2. Анализ деятельности первого мультиплекса цифрового телевидения России
телевидение манипулирование общественный сознание
Телевидение, согласно данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), было и остается главным источником информации для россиян. Как показывают опросы общественного мнения, 60% россиян считали телевидение основным источником новостей о событиях в стране в 2013 году СМИ в России: потребление и доверие // Всероссийский центр изучения общественного мнения. - [Электронный ресурс]. URL: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115248 (дата обращения: 20.04.2016).. В 2015 году это число возросло до 62%. Уровень доверия к телевидению, при этом, держится на высоком уровне (75%) Там же.. Таким образом, несмотря на все возрастающую популярность сети Интернет, телевидение все еще является главным инструментом для влияния на общественное сознание.
Главными новостными каналами в России являются некоторые из каналов первого мультиплекса. Мультиплекс - пакет телевизионных и радио каналов, который транслируется одним передатчиком Цифровое телевидение в России // Википедия. Свободная энциклопедия. - [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B8%D1%84%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5_%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8 (дата обращения: 20.04.2016).. Список каналов первого мультиплекса утвержден Указом Президента РФ от 24 июня 2009 г. N 715 "Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах" Указ Президента РФ от 24 июня 2009 г. N 715 "Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах"/Система ГАРАНТ. - [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/195788/#friends (дата обращения: 20.04.2016).. В данный список входят:
1. Первый канал.
2. Телеканал "Россия" (Россия-1).
3. Телеканал "Матч ТВ".
4. Телекомпания НТВ.
5. Петербург - 5 канал.
6. Телеканал "Россия - Культура" (Россия-К).
7. Российский информационный канал "Россия-24" (Россия-24).
8. Детско-юношеский телеканал "Карусель".
9. Телеканал "Общественное телевидение России".
10. ТВ ЦЕНТР - Москва.
Данные каналы, согласно указу, являются общероссийскими обязательными общедоступными телеканалами, обязательны для распространения на всей территории Российской Федерации и бесплатны для потребителей Указ Президента РФ от 24 июня 2009 г. N 715 "Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах"/Система ГАРАНТ. - [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/195788/#friends (дата обращения: 20.04.2016)..
Каждый из перечисленных выше телеканалов тем или иным образом выполняет функцию информирования населения. Однако наиболее интересными для дальнейшего анализа представляются телеканалы с наибольшим охватом зрителей.
Охват зрителей в данном случае понимается как отношение числа жителей, имеющих возможность принимать телевизионные (радио) программы, к общей численности населения субъекта Российской Федерации Радио- и телевизионное вещание. Основные понятия/Федеральная служба государственной статистики. - [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/it/metsv4.pdf (дата обращения: 20.04.2016)..
По данным Федеральной службы государственной статистики телеканалами первого мультиплекса с наибольшим охватом являются «Первый канал» и «Телеканал “Россия” (Россия-1)» Радио- и телевизионное вещание/Федеральная служба государственной статистики. - [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/it_technology/# (дата обращения: 20.04.2016).. В 2014 году охват «Первого канала» составил 97% и 91,9% по РФ среди городского и сельского населения соответственно. Охват «телеканала Россия-1» в том же году составил 96,3% и 87,8% среди городского и сельского населения соответственно. Ближайшим преследователем данных телеканалов является «Телекомпания НТВ», с показателями охвата в 75,9% и 38,9% среди городского и сельского населения соответственно.
На основании вышеупомянутых данных, можно сделать вывод о том, что «Первый канал» и «Телеканал “Россия” (Россия-1)» представляют наибольший интерес для анализа в рамках настоящего исследования.
Далее приведем краткое резюме обоих телеканалов.
ОАО «Первый канал» является российской государственной телекомпанией и российским государственным телеканалом. Акционерами компании являются государство (51%), ООО «РастрКом-2002» («Национальная медиа группа») Юрия Ковальчука (25 %), ООО -- «ОРТ-КБ» Романа Абрамовича (24%) Первый канал (Россия) // Википедия. Свободная энциклопедия. - [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB_(%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F) (дата обращения: 20.04.2016).. Позиционируется в обществе как главный телеканал Российской Федерации. Вещание телеканала не ограничивается территорией РФ. Дочернее предприятие «Первого канала» - «Первый канал. Всемирная сеть» вещает по всему миру.
«Первый канал» начал свое вещание в апреле 1995 года, под названием «Общественное Российское Телевидение». В 2002 году название было сменено на «Первый канал». В эфире телеканала можно увидеть новостные и аналитические передачи, развлекательные шоу, кино и телепремьеры, спортивное вещание и популярную российскую музыку О компании // Первый канал. - [Электронный ресурс]. URL: http://www.1tv.ru/about/channel (дата обращения: 20.04.2016)..
Согласно данным TNS-Global, «Первый канал» лидирует в стране по такому показателю, как среднесуточная доля телеканала (13,2% в период с 18.04.2016 по 24.04. 2016)Данные по аудитории // TNS-Global. - [Электронный ресурс]. URL: http://www.tns-global.ru/services/media/media-audience/tv/national-and-regional/audience/?arrFilter_pf%5BCITY%5D=5096&arrFilter_pf%5BPERIOD%5D=18%2F04%2F2016+-+24%2F04%2F2016&arrFilter_pf%5BTYPE%5D=45&set_filter=%D0%A1%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C&set_filter=Y (дата обращения: 20.04.2016). (см. Приложение А). Среднесуточная доля телеканала - среднее количество зрителей, смотревших телеканал на протяжении суток, выраженное в процентах от общего количества телезрителей (тех, кто смотрел любой телеканал в течение суток, включая оцениваемый телеканал) Там же..
«Россия-1» - общероссийский обязательный общедоступный государственный телеканал. Данный канал является частью Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании (ВГТРК). Так же, как и у «Первого канала», территория вещания «России-1» не ограничивается территорией РФ. Телеканал «РТР-Планета», входящий в ВГТРК, вещает на страны СНГ, Западную Европу, Ближний Восток и США Россия-1 // Википедия. Свободная энциклопедия. - [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F-1 (дата обращения: 20.04.2016)..
Государственная телекоммуникационная компания (ГТК) «Телеканал «Россия» функционирует с 1991 года. Является вторым телеканалом, покрывающим практически всю территорию РФ.
В репертуар «России-1» входят новостные программы, художественные фильмы, сериалы, ток-шоу, трансляции спортивных и общественно-политических мероприятий и др. В качестве своей визитной карточки канал выдвигает информационную телепрограмму «Вести» О телеканале // Россия-1. - [Электронный ресурс]. URL: http://russia.tv/article/show/article_id/7481/ (дата обращения: 20.04.2016)..
В период с 18.04.2016 по 24.04.2016 телеканал «Россия-1» занимал второе место в РФ по уровню среднесуточной доли телеканала - 12,3% (см. Приложение А).
Рассмотрим далее распределение времени эфира на передачи разных типов на обоих телеканалах.
В исследовании Интернет-портала «Информационно-аналитический центр» для анализа распределения эфирного времени было выделено 6 основных категорий передач на телевидении Телевидение - королевство кривых зеркал // Информационно-аналитический центр. - [Электронный ресурс]. URL: http://inance.ru/2014/12/televidenie/ (дата обращения: 20.04.2016).:
1. Новости - все информационно-новостные передачи;
2. Фильмы - все полнометражные художественные фильмы;
3. Сериалы - многосерийные фильмы и сериалы, выходящие в эфир регулярно;
4. Развлечения - юмористические, аналитические передачи, ток-шоу и др.;
5. Детские передачи - мультфильмы, мультсериалы, развлекательные и познавательные передачи для детей;
6. Спорт - спортивные трансляции, спортивные передачи и т.п.
На основании подобной классификации, в период с 1 по 7 сентября 2014 года, исследователи получили следующие результаты для «Первого канала»:
Табл. 1. Анализ распределения эфирного времени «Первого канала».
День недели |
Новости |
Фильмы |
Сериалы |
Развлечения |
Детские |
Спорт |
|
Пн. |
2,7 |
1,0 |
3,8 |
13,3 |
0,0 |
0,0 |
|
Вт. |
2,7 |
0,8 |
6,6 |
9,5 |
0,0 |
0,0 |
|
Ср. |
2,9 |
1,8 |
4,8 |
8,8 |
0,0 |
2,0 |
|
Чт. |
2,7 |
1,8 |
4,7 |
11,0 |
0,0 |
0,0 |
|
Пт. |
1,8 |
3,6 |
2,0 |
13,8 |
0,0 |
2,0 |
|
Сб. |
1,7 |
7,3 |
0,0 |
15,1 |
0,3 |
0,0 |
|
Вс. |
3,2 |
6,2 |
0,0 |
9,8 |
0,2 |
0,0 |
|
Итого |
(17,6 часа) |
(22,5 часа) |
(21,8 часа) |
(81,3 часа) |
(0,5 часа) |
(4 часа) |
Как видно из таблицы, наибольшее количество эфирного времени (81,3 часа) уделяется развлекательным передачам. Примерно равное количество времени транслируются фильмы и сериалы (22,5 и 21,8 часа соответственно). Далее идут новостные передачи (17,6 часа). Менее всего эфирного времени уделяется передачам о спорте и детским передачам (4 и 0,5 часа соответственно).
Для телеканала «Россия 1» был проведен аналогичный анализ. Были получены следующие результаты:
Табл. 2. Анализ распределения эфирного времени «России-1».
День недели |
Новости |
Фильмы |
Сериалы |
Развлечения |
Детские |
Спорт |
|
Пн. |
3,8 |
0,9 |
6,6 |
2,4 |
0,2 |
0,0 |
|
Вт. |
4,3 |
3,4 |
7,9 |
6,1 |
0,2 |
0,0 |
|
Ср. |
4,3 |
3,8 |
8,1 |
6,4 |
0,2 |
0,0 |
|
Чт. |
4,6 |
3,6 |
5,8 |
7,4 |
0,2 |
0,0 |
|
Пт. |
4,7 |
3,7 |
4,0 |
5,8 |
0,0 |
0,0 |
|
Сб. |
2,0 |
8,4 |
0,0 |
7,2 |
0,0 |
0,0 |
|
Вс. |
2,3 |
9,5 |
0,0 |
7,3 |
0,0 |
0,0 |
|
Итого: |
(26 часов) |
(33,3 часа) |
(32,4 часа) |
(42,6 часа) |
(0,8 часа) |
(0 часов) |
Эфирное время телеканала «Россия-1» распределяется похожим с «Первым каналом» образом. Больше всего времени уделяется развлекательным передачам (42,6 часа). Фильмы и сериалы также находятся на втором и третьем местах соответственно (33,3 и 32,4 часа). Новостным передачам посвящено немногим менее времени (26 часов). На детские передачи уходит лишь 0,8 часа эфирного времени за неделю, а спортивные передачи не транслировались вовсе.
Новостным передачам в вещании «Первого канала» и «России-1» уделяется весьма значительное количество времени (17,6 и 26 часа соответственно). И поскольку именно новостные передачи выполняют функцию информирования общества, а, значит, и воздействия на общественное сознание, данные телеканалы обеспечивают широкое пространство для реализации манипулятивных технологий воздействия на общественное сознание.
Рассмотрим также расписания телеэфиров «Первого канала» и «России-1» в будний день и постараемся выделить моменты, примечательные с точки зрения влияния на общественное сознание.
Возьмем для анализа телепрограмму обоих каналов за 04.04.2016 (среда) Телепрограмма // Яндекс. - [Электронный ресурс]. URL: https://tv.yandex.ru/213?date=2016-05-04&grid=my&period=all-day (дата обращения: 03.05.2016). (см. Приложение Б).
Первое, на что стоит обратить внимание - новостные передачи на телеканалах (кроме выпуска в 09:00) идут с перерывом в один час между собой. Например, программа «Вести» на телеканале «Россия-1» начинается в 20:00 и идет до 21:00, а программа «Время» на «Первом канале» транслируется с 21:00 до 21:35. В первую очередь, подобное распределение времени позволяет добиться большего охвата зрителей. Более того, повторение сюжетов позволяет укрепить нужное отношение зрителей к данным сюжетам.
Следующее, что важно отметить - на обоих каналах перед вечерними выпусками новостей транслируются полемические ток-шоу: «Пусть говорят» с Андреем Малаховым» в 19:50 на «Первом канале» и «Прямой эфир» в 18:15 на «России-1». В данных ток-шоу обсуждаются различные проблемы общества. Причем зачастую обсуждение ведется в таком ключе, что при наличии нескольких точек зрения ясно, какая из них является превалирующей. Успешное манипулирование возможно только в том случае, когда объект манипулирования (в данном случае зритель телеканала) готов подвергнуться манипуляции. В свете этого, данные ток-шоу могут являться своеобразной подготовкой перед новостными выпусками.
В следующем параграфе рассмотрим, насколько эффективным в манипулятивном плане является воздействие данных телеканалов на общественное сознание.
- 2. Формирование общественного мнения. Средства манипулирования общественным мнением
- Телеэкран —инструмент манипулирования сознанием.
- 56) Общественное мнение и политическое манипулирование
- Информационные технологии в формировании общественного мнения
- 5 Роль телевидения в политике
- Раздел II. Функции и методы влияния сми на общественное мнение
- 3. Политическое манипулирование и общественное мнение
- 16.Государственная информационная политика и практика ее осуществления.