logo
Бизнес-стратегия объединенной редакции "Коммерсантъ"

Введение

Проблемы отечественных медиа, связанные с трудностями развития, упоминались в исследовании в параграфе о степени внедрения конвергентной практики в редакциях российских изданий. В частности, говорилось о юридической нестабильности и часто меняющихся законах в отношении СМИ. В России пока не существует законодательных ограничений на перекрестное владение СМИ, как в Великобритании, что открывает изданиям гораздо большие возможности в освоении новых медиаплатформ и привлечении дополнительной прибыли. Так российские издательские дома стремятся к созданию собственных вещательных ресурсов: телевидения и радио.

Но существует много других сложностей, которые нивелируют данные преимущества. Часто некоторые законодательные инициативы происходят на государственном уровне, что делает сложившиеся в результате трудности непреодолимыми для СМИ. За последний год среди таких законов и поправок можно выделить несколько решающих, которые наиболее негативно отразились на российском медиарынке.

31 декабря 2014 года начал действовать, но в последствии был отменен, закон о размещении рекламы на кабельных (платных) телеканалах, который ограничивал получение прибыли от роликов, продвигающие товары и услуги. С 1 сентября 2015 года заработал закон о хранении персональных данных российских граждан, который обязывает отечественные и зарубежные компании хранить данные на территории Российской Федерации. С 1 января 2016 года в силу вступил закон об ограничении доли иностранного капитала в российских СМИ, которая теперь не может превышать 20%. Ранее это ограничение распространялось только на телевидение и радио.

Все вышеперечисленные законы, имеют явный ограничительный характер, что само по себе противоречит главным принципам организации в работе конвергентных редакций - открытости и интеграции. Эти законодательные инициативы, безусловно, несут политический подтекст. Автор не ставит себе целью подробно разбирать их в данном исследовании. Но эти факты обязательно следует учитывать в контексте развития всех ниже описываемых процессов, происходящих внутри конкретных медиакомпаний и медиабизнеса в целом.

Еще один момент на который хотелось бы обратить внимание, вторая и третья главы, где разбираются кейсы британской The Guardian и российского "Коммерсантъ" не являются сопоставлением по строго одинаковым параметрам. По выводам из первой главы видно, что конвергенции в Европе и в России находятся на разном уровне развития, что значительно затрудняет вести сравнение изданий по одним критериям.

В России, как отмечал автор в первой главе, крупные качественные издания с отставанием на несколько шагов реализуют мировые тренды конвергентной журналистики. Их интернет-ресурсы представляют собой вполне развитые мультимедийные издания на уровне своих возможностей. Хуже дела у региональных отечественных СМИ, которые в своем большинстве находятся на начальном этапе конвергенции и представляют часто только копию печатного издания в сети. В западной же практике регионы по техническому, мультимедийному и конвергентному развитию почти не отстают от крупных столичных газет. Баранова Е.А. Конвергентная журналистика. Теория и практика. - М., 2014. - C. 113.

С точки зрения роста интернет-пользователей и мобильного рынка, в России вполне благоприятные условия для развития и функционирования конвергентных редакций. СМИ активно используют эти факты и, балансируя на неустойчивой законодательной базе, строят свои бизнес-стратегии. Среди них ИД "Коммерсантъ", объединенную редакцию которого подробно рассмотрим ниже.