logo
Влияние государственной информационной политики на телевидение как на инструмент манипулирования общественным мнением

2. Анализ деятельности первого мультиплекса цифрового телевидения России

телевидение манипулирование общественный сознание

Телевидение, согласно данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), было и остается главным источником информации для россиян. Как показывают опросы общественного мнения, 60% россиян считали телевидение основным источником новостей о событиях в стране в 2013 году СМИ в России: потребление и доверие // Всероссийский центр изучения общественного мнения. - [Электронный ресурс]. URL: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115248 (дата обращения: 20.04.2016).. В 2015 году это число возросло до 62%. Уровень доверия к телевидению, при этом, держится на высоком уровне (75%) Там же.. Таким образом, несмотря на все возрастающую популярность сети Интернет, телевидение все еще является главным инструментом для влияния на общественное сознание.

Главными новостными каналами в России являются некоторые из каналов первого мультиплекса. Мультиплекс - пакет телевизионных и радио каналов, который транслируется одним передатчиком Цифровое телевидение в России // Википедия. Свободная энциклопедия. - [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B8%D1%84%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5_%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8 (дата обращения: 20.04.2016).. Список каналов первого мультиплекса утвержден Указом Президента РФ от 24 июня 2009 г. N 715 "Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах" Указ Президента РФ от 24 июня 2009 г. N 715 "Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах"/Система ГАРАНТ. - [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/195788/#friends (дата обращения: 20.04.2016).. В данный список входят:

1. Первый канал.

2. Телеканал "Россия" (Россия-1).

3. Телеканал "Матч ТВ".

4. Телекомпания НТВ.

5. Петербург - 5 канал.

6. Телеканал "Россия - Культура" (Россия-К).

7. Российский информационный канал "Россия-24" (Россия-24).

8. Детско-юношеский телеканал "Карусель".

9. Телеканал "Общественное телевидение России".

10. ТВ ЦЕНТР - Москва.

Данные каналы, согласно указу, являются общероссийскими обязательными общедоступными телеканалами, обязательны для распространения на всей территории Российской Федерации и бесплатны для потребителей Указ Президента РФ от 24 июня 2009 г. N 715 "Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах"/Система ГАРАНТ. - [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/195788/#friends (дата обращения: 20.04.2016)..

Каждый из перечисленных выше телеканалов тем или иным образом выполняет функцию информирования населения. Однако наиболее интересными для дальнейшего анализа представляются телеканалы с наибольшим охватом зрителей.

Охват зрителей в данном случае понимается как отношение числа жителей, имеющих возможность принимать телевизионные (радио) программы, к общей численности населения субъекта Российской Федерации Радио- и телевизионное вещание. Основные понятия/Федеральная служба государственной статистики. - [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/it/metsv4.pdf (дата обращения: 20.04.2016)..

По данным Федеральной службы государственной статистики телеканалами первого мультиплекса с наибольшим охватом являются «Первый канал» и «Телеканал “Россия” (Россия-1)» Радио- и телевизионное вещание/Федеральная служба государственной статистики. - [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/it_technology/# (дата обращения: 20.04.2016).. В 2014 году охват «Первого канала» составил 97% и 91,9% по РФ среди городского и сельского населения соответственно. Охват «телеканала Россия-1» в том же году составил 96,3% и 87,8% среди городского и сельского населения соответственно. Ближайшим преследователем данных телеканалов является «Телекомпания НТВ», с показателями охвата в 75,9% и 38,9% среди городского и сельского населения соответственно.

На основании вышеупомянутых данных, можно сделать вывод о том, что «Первый канал» и «Телеканал “Россия” (Россия-1)» представляют наибольший интерес для анализа в рамках настоящего исследования.

Далее приведем краткое резюме обоих телеканалов.

ОАО «Первый канал» является российской государственной телекомпанией и российским государственным телеканалом. Акционерами компании являются государство (51%), ООО «РастрКом-2002» («Национальная медиа группа») Юрия Ковальчука (25 %), ООО -- «ОРТ-КБ» Романа Абрамовича (24%) Первый канал (Россия) // Википедия. Свободная энциклопедия. - [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB_(%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F) (дата обращения: 20.04.2016).. Позиционируется в обществе как главный телеканал Российской Федерации. Вещание телеканала не ограничивается территорией РФ. Дочернее предприятие «Первого канала» - «Первый канал. Всемирная сеть» вещает по всему миру.

«Первый канал» начал свое вещание в апреле 1995 года, под названием «Общественное Российское Телевидение». В 2002 году название было сменено на «Первый канал». В эфире телеканала можно увидеть новостные и аналитические передачи, развлекательные шоу, кино и телепремьеры, спортивное вещание и популярную российскую музыку О компании // Первый канал. - [Электронный ресурс]. URL: http://www.1tv.ru/about/channel (дата обращения: 20.04.2016)..

Согласно данным TNS-Global, «Первый канал» лидирует в стране по такому показателю, как среднесуточная доля телеканала (13,2% в период с 18.04.2016 по 24.04. 2016)Данные по аудитории // TNS-Global. - [Электронный ресурс]. URL: http://www.tns-global.ru/services/media/media-audience/tv/national-and-regional/audience/?arrFilter_pf%5BCITY%5D=5096&arrFilter_pf%5BPERIOD%5D=18%2F04%2F2016+-+24%2F04%2F2016&arrFilter_pf%5BTYPE%5D=45&set_filter=%D0%A1%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C&set_filter=Y (дата обращения: 20.04.2016). (см. Приложение А). Среднесуточная доля телеканала - среднее количество зрителей, смотревших телеканал на протяжении суток, выраженное в процентах от общего количества телезрителей (тех, кто смотрел любой телеканал в течение суток, включая оцениваемый телеканал) Там же..

«Россия-1» - общероссийский обязательный общедоступный государственный телеканал. Данный канал является частью Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании (ВГТРК). Так же, как и у «Первого канала», территория вещания «России-1» не ограничивается территорией РФ. Телеканал «РТР-Планета», входящий в ВГТРК, вещает на страны СНГ, Западную Европу, Ближний Восток и США Россия-1 // Википедия. Свободная энциклопедия. - [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F-1 (дата обращения: 20.04.2016)..

Государственная телекоммуникационная компания (ГТК) «Телеканал «Россия» функционирует с 1991 года. Является вторым телеканалом, покрывающим практически всю территорию РФ.

В репертуар «России-1» входят новостные программы, художественные фильмы, сериалы, ток-шоу, трансляции спортивных и общественно-политических мероприятий и др. В качестве своей визитной карточки канал выдвигает информационную телепрограмму «Вести» О телеканале // Россия-1. - [Электронный ресурс]. URL: http://russia.tv/article/show/article_id/7481/ (дата обращения: 20.04.2016)..

В период с 18.04.2016 по 24.04.2016 телеканал «Россия-1» занимал второе место в РФ по уровню среднесуточной доли телеканала - 12,3% (см. Приложение А).

Рассмотрим далее распределение времени эфира на передачи разных типов на обоих телеканалах.

В исследовании Интернет-портала «Информационно-аналитический центр» для анализа распределения эфирного времени было выделено 6 основных категорий передач на телевидении Телевидение - королевство кривых зеркал // Информационно-аналитический центр. - [Электронный ресурс]. URL: http://inance.ru/2014/12/televidenie/ (дата обращения: 20.04.2016).:

1. Новости - все информационно-новостные передачи;

2. Фильмы - все полнометражные художественные фильмы;

3. Сериалы - многосерийные фильмы и сериалы, выходящие в эфир регулярно;

4. Развлечения - юмористические, аналитические передачи, ток-шоу и др.;

5. Детские передачи - мультфильмы, мультсериалы, развлекательные и познавательные передачи для детей;

6. Спорт - спортивные трансляции, спортивные передачи и т.п.

На основании подобной классификации, в период с 1 по 7 сентября 2014 года, исследователи получили следующие результаты для «Первого канала»:

Табл. 1. Анализ распределения эфирного времени «Первого канала».

День недели

Новости

Фильмы

Сериалы

Развлечения

Детские

Спорт

Пн.

2,7

1,0

3,8

13,3

0,0

0,0

Вт.

2,7

0,8

6,6

9,5

0,0

0,0

Ср.

2,9

1,8

4,8

8,8

0,0

2,0

Чт.

2,7

1,8

4,7

11,0

0,0

0,0

Пт.

1,8

3,6

2,0

13,8

0,0

2,0

Сб.

1,7

7,3

0,0

15,1

0,3

0,0

Вс.

3,2

6,2

0,0

9,8

0,2

0,0

Итого

(17,6 часа)

(22,5 часа)

(21,8 часа)

(81,3 часа)

(0,5 часа)

(4 часа)

Как видно из таблицы, наибольшее количество эфирного времени (81,3 часа) уделяется развлекательным передачам. Примерно равное количество времени транслируются фильмы и сериалы (22,5 и 21,8 часа соответственно). Далее идут новостные передачи (17,6 часа). Менее всего эфирного времени уделяется передачам о спорте и детским передачам (4 и 0,5 часа соответственно).

Для телеканала «Россия 1» был проведен аналогичный анализ. Были получены следующие результаты:

Табл. 2. Анализ распределения эфирного времени «России-1».

День недели

Новости

Фильмы

Сериалы

Развлечения

Детские

Спорт

Пн.

3,8

0,9

6,6

2,4

0,2

0,0

Вт.

4,3

3,4

7,9

6,1

0,2

0,0

Ср.

4,3

3,8

8,1

6,4

0,2

0,0

Чт.

4,6

3,6

5,8

7,4

0,2

0,0

Пт.

4,7

3,7

4,0

5,8

0,0

0,0

Сб.

2,0

8,4

0,0

7,2

0,0

0,0

Вс.

2,3

9,5

0,0

7,3

0,0

0,0

Итого:

(26 часов)

(33,3 часа)

(32,4 часа)

(42,6 часа)

(0,8 часа)

(0 часов)

Эфирное время телеканала «Россия-1» распределяется похожим с «Первым каналом» образом. Больше всего времени уделяется развлекательным передачам (42,6 часа). Фильмы и сериалы также находятся на втором и третьем местах соответственно (33,3 и 32,4 часа). Новостным передачам посвящено немногим менее времени (26 часов). На детские передачи уходит лишь 0,8 часа эфирного времени за неделю, а спортивные передачи не транслировались вовсе.

Новостным передачам в вещании «Первого канала» и «России-1» уделяется весьма значительное количество времени (17,6 и 26 часа соответственно). И поскольку именно новостные передачи выполняют функцию информирования общества, а, значит, и воздействия на общественное сознание, данные телеканалы обеспечивают широкое пространство для реализации манипулятивных технологий воздействия на общественное сознание.

Рассмотрим также расписания телеэфиров «Первого канала» и «России-1» в будний день и постараемся выделить моменты, примечательные с точки зрения влияния на общественное сознание.

Возьмем для анализа телепрограмму обоих каналов за 04.04.2016 (среда) Телепрограмма // Яндекс. - [Электронный ресурс]. URL: https://tv.yandex.ru/213?date=2016-05-04&grid=my&period=all-day (дата обращения: 03.05.2016). (см. Приложение Б).

Первое, на что стоит обратить внимание - новостные передачи на телеканалах (кроме выпуска в 09:00) идут с перерывом в один час между собой. Например, программа «Вести» на телеканале «Россия-1» начинается в 20:00 и идет до 21:00, а программа «Время» на «Первом канале» транслируется с 21:00 до 21:35. В первую очередь, подобное распределение времени позволяет добиться большего охвата зрителей. Более того, повторение сюжетов позволяет укрепить нужное отношение зрителей к данным сюжетам.

Следующее, что важно отметить - на обоих каналах перед вечерними выпусками новостей транслируются полемические ток-шоу: «Пусть говорят» с Андреем Малаховым» в 19:50 на «Первом канале» и «Прямой эфир» в 18:15 на «России-1». В данных ток-шоу обсуждаются различные проблемы общества. Причем зачастую обсуждение ведется в таком ключе, что при наличии нескольких точек зрения ясно, какая из них является превалирующей. Успешное манипулирование возможно только в том случае, когда объект манипулирования (в данном случае зритель телеканала) готов подвергнуться манипуляции. В свете этого, данные ток-шоу могут являться своеобразной подготовкой перед новостными выпусками.

В следующем параграфе рассмотрим, насколько эффективным в манипулятивном плане является воздействие данных телеканалов на общественное сознание.