Глава 4. Сравнение структуры и особенностей функционирования PR-подразделений в государственных организациях на примере городской и областной администраций г. Воронежа
Проанализировав Положения по связям с общественностью различных субъектов Российской Федерации, можно сделать вывод относительно основных целей деятельности служб по связям с общественностью:
- обеспечение гласности, прозрачности и открытости в работе;
- обеспечение связей с гражданами и их объединениями;
- содействие сотрудничеству с гражданами, их объединениями в разработке и реализации программ и решений;
- содействие реализации законодательства;
- содействие становлению институтов гражданского общества.
Среди же основных функций, характерных для большинства государственных органов, можно выделить:
- установление, поддержание и расширение контактов с гражданами и организациями;
- изучение общественного мнения и информирование общественности о существе принимаемых решений;
- анализ общественной реакции на действия должностных лиц и органов власти;
- обеспечение органов власти прогнозными аналитическими разработками;
- формирование благоприятного имиджа власти и должностных лиц;
Эти направления модифицируются в зависимости от уровня деятельности органов власти:
Микроуровень, когда анализируются отношения внутри органов власти и каждый из них рассматривается как относительно автономный субъект управления.
Мезоуровень, когда анализируются отношения между различными структурами государственного и муниципального управления.
Макроуровень, когда анализируются отношения органов власти с институтами гражданского общества, социальными группами12Дмитриев А.В. Неформальная политическая коммуникация. - М., 2003..
Пресс-центр Воронежской областной Думы является органом правительства по работе с общественностью и СМИ.
Центр находится в непосредственном подчинении губернатору области и существует в этом государственном органе на правах самостоятельного отдела.
Документами Центра определены главные задачи его создания:
- информационное обеспечение деятельности областной администрации и ее подразделений;
- анализ и формирование общественного мнения по вопросам, касающихся деятельности областной администрации и ее подразделений;
- установление связей с федеральными органами представительной и исполнительной власти, взаимодействие с политическими партиями, движениями, общественными объединениями (в том блоке вопросов, которые касаются деятельности Областной администрации);
Можно расшифровать эти задачи, рассмотрев подробно функции, которые Центр осуществляет в своей практике:
- оперативное распространение через информационные агентства, печать, радио, и телевидение заявлений, сообщений, пресс-релизов, других материалов, разъясняющих деятельность Областной администрации;
- организация пресс-конференций, брифингов, встреч с российскими и зарубежными журналистами, подготовка заявлений для печати;
- организация выступлений руководителей администрации по радио, на телевидении, в печати с освещением проблем и задач деятельности Областной администрации;
- подготовка печатных и фотоматериалов, отражающих деятельность органов Областной администрации;
- развитие информационных связей с пресс-службами других региональных органов исполнительной власти, информационными службами других регионов;
- оказание содействия в издании журналов, газет специального назначения, задача которых освещать деятельность Областной администрации;
- анализ и обобщение публикаций СМИ в интересах развития деятельности Областной администрации, совершенствование деятельности органов администрации;
- установление связей с союзами журналистов, другими творческими союзами, редакциями газет, журналов, других периодических изданий, радио, телевидения;
- содействие систематическому освещению работы органов администрации в СМИ, подготовку в этих целях программ, сообщений;
- осуществление связей с общественными объединениями, партиями, движениями в целях привлечения представителей общественности к проведению мероприятий, в ходе которых Центр создает благоприятную коммуникативную обстановку вокруг администрации и ее руководителей;
- обеспечение руководства Областной администрации оперативными материалами, опубликованными в СМИ, о съездах, конференциях, митингах, демонстрациях и иных акциях политических партий, профсоюзов, и других общественных объединений, если они содержат информацию, относящуюся к деятельности органов администрации;
- обеспечение руководства Областной администрации информацией об общественном мнении, реакции на деятельность органов администрации;
- установление контактов с издательскими домами, творческими союзами, оказание им помощи в создании произведений, воспитывающих уважение и патриотическое чувство к родному краю;
- рассмотрение обращений граждан и организаций по вопросам, относящимся к функциям Центра;
Для успешного осуществления своих обязанностей, и, таким образом, для достижения поставленных перед ними целей, Центру предоставляется право:
- запрашивать информацию у структурных подразделений Областной администрации, ее территориальных органов власти, юридических лиц, получать необходимые документы и сведения, направлять своих представителей для участия в конференциях, семинарах и т.д.;
- по согласованию с губернатором осуществлять контакты с органами законодательной и исполнительной власти, их управлениями, пресс-центрами, пресс-службами;
- вести переговоры с общественными и творческими организациям, отдельными лицами, в установленном порядке заключать с ними договоры и соглашения;
- вступать в контакт с органами образования, науки, общественностью и СМИ для организации учебно-просветительской деятельности;
- принимать участие в заключении договоров на проведение аналитических исследований и в экспертизе материалов по вопросам, относящимся к компетенции Центра;
- вносить руководству Областной администрации предложения по совершенствованию деятельности Министерства в целом и Центра в частности.
Для сравнения работы Областной администрации мы предлагаем рассмотреть функционирование информационно-аналитического отдела администрации городского округа г. Воронеж.
В структуру управления входят отделы: информационный, аналитический и секторы: организации событий, общественных связей.
1. Информационный отдел
Начальник информационного отдела является заместителем руководителя управления.
Задачи отдела:
1. Организация эффективного использования информационных ресурсов муниципальных органов власти города Воронежа и структурных подразделений администрации города для реализации политики открытости и гласности.
2. Взаимодействие со СМИ.
3. Участие в разработке и реализации программ по формированию позитивного общественного мнения о политике исполнительных органов власти города Воронежа.
4. Организация пресс-конференций, брифингов, интервью.
5. Подготовка текстов выступлений главы города в СМИ.
6. Подготовка материалов для СМИ о деятельности главы города и проводимой им политике.
7. Подготовка и размещение информации на сайте администрации города.
8. Взаимодействие с пресс-службами федеральных органов власти, российскими и зарубежными СМИ, журналистами.
2. Аналитический отдел
Задачи отдела:
1. Проведение анализа и прогнозирование социальной и политической обстановки в городе Воронеже.
2. Обеспечение объективной информацией главы города.
3. Разработка и реализация программ по формированию позитивного общественного мнения о реализуемой политике исполнительных органов власти.
4. Определение приоритетных задач деятельности структурных подразделений управления.
5. Проведения мониторинга электронных и печатных СМИ.
6. Определение тематики социологических опросов и взаимодействие с социологическими центрами.
7. Подготовка и размещение на сайте администрации города сведений о главе администрации города и его заместителях, а также аналитических материалов о деятельности отраслевых управлений.
3. Сектор организации событий
Задачи сектора:
1. Организация акций и мероприятий с участием главы города, его заместителей, руководителей отраслевых управлений с привлечением населения, общественных движений и СМИ.
2. Создание информационных поводов для освещения деятельности главы города и администрации города.
3. Внесение предложений по организации событий для их последующей реализации на основе анализа динамики общественного мнения и данных аналитического отдела управления.
4. Сектор общественных связей
Задачи сектора:
1. Обеспечение взаимодействия муниципальных органов власти и структурных подразделений администрации города с общественными объединениями.
2. Организация проведения семинаров, конференций, встреч с общественностью.
3. Содействие социальным инициативам организаций и граждан.
4. Организация систематической работы с населением через сеть общественных приёмных города.
5. Подготовка и размещение на сайте администрации города сведений об общественных объединениях и политических партиях.
Изучив работу информационно-аналитического управления администрации городского округа город Воронеж, можно сделать вывод, что работа осуществляется эффективно, и управление выполняет все свои основные функции и задачи.
Каждая из администраций имеет свои электронные сайты. На этих сайтах регулярно публикуются материалы, которые широко освещают деятельность всех отделов администраций и депутатов. На сайте городской администрации публикуется материалы о мэре города и его постановлениях, работе депутатов, заседаниям городской думы, об этапах реализации муниципальных и ведомственных целевых программ. На сайте областной администрации, который называется официальным Интернет - порталом достаточно прозрачно предоставлена вся информация о работе государственного органа. Посетители могут ознакомиться с составом и структурой администрации, с деятельностью депутатов, комитетов, фракций, а также с готовящимися законопроектами. На сайте можно задать вопрос представителю Воронежской области в совете федерации РФ и узнать последние новости о его работе. Также всем посетителям можно прочитать электронные варианты информационного бюллетеня «Областная дума» за последние пять лет.
Таким образом, оба государственных органа активно работают с общественностью и стараются максимально полно предоставить информацию о своей работе. Областная и городские администрации стремятся к благоприятному имиджу в глазах граждан и поэтому, к сожалению, не всегда дают объективную оценку тем или иным событиям, а также крайне невелико количество материалов на «острые» вопросы.
- Введение
- Глава 1. Что такое PR
- Глава 2. PR в государственных организациях
- Глава 3. PR-службы в государственных организациях России
- Глава 4. Сравнение структуры и особенностей функционирования PR-подразделений в государственных организациях на примере городской и областной администраций г. Воронежа
- Заключение
- IV. Приложение Соглашение № между администрацией Россошанского муниципального района и администрацией городского поселения г. Россошь о сотрудничестве
- Краевая, областная администрация.
- Органы экологического надзора Воронежской области*
- Отдельные аспекты выборов главы администрации воронежской области 2014 года
- Рекомендации по порядку проведения второго (районного) тура проекта Воронежской областной Думы «Наш парламент» (среди общеобразовательных учреждений)
- Система органов государственной власти субъекта федерации (на примере Воронежской области)
- 4. Разработка типового макета программы экономического и социального развития муниципальных образований Воронежской области
- Администрация каширского муниципального района воронежской области
- В воронежской области
- 5.8.1. Областная государственная администрация