logo
Влияние творчества Обри Бердсли на книжную графику "Мира искусства"

Введение

Данная работа посвящена одному из периодов в русском и западноевропейском изобразительном искусстве, охватывающему небольшой отрезок времени на рубеже XIX и XX вв. Для формирования какого-либо стиля или течения в искусстве подобный отрезок времени не велик, и, все же направление, о котором пойдет речь, как нельзя более точно выражало умонастроения определенных литературно - художественных кругов той эпохи.

Неоромантические течения конца XIX века, точнее, последней его четверти, современниками чаще всего назывались декадентскими Это определение получило большую популярность в русских художественных кругах описываемого периода после публикации критической статьи В.В. Стасова, посвященной Выставке русских и финляндских художников, где автор наименовал выставку декадентской. . Эти умонастроения были настолько сильны, что на их основе сложился художественный стиль - "модерн", иначе (в разных странах): "югендстиль", "ар нуво", "сецессион", "либерти".

Не являясь "великим стилем", как готика или Ренессанс, модерн, тем не менее, был очень актуален для периода своего появления и развития. Нельзя сказать, что на его основе развилось или возникло много больших школ или мастеров, но, почти все художники, чье творчество развивалось на рубеже XIX и XX столетий, так или иначе, испытали на себе влияние этого стиля.

Общие черты стилистики модерна наиболее отчетливо прослеживаются в декоративных изделиях, украшениях, виньетках, витражах, мебели, светильниках, в конструировании одежды. Одно из главных назначений стиля - в стремлении романтически декорировать повседневность, эстетически преобразить ее. Излюбленными методами модернистов были перетекающие объемы, блестящие поверхности, уподобление органическим формам и многое другое. Одна из важнейших особенностей стиля - необычайная слитность объема с линией и с плоскостью, тяготеющей к линии.

Характерный для модерна образный строй, по преимуществу, был связан с символизмом, символическим типом мышления. Подробнее особенности этого направления будут рассмотрены в отдельных главах и в различных контекстах (русское и английское изобразительное искусство). Символизм в Англии и символизм в России не совсем одно и то же. Его истоки коренятся в глобальных общественных и мировоззренческих процессах, которыми отмечена вторая половина XIX века. В основе одного из таких процессов был положен кризис отрицания идей "положительного", позитивистской философии, долгое время доминирующей в русской и европейской культуре. Резкое противление подобным идеям возродило в литературно-художественной среде того времени повышенный интерес к религиозным и мифологическим сюжетам, ко всему таинственному, чудесному и неведомому. Символисты верили в возможность "приподнять завесу" видимой реальности, постичь идеальную вневременную сущность мира. Обусловленный различными историческими тенденциями, символизм по-разному воплотился в искусстве этих стран.

Для наиболее полного анализа проблемы влияния творчества английского графика Обри Бердсли на художественно - стилистичеcкую направленность деятельности журнала "Мир искусства" необходимо проследить основные этапы развития определяющих особенностей модерна в русских и английских журналах, выделив тему в отдельные главы. Примерами могут являться русский журнал "Мир искусства", издаваемый в Петербурге (1898-1904) и английские журналы "Hobby Horse" (с 1882 г.), "The Studio" (с 1892 г.), "The Yellow Book" (с 1894 г.) и "The Savoy" (1896-1898).

Кумирами мирискусников являлись прерафаэлиты, английский график Обри Бердсли, художники немецких журналов "Сецессион" и "Югенд", Пюви де Шаванн, Гюстав Моро, Морис Дени и мастера скандинавского модерна.

Раскрывая вопрос о стилистике журнала "Мир искусства", невозможно не упомянуть и о более узкой эстетической ориентации художников модерна - течении "символизм", основы которого были заимствованы русскими мастерами, в большей степени из творчества французских и немецких поэтов и художников этого периода. Еще до недавнего времени (с 1960-80 гг.) вопрос о том, возможно ли отнести мирискусников к символистам, являлся спорным. Решить его достаточно сложно, так как сама группа "Мир искусства" представляла собой синтез творческих личностей с различными, очень индивидуальными художественными взглядами и исканиями. В целом, "Мир искусства" включал в себя почти все молодые, экспериментирующие, стремящиеся к новому, силы в русском искусстве на рубеже веков. Это же обстоятельство являлось объединяющим фактором при совместном их сотрудничестве как в художественном отделе журнала, так и на его выставках.

Особый интерес у мирискусников вызывали произведения Обри Бердсли - кумира молодых художников. Особенностям творчества этого художника будет посвящена отдельная глава. Его иллюстрации и другие графические работы часто появлялись на страницах русского журнала (и с текстом и без его сопровождения), а в 1900 году ему были посвящены сдвоенные 9 и 10 номера журнала. Произведения Бердсли вызвали волну подражаний, а в целом, его искусство образовало целую плеяду последователей, заболевших "berdsleys craze" - бердслееманией. Далее, в отдельной главе, будет произведена попытка проследить влияние этого художника на графические работы некоторых русских символистов, таких как Александр Николаевич Бенуа (1870-1960), Константин Андреевич Сомов (1869-1939), Леон Самойлович Бакст (1866-1924), Сергей Васильевич Чехонин (1878-1936), Дмитрий Исидорович Митрохин (1883-1973) и др.

бердсли русский книжный дизайн

Гением Бердсли был увлечен не только журнал "Мир искусства". Московские журналы "Весы" и "Золотое руно" (оба издания пропагандировали символистическое направление) публикуют различные статьи о его творчестве (Н.П. Феофилактов, художник - символист создает проект обложки журнала "Весы" (1905, № 5), посвященного Бердсли).

Некоторые произведения русских модернистов и Бердсли объединяют стилистические и технические особенности исполнения. Во многих работах мирискусников можно встретить излюбленных "бердслеевских" персонажей (Арлекина, Пьеро, Маски и др.), интерпретированных в рамках собственного стиля выполнения. Зачастую, в работах иллюстраторов - мирискусников встречаются технические приемы, свойственные ранее лишь творчеству Бердсли. Более подробно эти и другие особенности развития русской иллюстрации в исполнении отечественных художников будут рассматриваться в одной из глав данной дипломной работы.

Наиболее интересным при анализе вышеуказанного заимствования является то, что сам Бердсли не являлся родоначальником какой-либо определенной школы или последователем одного из множества направлений, возникших на рубеже XIX и XX веков. В его творчестве переплелись искусства различных стран, времен и стилей. Для искусства Бердсли более всего характерно следование прерафаэлитам и Д.Г. Россетти (1828-1882), эклектичное сочетание элементов японской графики и произведений Э.К. Берн-Джонса (1833-1898). Из этого следует, что, становясь поклонниками творчества Бердсли, русские символисты не увлекались какой-то определенной школой, а наследовали многовековой опыт интернационального художественного искусства.

Во многих литературных источниках описывается период развития модерна (символизма) в Англии (Западной Европе) и России, также существует немало статей и очерков, посвященных жизни и творчеству Обри Бердсли и русским символистам (в том числе журналу "Мир искусства"). Но среди этого обилия литературных данных нет конкретной работы, подробно описывающей и анализирующей увлечение русских символистов феноменом Обри Бердсли. Хотя следует указать, что почти все исследователи, описывающие развитие русского символизма, часто упоминают об этом явлении.

По утверждению Д.В. Сарабьянова Д.В. Сарабьянов. Стиль модерн. М.: «Искусство», 1989, с. 8. в 20-30-х гг. лишь немногие историки искусства изучали эпоху модерна. Подлинное открытие этого направления началось в 50-е гг.: появились многочисленные монографии и исследовательские статьи.

Среди общих трудов, посвященных искусству рубежа XIX-XX вв. следует выделить статью В.Н. Петрова "Мир искусства" в сборнике "Русское искусство конца XIX-начала XX века" под ред. И.Э. Грабаря В.Н. Петров. Мир искусства / Русское искусство конца XIX-начала XX века под ред. И.Э. Грабаря. X том. Кн. 1, 2. АН СССР. М., 1968. ; статью Н.П. Лапшиной "Мир искусства" в сборнике "Русская художественная культура конца XIX-начала XX века (1895-1907)" Н.П. Лапшина. Мир искусства / Русская художественная культура конца XIX-начала XX века (1895 - 1907). Книга вторая. М.: «Наука», 1969. ; издание "Пути развития русского искусства конца XIX-начала XX века" Пути развития русского искусства конца XIX-начала XX века. Живопись, скульптура, театрально - декоративное искусство. Очерки. АХ СССР. М.: «Искусство», 1972. ; краткую историю искусств Н.А. Дмитриевой Н.А. Дмитриева. Краткая история искусств. Выпуск III. Страны Западной Европы XIX века, России XX века. М.: «Искусство», 1993. .

История становления и развития символистических движений в России, а также возникновение и бытование журнала "Мир искусства", наиболее точно отражающего взгляды этих направлений, описаны в следующих трудах. Д.В. Сарабьянов в книге "Русское искусство в контексте европейских школ" Д.В. Сарабьянов. Русская живопись среди европейских школ. М.: «Советский художник», 1980. один из первых авторов, кто рассматривает "Мир искусства" как одно из первых русских объединений символистического толка, анализирует творчество его участников, выделяя наиболее характерных для модерна художников. В книге "Стиль модерн" Д.В. Сарабьянов. Стиль модерн. М.: «Искусство», 1989. автор характеризует модерн в главных его чертах, рассматривает его предпосылки, предысторию, становление, сообщает сведения об основных национальных школах, внесших свой вклад в развитие направления.А. А. Русакова в своем труде "Символизм в русской живописи" А.А. Русакова. Символизм в русской живописи. М.: «Искусство», 1995. рассматривает отдельные проблемы этого течения и, в том числе, рассуждает о символистических исканиях "Мира искусства".

Из трудов, посвященных непосредственно проблеме возникновения и бытования общества "Мир искусства" необходимо упомянуть книги Н.И. Соколовой Н.И. Соколова. «Мир искусства».М. - Л.: «Государственное издательство изобразительных искусств», 1934. и Н.П. Лапшиной Н.П. Лапшина. «Мир искусства». Очерки истории и творческой практики. М.: «Искусство», 1977. .С.М. Паршин в небольшой брошюре "Мир искусства" С.М. Паршин. «Мир искусства». М.: «Изобразительное искусство», 1993. кратко характеризует основные черты творчества некоторых мирискусников. М.Г. Эткинд в своем труде "А.Н. Бенуа и русская художественная культура конца XIX-начала XX века" М.Г. Эткинд.А.Н. Бенуа и русская художественная культура конца XIX-начала XX века. Л.: «Художник РСФСР», 1989. раскрывает проблему, соответствующую названию книги. Также следует указать "Возникновение "Мира искусства" А. Бенуа А. Бенуа. Возникновение «Мира искусства». Комитет популяризации художественных изданий при Государственной Академии истории материальной культуры.Л., 1928. , хронику журнала "Мир искусства" Хроника журнала «Мир искусства». М.: «Дягилев», 1903-1904. и некоторые статьи журнала Пинакотека за 1998 г., №№ 6-7 Пинакотека. 1998, №№ 6-7. .

Жизнь и творчество английского мастера Д.Г. Россетти подробно описаны Л. Писсаро Л. Писсаро. Россетти. Очерки о жизни и творчестве. М., 1909. , а книга Джеймса Э.М. Уистлера "Изящное искусство создавать себе врагов" Дж. М.Э. Уистлер. Изящное искусство создавать себе врагов. М.: «Искусство», 1970. повествует о трудном пути восхождения художника к признанию и славе.

Вопросам художественной (в том числе и книжной) графики посвящены работы Н.Э. Радлова "Современная русская графика" Н.Э. Радлов. Современная русская графика. Пг.: «Свободное искусство», 1917. и А.А. Сидорова "Русская графика начала XX века. Очерки истории и теории" А.А. Сидоров. Русская графика начала XX века. Очерки истории и теории. М.: «Искусство», 1969. .

"Русский символизм", каталог выставки Государственного Русского музея содержит богатый иллюстративный ряд произведений символистического толка, среди которых и работы мирискусников: Бенуа, Сомова, Лансере, Борисова-Мусатова и др. Из сопроводительного текста были использованы статьи Е. Петиновой и В. Круглова Символизм в России. Каталог выставки «Символизм в России». СПб., ГРМ. 1996.С. 6. .

Помимо этих трудов были использованы монографические и тематические альбомы: "Лев Бакст" С.В. Голынец. Лев Бакст. Альбом. М.: «Изобразительное искусство», 1992. , несколько изданий, посвященных Константину Сомову И.Н. Пружан. Константин Сомов. Альбом. М.: «Искусство», 1972; Е.В. Журавлева. Константин Андреевич Сомов. М.: «Искусство», 1980; А.П. Гусарова. К.А. Сомов. Альбом. М.: «Искусство», 1973; С. Эрнст. К.А. Сомов. СПб.,1918. и Александру Бенуа С. Эрнст. Александр Бенуа. СПб.: Комитет популяризации художественных журналов, 1921. ; альбом "Мир искусства" В. Петрова В. Петров. Мир искусства. Альбом. М.: «Изобразительное искусство», 1975. .

Одним из первых русскоязычных исследований, посвященных Бердсли, является статья О. Мэк-Колля, напечатанная в журнале "Мир искусства" в 1900 г. О. Мэк-Колль.О. Бердсли/Мир искусства, 1900, №№ 7-8, с. 73-84, №№ 9-10, с. 97-120. Она была написана по просьбе редактора журнала и предназначалась для того, чтобы познакомить русского читателя с английским графиком, его творчеством и художественной индивидуальностью.

Наиболее полно искусство и жизненный путь Обри Бердсли представлены в объемном сборнике, посвященном художнику, в который вошли письма, афоризмы, рисунки, повесть и стихи Бердсли, а также статьи современников о нем. Это издание вышло в 1912 г. Оно было использовано в одной из глав данной работы как основной литературный источник. Наиболее интересными из вошедших в сборник статей являются воспоминания Роберта Росса и Артура Симонса, написанные ими вскоре после смерти Бердсли. В 1992 году этот сборник был переиздан московским издательством "Игра - техника" О. Бердслей. Рисунки. Проза. Стихи. Афоризмы. Письма. Воспоминания и статьи о Бердслее. М.: «Игра-Техника», 1922. .

Далее следует упомянуть статьи Н.Н. Евреинова Н.Н. Евреинов. Бердслей. СПб.: Издательство Н. Бутковской, 1912. (1912 г.) и анонимного автора (1918 г.) Обри Бердслей/В мире искусства, 1907, № 3, с. 5-7. , где дается характеристика творчества Бердсли и описание его неординарной личности. К этим же статьям стоит отнести и работу А.А. Сидорова, написанную в 1917 г. под названием "Обри Бердсли. Жизнь и творчество" А.А. Сидоров. Обри Бердсли. Жизнь и творчество. , в 1985 г. вошедшую в сборник "О мастерах зарубежного, русского и современного искусства".

Среди многочисленности статей о художнике, изданных в 1980-х гг. следует выделить труды Т.Ф. Верижниковой, отличающиеся очень индивидуальным взглядом на Бердсли, как на личность и художника Т.Ф. Верижникова. Обри Бердслей - маска и творчество / Искусство, 1989, № 12, с. 62-67.

Английская книжная графика 70-80-х гг. / Искусство, 1986, № 6, с. 53-57. . Не менее интересна статья этого же автора "Из истории искусства книги Англии к. XIX-начала XX в." в сборнике "Исследования и материалы", изданном в 1996 г. Верижникова Т.Ф. Из истории искусства книги Англии к. XIX-начала XX в. / Исследования и материалы. Сборник № 73. М.: «Терра», 1996. , подробно исследующая проблему развития искусства книги в сложный период пересмотра английскими мастерами устоявшихся традиций декоративного оформления и дизайна в различных публикациях.

Помимо указанных монографий и статей при подготовке к работе были рассмотрены некоторые художественные литературные произведения, иллюстрированные Бердсли: "Смерть Артура" Т. Мэлори Т. Мэлори. Смерть короля Артура. М.: «Наука», 1974. , "Пьеро" И. Жюля И. Жюль. Пьерро. М.: «Альциона», 1918. и "Саломея" О. Уайльда О. Уайльд. Саломея. Л.: «Аста», 1991. .

Англоязычные издания представляют особый интерес. Мнение английских критиков и исследователей для данной работы важно не менее чем русских, так как своим искусством Бердсли практически перевернул понятие своих соотечественников не только о книжной графике, но и о графическом рисунке в целом.

Общий труд "Словарь английских книжных иллюстраторов и карикатуристов" The Dictionary of British Book illustrators and caricaturists. 1800-1914. Suffolk: «Antique collectors club», 1918. дает общее впечатление не только о работах Бердсли, но и о его творческом окружении.

Немыслимо постичь скрытную и ранимую душу Бердсли без прочтения его писем, изданных в Лондоне в 1912 г. The letter work of Aubrey Beardsley. London: 1912. .

Книга Марильера, названная "Ранние работы Бердсли" (со вступительной статьей автора) вышла в Нью-Йорке в 1912 г. и достаточно полно знакомит читателей с творчеством Бердсли в период начала 1890-х гг. Marillier, H. C. The early work of Aubrey Beardsley with a prefatory note by H. C. Marillier. N. - Y.: «John Lane Company», 1912. .

Три небольших статьи Р. Мелвилля Melville, R. The purity of Aubrey Beardsley. «The Studio», № 878, June, 1966, p. 258-261. , Б. Брофи B. Brophy. Beardsley and his world. London: «Thames @ Hadson», 1976. и Б. Эллиота Elliott, B. J. Covent Garden follies: Beardsleys masquerade image of posers and voyeurs. «Oxford Art Journal», 1986, № 1, р. 38-48. (1960-80 гг.) интересны тем, что раскрывают отдельные проблемы творчества Бердсли. Название этих статей полностью соответствуют их содержанию: "Непорочность Бердсли", "Бердсли и его имидж.", "Маскарадные образы Бердсли".

Все приведенные здесь литературные источники явились необходимым материалом для раскрытия поставленной темы в данной работе. Достаточное количество исследований и беллетристических изданий позволило наиболее точно проследить истоки, возникновение и бытование английского модерна; журналов, в которых воплотилась стилистика этого направления. И как итог: влияние сформировавшегося в определенных условиях феномена - английского художника Обри Бердсли - на новое явление для русской художественной культуры описываемого периода - журнал "Мир искусства", пропагандирующего новый взгляд на графику в целом и книжную графику в частности.