logo
В.Я. Брюсов в литературно-критическом отделе журнала "Русская мысль"

Введение

Известный во всём мире поэт, переводчик, Брюсов уделял огромное значение журналистике. Он побывал во множестве журналистских ипостасей, был автором рецензий, критических и публицистических статей, и конечно, проявил себя как талантливый организатор - считается одним из самых искусных редакторов-литераторов своего времени, искавшим новых форм для журнала.

В начале 20-го века Брюсов находится в поисках средств для выражения идей нового искусства - символизма, поэтому он впервые приходит работать в журналы. «Для нас печатное слово есть святыня» (Дневники) - пишет Брюсов в одной из неопубликованных заметок того времени. Его эволюция как журналиста была тесно связана с развитием его как поэта-символиста и теоретика нового искусства. Изучая его творчество, осознаешь литературный процесс и проблемы русской журналистики начала 20-го века. Брюсов-журналист оставил заметный след в истории русской печати и литературы. Ему принадлежит один из ведущих голосов в полемике о путях развития искусства.

В нашей работе мы рассматриваем деятельность В.Я. Брюсова в литературно - критическом отделе журнала «Русская мысль». Но прежде, чем стать сотрудником такого влиятельного и солидного во всех отношениях журнала, Брюсов прошёл трудный путь от непризнанного ни в одном издании автора. Ему отказывали в большинстве редакций до 1898 г. Сам автор в краткой автобиографии упоминает: «Неоднократно я принимал участие в редактировании разных журналов или как единоличный редактор, или как редактор отдела. Особенно близко я участвовал в редакции "Нового Пути", "Весов", "Русской Мысли"». Считаем необходимым, во введении кратко представить творческую историю Брюсова в журналистике.

«Русский архив был первым журналом, открывшим мне свои страницы» - пишет Брюсов. (Автобиография Брюсова). Здесь, в строго - научном издании, писатель вырабатывает академический подход к написанию статей, занимается в основном исследованием творчества поэтов, таких как Пушкин, Тютчев, Баратынский и др. Он состоит на должности секретаря, и поэтому приобретает опыт организации журнальных книжек. Но выразить свои идеи, символист Брюсов, в классическом «Русском архиве» не смог. Тогда начинает параллельно вести публицистическую рубрику в газете «Русский листок», пишет цикл заметок из Италии, в 1903 - из Франции.

В 1899 году появляется издательство «Скорпион». Брюсов постепенно укрепляет свои связи с его главой Поляковым и входит в коллектив редакции. В 1902 году создается журнал петербургских символистов «Новый путь», в который его приглашают работать как журналиста-практика, уже имеющего опыт редактирования в «Скорпионе» и «Русском архиве». Однако изначально Брюсов не верит в успех издания, относится к нему скептически. «Новый путь» действительно провалился. Брюсов предъявляет ему главное обвинение в «не литературности». (Брюсов, Валерий «Дневники»). Несогласие с программой издания петербургских символистов позволило Брюсову выработать свой собственный взгляд на ведение литературного журнала. С 1904 году Брюсов работает в «Весах» и фактически занимает руководящую должность. Журнал поддерживал эстетику символизма и стал одним из первых «тонких журналов», занимавшихся литературными проблемами с научным подходом. Постепенно Брюсов охладевает к «Весам», и начинает переговоры с П.Б.Струве, главным редактором «Русской мысли».

Брюсов пишет, что приходится «…разрываться между дорогими сердцу весами и «чужой русской мыслью». «Русская мысль» - самый распространённый и один из лучших ежемесячных литературно-политических журналов в России, число подписчиков которого доходило до 14000 чел. Журнал был одним из самых значительных явлений журналистики. Редакторство Брюсова в Русской мысли стало вехой в истории журнала, а также в творческой истории самого автора. В «Русской мысли» В.Я. Брюсов пытался привить «академический» подход к критически статьям, он хотел помочь читателю сформировать вкус. Брюсов преобразил отдел, направил его в русло качественной художественной литературы. Бывший беллетристическим отдел стал по-настоящему литературным с приходом Брюсова.

В дальнейшем в качестве критика, публициста он был сотрудником целого ряда периодических изданий (журналов "Ежемесячные сочинения", "Мир искусства", "Золотое руно", "Искусство", "Аполлон"; газет "Прибалтийский край", "Слово", "Утро России").

Останавливаясь на «Русской мысли», мы попытались установить, как именно повлиял В.Я. Брюсов на журнал и литературный отдел.

Цель - провести наиболее полное описание деятельности В. Я. Брюсова в Русской мысли, понять, как он смог способстовать преодолению криза критического и в журнале.

Задачи:

Определить концепцию журнала «Русская мысль»,

Сделать описание прихода Брюсова в редакцию «Русской мысли»,

Описать его редакторские принципы в организации журнала

Предмет - деятельность в литературном отделе.

Объектом -

Материалами для нашей курсовой работы послужили художественные произведения в журнальной редакции, литературная и философская критика, публицистика, внутренние отзывы, переписка Брюсова с современниками, а также научная литература о творчестве Брюсова.

В нашей работе мы применили исторический метод. Историко-литературный, культурно-исторический, библиографического описания.

В работе две главы. Принцип, применяемый для построения - хронологический. В первой представлена концепция журнала «Русская мысль», также описывается переход В.Я. Брюсова из «Весов» в «Русскую мысль». Во второй главе описаны шаги, новым литературным редактором по решению проблем, связанных с беллетристикой и критикой в журнале.

Источники: статьи, рецензии, проявления деятельности Брюсова в других жанрах, а также его теоретические работы. Критическое наследи поэта оставшееся в архиве. Комплекты журналов и подшивки газет. Мемуарная литература. Эпистолярное наследие Брюсова.