logo
Автор-женщина в журналистике

Мастерство очерка Татьяны Тэсс

журналистика женщина рейснер тэсс

Когда сегодня открываешь газету, порой трудно определить, какие жанры журналистики использованы на ее страницах. Совсем недавно мы знали, что на последней полосе печатается фельетон, который обязательно вызывал большой общественный резонанс.

Внутри - на второй и третье полосах - размещается очерк, большая политическая или экономическая статья. Очерк, нередко в форме исповеди или нравственного исследования, был, как правило, любимым чтением у подписчиков. В газете «Советская Россия» успехом пользовались рубрики «О сокровенном», «О заветном», речь шла о вещах, которые мучают человека, сопереживать героям. Очерк предполагал известную философию жизни, которую можно проследить в произведения Татьяны Тэсс. Ее по праву можно считать великим очеркистом в истории журналистики. Ее отдельный рассказ, очерк - это одна проблема, которая развивается эмоционально, чувственно. На самом деле те проблемы, которые затрагивает Тэсс- это в основном описание трагедии одного человека, трагедия ребенка. Один пример - ситуация ясна. Можно представить общую картину страны. В одном человек узнаем тысячи подобных. После такого описания на глазах наворачиваются слезы. «Ей казалось, что вместе с сыном умерла и она. Из того, что у нее осталось, нельзя было сделать жизни, - это были обрывки, клочья, лишенные живой ткани, лишенные той дорогой, счастливой основы, вокруг которой раньше строилась жизнь». Но Тэсс не показывает слабых героев. Они у нее находят силы в себе и справляются со всеми трудностями на их пути. Например, женщина в очерке «Конец одиночества», потеряла сына в боях Сталинграда, отчаялась и не видела смысла жить дальше одной, без него… а это значила, что и без будущего. Однако же она нашла силы и взяла на попечение двух маленьких девочек-сирот: «Вслед за Женей вкатился шарик в шубе и капоре, - оказалось, что у девочки есть еще и младшая сестра, Надя». На этом Одиночество героини и страдания закончились с появлением детей, в которых она увидела смысл существования».

Т. Тэсс писала в послевоенное время. Это период кризиса в молодом поколении. Кто ушел на войну совсем еще юнцом, ничего не познавшим в жизни и без образования, стал не нужным и не пригодным в мирное время. Такие парни ничего не умели, кроме того, что держать оружие в руках. Многие вернулись с ранениями, контузиями, остались инвалидами навсегда. Да, это была серьезная проблема для Советской России в то время. Однако же, Тэсс не создает в своих произведениях упадническое настроение. Большинство ее рассказов со счастливым концом.

Шурик, который вернулся с войны слепым, не сдавался, не подчинялся своей беспомощности, наоборот, он доказал, что даже в таком положении - он достойный человек и он не ощущает себя ущербным среди здоровых людей. «Перед нею сидел тот же человек, которого она знала. У него хватило нравственной силы, чтобы не согнуться, не поддаться горю, не потерять себя, - хватило силы стать выше своего несчастья» - золотые слова. Такой пафос повествования нужен был и необходим. Тэсс это написало от всего сердце и на основе реальности. Она отразила всю философию жизни.

Сегодняшней журналистике не хватает этой философии. Для того, чтобы очерк снова появился у нас в газетах, журналисты должны придать своим работам более глубокую философскую направленность.

Кроме того, очерк был и социальным исследованием. Отражения веяний той эпохи. Социальное исследование, а в частности научное, провела и Тэсс в своем очерке «Во имя человека». Она показала, что может сделать наука, добиваясь спасения миллионов жителей страны. «Сила разрушения, злая сила паразитов, микробов, проникающих в организм человека, неся ему болезнь и смерть, и сила созидания, сила жизни, благодарная и мудрая сила науки, направленной на благо человека». Мотивом жизни пронизаны все рассказы и очерки Тэсс. Она восхищалась, помогала и наставляла…. Благодаря ее жизненным и жизнеутверждающим очеркам. Ведь жанр очерка - это действительность в ее реальности.

Очерк - интереснейший тип исследования, где журналист делает анализ явлений благодаря своему знанию жизни, а обнаруженные им факты помогают понять логику развития тех или иных процессов. Что особенного замечательного в очерках Татьяны Тэсс - это умение, не изобретая, не придумывая, увидеть в самой жизни увлекательное, трагическое, интересное и новое, а значит, понять тенденции развития. Конечно, в очерке допускались домысел, фантазия, явная лакировка. Но самой Тэсс этих приемов совсем не обязательно. И без особых украс ей удалось создать образцы очерков и рассказов. Эмоциональные, правдивые. И те проблемы, которые затрагивала Тэсс, можно спроецировать на современность, они актуальны и по сегодняшний день.

Да, Татьяна Тэсс - признанный мастер очерка и рассказов. Большой жизненный опыт, путешествия по родной стране и многим странам мира при наличии острого взгляда журналиста дают писательнице возможность отбирать из увиденного и пережитого особо интересное и существенное.

На мой взгляд, одна из причин упадка очерка сейчас, может быть, самая главная - некая усредненность личности журналиста. А очеркист все- таки должен быть необычным, оригинальным человеком. Только такая своеобразная личность может создать настоящий очерк, а читатели смогут приобщиться к личности этого журналиста. И если он говорит, что это хорошо, вы ему верите, равно, как если он говорит - плохо, вы с ним соглашаетесь. Вот такой личностью и была Тэсс. И подобных, по моему мнению, в современной журналистике очень трудно найти.