logo search
Авторский проект как частный вид Интернет-журналистики

1.1 Интернет как масс-медиа

Средство массовой информации -- это средство распространения информации, характеризующееся, во-первых, обращенностью к массовой аудитории, во-вторых, общедоступностью, в-третьих, корпоративным характером производства и распространения информации.

В настоящее время к средствам массовой информации относят:

- прессу, радио, телевидение;

- кинематограф, звукозаписи и видеозаписи;

- видеотекст, телетекст, рекламные щиты и панели;

-домашние видеоцентры, сочетающие телевизионные, телефонные, компьютерные и другие линии связи.

Словарь Мерриама-Вебстера трактует понятие масс-медиа проще: «Средство массовой информации -- это средство коммуникации (как газета, радио или телевидение), предназначенное для охвата народных масс».

Слово «Интернет» в понятии СМИ не фигурирует.

На западе проблем с признанием Интернета, как средства массовой информации, не было. Признание произошло практически сразу, как только Интернет перестал быть вещью для избранных и начал становиться массовым феноменом, то есть, начиная с 1995-1996 годов: а именно, когда появились Windows-95 и первые графические браузеры для «простых» пользователей. Реакция была быстрой: если есть феномен, то его надо изучать. Посмотрев публикации того времени (1996 год) в специализированных журналах, таких, как «Journal of Computer-Mediated Communication» или «Journal of Communication», мы увидим различные программные статьи на эту тему, как, например, статью Мориса и Огана (Merrill Morris и Christine Ogan), первый -- докторант, второй -- профессор школы журналистики Индианского Университета, которая называется «Интернет как масс-медиа» («The Internet as a Mass Medium»).

В этой статье Интернет однозначно признается средством массовой информации, и объясняется проблема определения Интернета, как масс-медиа. Она состоит в том, что мы не можем в 100 процентах случаев назвать Интернет средством массовой информации, потому что само средство (medium) передачи информации и сама массовость (mass) не определяются точно, и должны пересматриваться каждый раз, в зависимости от ситуации. Интернет -- это многогранное СМИ, содержащее в себе много видов коммуникаций. Интернет играет с классической схемой стандартной коммуникационной модели «источник-сообщение-получатель», помещая эту схему то в привычные рамки, то в новые конфигурации. Коммуникация в Интернете принимает разные формы, от WWW-страниц до электронных писем между друзьями. Каждое звено в цепочке «источник-сообщение-получатель» может варьироваться в широких пределах. Источником может быть как частное лицо, так и группа журналистов, сообщением -- журналистский материал или текст сообщения в чате, а получателем -- один человек или аудитория, потенциально состоящая из миллионов человек.

В статье все это многообразие коммуникации разделено на четыре группы:

a) асинхронная коммуникация по принципу one-to-one. (электронная почта);

b) асинхронная коммуникация по принципу many-to-many -- usenet, электронные доски сообщений, -- то, что требует от получателя подписаться на данный сервис или использовать специальное ПО для получения сообщений по определенной теме или темам;

c) синхронная коммуникация, которая может быть построенной по принципу one-to-one, one-to-few и one-to-many, организованная вокруг определенной темы, ролевой игры (MUD, Multi-UserDungeons), чаты и программы обмена сообщениями (instantmessaging) такими, как ICQ;

d) асинхронная коммуникация, характеризующаяся тем, что получателю необходимо найти сайт для получения доступа к нужной информации, и которая может быть построена по принципу many-to-one, one-to-one или one-to-many. (Web-сайты, FTP-сайты).

Исходя из определения Мориса и Огана, Интернет можно рассматривать как средство массовой информации, когда используемая коммуникационная модель имеет вид “…-to-many”, то есть направленность на массовую аудиторию. Случаи использования такой модели в Интернете довольно часты, но основная проблема признания Интернета масс-медиа заключается в том, что не всегда коммуникационная модель имеет данный вид.