logo
Влияние СМИ на общественное мнение

Введение

Проблема места и роли средств массовой информации интересует ведущие умы мира уже около столетия. В начале XX века, когда окончательно сложились массовые средства передачи информации, стала возможной идея массовой манипуляции аудиторией. С появлением радио и телевидения мир стал другим. Информация стала не привилегией меньшинства, а бытовым содержанием широкой публики. Таким образом, изменилась политическая коммуникация, у которой появились новые средства, а соответственно, и цели. Нехватка исследований по медиа-воздействию особенно остро ощущается на современном этапе, в век информации. Социализация людей осуществляется в среде, в которой информация пронизывает всю их жизнь и настолько вездесуща, что ее просто перестают замечать (так же, как не замечают воздух).

Актуальность исследования в том, что массовая коммуникация стала транслятором всей информационной среды общества, а средства массовой информации - важнейшим общественным, в том числе политическим, инструментом.

С середины XX века многие зарубежные ученые стали заниматься вопросами изучения влияния средств массовой информации на общественное мнение, тем самым доказав, что средства массовой информации могут являться хорошим манипулятором. Так, например, американские ученые М.Маккоумз и Д.Шоу впервые выявили взаимосвязь между упоминаемыми темами в СМИ и настроением общественного мнения путем математического корреляционного анализа социологических данных и контент-анализа газетных статей и телевизионных сюжетов. Именно тогда и было введено понятие «повестка дня», определенное как набор сюжетов и проблем, считающихся наиболее важными на тот или иной отрезок времени. «Установление повестки дня», т.е. внедрение данного набора в сознание аудитории, явилось основной деятельностью средств массовой информации. Немецкая исследовательница общественного мнения Э.Ноэль-Нойман на эмпирических данных доказывала, что средства массовой информации формируют предполагаемую «повестку дня», т.е. представления индивида о том, «что обсуждают другие» Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации / Г.Г. Почепцов. - М., 1998. - С. 38.. Также существует ряд мнений, что установление повестки дня - хаотичный процесс, а интенсивность упоминания одной темы зависит от интенсивности упоминания другой темы Прохоров Е.П.Журналистика, государство, общество. - М.: Изд-во МГУ, 1996. - С. 79..

В условиях же современной российской действительности не существует эмпирически доказанных фактов существования влияния средств массовой информации на общественное мнение. Тем не менее, в отличие от американских СМИ, где политическая ангажированность - давно пройденный этап, российские СМИ продолжают претендовать на роль манипулятора общественного мнения.

Еще во времена Советского Союза пристальный взор к общественному мнению, его постоянный учет были одной из характерных черт политики КПСС. Начиная с заветов Ленина, который говорил: «Развитие сознания масс остается, как и всегда, базой и главным содержанием всей нашей работы» Цит. по: Система средств массовой информации: Учебное пособие для вузов / Под ред. Я.Н. Засурского. - М.: Аспект Пресс, 2001. - С.13., советское правительство активно стремилось к тому, чтобы каждый гражданин читал газету, слушал радио и смотрел телевизор. Массовый охват средств массовой информации привел к тому, что эти средства стали, действительно, доступными каждому человеку.

Когда информация является одним из наиболее значимых факторов становления общественного сознания, российская информационная среда становится традиционным полем для проявления политической ангажированности. Тем не менее реальная ситуация требует большего, нежели предубеждений по поводу регулирования общественного сознания путем «навязывания» какой-либо информации.

Объект исследования - общественное мнение.

Предмет исследования - влияние на общественное мнение средств массовой информации.

Цель исследования - изучение особенностей влияния СМИ на формирование общественного мнения.

Задачи исследования:

1. Определить проблему влияния СМИ на общественное мнение и разработать для ее изучения исследовательский проект.

2. Рассмотреть методологию исследования, провести анализ собранных данных и сделать выводы о влиянии СМИ на общественное мнение.

Гипотеза исследования: средства массовой информации сегодня влияют на среднего потребителя настолько глубоко, что могут сформировать общественное мнение в необходимом направлении.

В работе в качестве источника исследования были использованы данные устных опросов-интервью, взятых у 7 человек. Нас интересовали вопросы, какими средствами массовой информации в основном интересуются эти люди и как эти средства влияют на их мнение относительно происходящих событий, а также на чем в основном акцентируется внимание людей при обращении к СМИ.

Основой для методологического исследования стали работы В.А. Ядова и В.И.Добренькова Добреньков В. Методология и методика социологического исследования. - М.: Академический проект, 2009; Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. - Москва: Омега-Л, 2007.. Важными для исследования являются нормативно-правовые документы Конституция Российской Федерации // Российская газета. - 1993. - 25 декабря; Конвенция о защите прав человека и основных свобод // http://conventions.coe.int.; Федеральный закон от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «Закон о средствах массовой информации» // Опубликовано 28 ноября 2007 г. на сайте «Российской Газеты»; Федеральный закон Российской Федерации от 9 февраля 2009 г. № 10-ФЗ «О внесении изменений в статьи 38 и 39 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» // Опубликовано 11 февраля 2009 г. на сайте «Российской Газеты».. К исследованию были привлечены работы социологов, журналистов Варецкий Б.И. Шелест страниц, как шелест знамен. Пресса России в трех политических режимах: Научно-исторический очерк. - М.: «РЕСК», «Информ Форте», 2001; Горшков М.К. Российское общество в условиях трансформации (Социологический анализ). М.: РОССПЭН, 2000; Дзялошинский И.М. Методы деятельности СМИ в условиях становления гражданского общества. М.: Центр Карнеги, 1999; Согрин В.В. Политическая история современной России. 1985-2001: от Горбачева до Путина. М.: Издательство «Весь Мир», 2001; Шкондин М.В. Система средств массовой информации как фактор общественного диалога. - М., 2002 и др. , а также учебные пособия по социологии Брайант Дж., Томпсон С. Основы воздействия СМИ / Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильяме», 2004; Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. Учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2003; Реснянская Л.Л. Особенности процесса формирования системы современной периодики. - М.: Изд-во МГУ, 2003; Система средств массовой информации: Учебное пособие для вузов / Под ред. Я.Н. Засурского. - М.: Аспект Пресс, 2001. и социологические данные Еляков А.Д. Дефицит и избыток информации в современном социуме // Социологические исследования. - 2010. - № 12. - С. 107-114; Коломиец В.П. Медиасреда и медиапотребление в современном российском обществе // Социологические исследования. - 2010. - № 1. - С. 58-66; Плющ А.Н. Об информационном влиянии политических субъектов на электорат// Социологические исследования. - 2010. - № 1. - С. 77-86; Российский рынок периодической печати. Состояние, тенденции и перспективы развития : Доклад / Под общ. ред. В. В. Григорьева. - М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2010; «Интернет в России». Специальный выпуск. Март 2009 г. // http://bd.fom.ru; События недели. 25-26 июня. 2011 г. // http://bd.fom.ru/report/map/dominant/dom1126/d112606. Привлекалась также монография известного социолога и журналиста У.Липпмана, посвященная определению такого понятия как общественное мнение Липпман У. Общественное мнение /Пер. с англ. Т. В. Барчунова, под ред. К. А. Левинсон, К. В. Петренко. - М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. .

Таким образом, литература, посвященная средствам массовой информации и влиянию их на общественное мнение, достаточно многообразна, однако, многие аспекты по изучаемой нами проблеме еще не достаточно раскрыты, в том числе, современное состояние и формирование общественного мнения в России.

Структура исследования: введение, основная часть, состоящая из двух глав, заключение, список использованной литературы и приложение.