logo
"Желтая" пресса как регулятор воздействия массовым сознанием

1.2 Характеристика "желтой" прессы

"Желтая пресса" характеризуется как:

1. Эпатирующее освещение табуированной тематики. Оно заключается в отказе от неприкосновенности любых, даже самых скрытых от публичного обсуждения сфер человеческой жизни. Это и интерес к интимным отношениям как таковым (по сути, порнография), и к личной жизни людей, оказавшихся в центре общественного внимания, и к теме смерти, в особенности когда она сопряжена с аномальными или чрезвычайными обстоятельствами (много сенсационных материалов на данную тему дает "желтым" изданиям сфера криминала). В этих материалах явно наличествует стремление не разобраться в причинах произошедшего, а напугать читателя, потому особое внимание уделяется описанию натуралистических подробностей.

2. Сочетание несочетаемого. В одном номере, на одних страницах сходятся юмористические и криминальные материалы и, более того, в одном материале - трагические и комические черты. Отсюда отличительная черта практически всех "желтых" публикаций - легкомысленное или даже циничное отношение к трагедии.

3. Непременная сенсационность. Поиск настоящих сенсаций и скандалов является неотъемлемой задачей любого вида прессы, в том числе и элитарной. Однако "желтые" издания в основном освещают реальные сенсации, вызывающие (или стремящиеся вызвать) тревожные и гневные эмоции и в гораздо меньшей степени - позитивные. Кроме того, сенсационность "желтой прессы" часто представляется ложной. И потому рано или поздно желание массовых изданий писать о сенсациях вступает в противоречие с ограниченным наличием "волнующих фактов" в реальной действительности, и сенсации приходится буквально "высасывать из пальца".

4. Тематический эклектизм (а проще говоря "каша"). В отличие от "желтых", в качественных газетах соблюдается иерархия тем, которая определяет порядок их освещения в зависимости от ценности информации. В "желтой" же прессе темы распределяются в зависимости от возможности привлечения читательского внимания. Из-за этого в подобных изданиях либо процветает журналистика "нулевой" информации, либо адская смесь самых разнообразных тем.

5. Превалирование нехудожественной визуальной составляющей над текстовой. В то время как в качественных изданиях иллюстративный ряд органично дополняет текстовые материалы, "желтые" газеты первыми начинают использовать цвет, иллюстрационное сопровождение, крупные заголовочные комплексы. Однако качеству шрифтов самого текста, безупречному следованию орфографическим и пунктуационным правилам внимания не уделяется.

Эксклюзивные или сенсационные снимки занимают значительные площади даже при условии низкого качества. "Желтая" фотография имеет прикладное значение и потому не представляет никакой художественной ценности. Заголовки "желтой" прессы постоянно балансируют на грани правды и лжи, а иногда являются прямым "надувательством", подтасовкой содержащихся в тексте фактов.

Итак, если качественная пресса позиционирует себя по отношению к своему читателю как издание, побуждающее к соразмышлению, а массовая пресса ориентируется на описание максимально актуальных социально-бытовых проблем, доступных для понимания, то "желтая" пресса направлена исключительно на то, чтобы развлекать. При этом "желтые" репортеры невысокого мнения о своих читателях - их готовность проглотить любую предложенную информацию ("развлекалово", "чтиво") не ставится под сомнение.

В "желтом" тексте ярко видны черты товара широкого потребления: продукт ориентирован на удовлетворение непритязательных запросов как можно более обширной аудитории. Поэтому номер стильного журнала "National Geographic" едва ли будет соседствовать на одном журнальном столике с напечатанном на туалетной бумаге "Бульваром". Следствием такого положения дел становится стремление продаваться максимальным тиражом и по низкой цене, вне зависимости от реальной ценности. На первый план выходит "упаковка" товара - его "сенсационность", его легкая доступность и "быстрая усвояемость" - в общем, своеобразный журналистский фаст-фуд (тоже, кстати, родом из США). У "желтых" журналистов нет желания приготовить изысканное блюдо для гурмана - голодный проглотит и такое.

У желтого СМИ, как сказал Александр Куприянов, "есть три главных особенности - эксклюзив, сенсация и скандал".

В результате сделанного анализа изданий "желтой прессы" К.В.Баранова выделяет две группы черт, определяющие типологическую модель "желтой прессы": позитивные и негативные. Позитивные служат факторами притяжения, негативные - факторами отторжения аудитории.

К негативным чертам К.В.Баранова относит: сенсационность, скандальность информации, освещение табуированных тем, жесткое столкновение серьезных и развлекательных материалов, большой объем иллюстраций, почти полностью заменяющих текст, присутствие черт товарности (ориентация на эмоциональное возбуждение аудитории, стремление к эксклюзивности, широкий спектр событий, крупный заголовочный комплекс, вводящий читателя в заблуждение) и др. Все эти негативные факторы, по наблюдениям Барановой, можно наблюдать в современном еженедельнике "Комсомольской правды", что свидетельствует об изменении типа этого издания в сторону "желтой" прессы.