logo
Тема и идея журналистского произведения

2.1 Содержание и формирование идеи журналистского текста

Под идеей понимают главную мысль произведения, в которой воплощается авторское «открытие» - достигнутое им понимание предмета и цели повествования, представляющее собой для аудитории определенную ценность. её характерной чертой является то, что она всегда содержит две составляющие: опорную и рабочую идеи текста.

Рабочая идея всегда имеет побуждающий, направляющий характер, как бы подсказывая адресату информации, что нужно делать в свете полученного сообщения.

Опорная идея - это «информация о системе ценностей, на которые опирается журналист, интерпретируя происходящее». То есть идея - это отношение автора к явлению, которое он рассматривает Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М.: Аспект Пресс, 2004. - С.86.

Замысел возникает из опыта и жизненного кредо, из наблюдений и пристрастий, из актуальной жизни, из подсказки коллег и указаний редактора, из нелепого случая, из развивающихся представлений самого автора о мире. Все теоретики и практики сходятся на том, что лучшая ситуация, когда журналист работает в СМИ, концепция которого совпадает с его собственными внутренними установками. Тогда рождению материала не мешает внутреннее сопротивление. Наоборот, редакционный план (наличествующий в каждом сложившемся издании) не препятствует личным планам журналиста, а субъективные помехи не являются катастрофичными. В противоположном случае (например, работая во многих редакциях с исключительной целью заработать) журналист подстраивается под чужую музыку, и тогда замысел ему «спускают» в виде задания. Но даже если получен конкретный заказ, совсем проскочить стадию замысла невозможно, потому что надо непременно увидеть, вообразить будущее произведение сначала в самых общих чертах, представить себе его смысл, нащупать интонацию, направление, вообразить конкретного читателя (кроме редактора отдела) или зрителя. Только после этой предварительной внутренней работы можно переходить к конкретизации Лазутина Г.В. Профессиональная деятельность журналиста: подходы к пониманию журналистской этики //Вопросы теории и практики журналистики. - 2012. - № 2. - С. 27.

При конкретизации идеи автор отвечает себе на вопрос: в каком ракурсе и какими средствами будет изображено задуманное. Есть сюжеты, застандартизованные мировой практикой, и есть уникальные события. В обеих крайностях творчество присутствует, хотя и в разных пропорциях. Например, отчет о показе модной коллекции стандартно содержит в себе проходы моделей по подиуму плюс закадровый текст об авторе демонстрируемой коллекции. Выйти за границы такого отчета почти невозможно, особенно в оперативно-новостной работе. Однако если задача поставлена в аналитическом ракурсе, а тем более в художественно-публицистическом, то в зависимости от целевой аудитории СМИ журналист смещает фокус. Анализ конкретного показа может соединиться с ретроспекцией, дается визуальный ряд, напоминающий зрителю о прежних находке этого модельера; возможны рассуждения о современных тенденциях в производстве, например, одежды или обуви. В публицистике может появиться авторское размышление о связи вкусов людей с климатом и местом проживания, уровнем доходов, историческими традициями и другими факторами, вдобавок - обязательно - оценка, мнение, личный взгляд журналиста на предъявленные и сгруппированные им факты и явления.

Реализация идеи - это собственно процесс создания произведения (написания, видеосъемки, радиозаписи, видеомонтажа), развивающийся по сложившемуся в уме автора или написанному и утвержденному сценарию. Выяснив для себя и предъявив другим общее, целое, то есть тему и идею, вы задумываетесь о структуре (строении) вашего произведения и его композиции (последовательности и гармоничном расположении частей текста, их взаимосвязи). Нет общеупотребительных правил, как создать полнокровный, интересный текст, как нет универсальной формулы творчества. Но есть общие принципы его построения, безусловные удачи в том или ином жанре, наконец, устоявшиеся приемы и правила, переходящие порою в штампы Клёсова О. А. Эволюция способа авторского творчества журналиста //Материалы Международного молодёжного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2012».- М., 2012..

Первый требуемый эффект: текст должны заметить читатели. Часть этой задачи решается за вас: у любого печатного издания есть макет и рубрикация. Эти структурные компоненты уже «подготовили» внимание к вашему произведению. Они приучили читателя находить повторяющиеся элементы на одном и том же месте: самые острые и актуальные материалы - на первой полосе; шутки, анекдоты, спортивные новости, например, - на последней, а интервью и очерки - на внутренних полосах. Надо только удачно вписаться своим материалом и сделать его запоминающимся.

Высокий уровень журналистики и журналистской конкуренции (вещи взаимозависимые) обычно наблюдается в региональных центрах, где есть вузы с факультетами журналистики Санакуев Н.Г. Роль СМИ в организации предвыборной кампании // Конференция "Ломоносов 2011". М., 2011. - 221с..

Как правило, наиболее типологически оформлен и развит в провинции отряд печатных средств массовой информации. Для их описания журналистская наука использует так называемые типологические признаки, из которых важнейшим являются: издатель, тираж, аудитория, тематика, регулярность выхода. Эти типологические признаки в совокупности определяют тип издания. Наиболее важны для предвыборной кампании следующие типы печатных изданий.

Самую непосредственную роль в формировании массового сознания играют массовые издания, ориентированные на обывателя, точнее, на обывательский интерес к действительности. Массовые издания характеризует достаточно большой по местным меркам тираж, они склонны к броской подаче информации.

Массовые издания могут быть ежедневными (более динамичными) или еженедельными (более подробными). Ежедневные издания, как правило, больше уделяют внимания событийным жанрам, чем еженедельные, но еженедельные имеют более долгую жизнь - читаются два-три дня из-за того, что публикуют информацию для семейного чтения, материалы для проведения досуга и т. п.

К массовым изданиям примыкают официальные издания. Соучредителями подобных изданий нередко являются трудовой коллектив редакции или какой-нибудь орган местной власти. Наличие таких учредителей предполагает бюджетные дотации, которых, конечно, на жизнь таким изданиям часто не хватает.

Иногда еще встречается распространенное раньше мнение, что официальное издание является так называемым качественным изданием, то есть газетой влияния. С точки зрения влиятельности официальный статус действительно придает этим изданиям определенный колорит. Но ослабленная дотациями и властным надзором низкая конкурентоспособность (важный профессиональный стимул в журналистике) этих изданий, конечно, сказывается и на их общем уровне.

Специалист по организации предвыборных кампаний, оценивая массовые издания, должен обращать внимание не только на их сиюминутный тираж, который может быть раздут, но и на профессиональную, предпринимательскую, рекламную и, если так можно выразиться, кредитную историю издания. Знания о финансовом состоянии издания, о рекламных успехах, о намерениях спонсоров помогут определить наилучшие способы освещения предвыборной гонки.

Особую группу изданий составляют так называемые качественные издания. В российской провинции эти издания еще не очень широко представлены, тем не менее, они уже появляются и занимают свою нишу на газетном рынке. Для этих изданий характерны деловой подход к информации, нацеленность на местную экономическую, бюрократическую, интеллектуальную элиты и, как следствие, - небольшой тираж Жмыриков А.Н. Как победить на выборах: Психотехника эффективного проведения избирательной кампании. - М.: Эксмо, 2009. - С. 56..

Успешно работающие качественные издания становятся местными газетами влияния. Если эти газеты сами зарабатывают деньги (на рекламе, на каких-либо побочных проектах), то такие газеты становятся не только влиятельными, но и самостоятельными - насколько это возможно в провинции. Такие газеты способны не только отражать, но и формировать общественное мнение, прежде всего мнение элит, по тем или иным вопросам. Качественная журналистика (отсюда название «качественные издания») - является главным ресурсом влияния этих газет.

Проблема заголовка зачастую решается в зависимости от типа издания. Один из сегодняшних условных параметров типологизации СМИ - это разделение на качественную прессу и массовую. Тон, лексико-семантический состав заголовка в первую очередь зависят от типологической принадлежности издания. Массовая пресса всегда апеллирует прежде всего к эмоциям потребителя, а то и к низменным инстинктам, качественная - к сознанию, к морали, к способности самостоятельно принимать взвешенные решения Клёсова О. А. Понятие «порождающая модель творчества» какобщеметодологическая категория // Материалы Международного молодёжного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2013».- М., 2013. .