1982. В качестве источника информации выступает самый популярный советский юмористический журнал «Крокодил» как наиболее яркий представитель юмористического направления советской печати в рассматриваемый период, пользующийся наибольшей популярностью и потому наиболее ярко отражающий в себе все протекающие процессы, связанные с официальной публикацией анекдотов.

Для проведения работы были выбраны полные выпуски журнала за 9 лет со средним интервалом в 2 года.