ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основная проблема, связанная с доступом к информации в России, - отсутствие специальных законодательных актов по этому вопросу. Касающиеся этой сферы нормы, которые закреплены в Законе о СМИ, являются недостаточными. Они лишь декларируют основные права, утверждают формальные технологии получения информации. При этом остаётся множество белых пятен и лазеек, позволяющих источникам информации скрыть запрашиваемую информацию и избежать наказания. Так, например, в Законе отсутствует чёткая формулировка об обязанности какого-либо органа власти предоставлять различные данные. Во-вторых, документ не даёт чёткого определения служебной, коммерческой и т.д. тайны. Таким образом, любая информация, которую источник не хочет обнародовать, может быть названа тайной. К тому же формальным является утверждение о неотвратимом наказании за непредставление информации. Тем более что его успешно можно избежать, использую множество других лазеек, предоставляемых Законом.
Такая ситуация приводит к искажению информационной картины мира. Органы власти, как правило, скрывают информацию от тех СМИ, которые критически настроены по отношению к ним. И, наоборот, охотно её предоставляют подконтрольным или благожелательно настроенным редакциям. Таким образом, нарушается объективность. В результате распространяемая информация является, по сути, PRом.
К тому же такая ситуация стимулирует неэтичные, незаконные методы поиска информации. Распространяемые сведения могут быть непроверенными или даже слухами. Факты, информация могут заменяться в этом случае на собственные трактовки журналиста, его мнения, оценки. Это также несёт в себе негативные и социально опасные последствия.
Отличительной же особенностью ситуации, связанной с доступом к информации за рубежом, является стремление государства к информационной прозрачности. Отсюда и более совершенное законодательство в этой сфере. Именно этим объясняется главная роль журналиста, его привилегированное положение в этом процессе. Государство понимает первостепенность общественных интересов над личными. Поэтому государственные органы находятся в более ущербном, по сравнению с журналистами, положении.
Государство само стремится к своей открытости перед обществом. Возможно, такой подход стимулирует более честную правительственную политику, обуславливает то, что работа госорганов направлена на общество, делается ради него, а не ради удовлетворения собственных корыстных интересов, как это зачастую бывает в России. Такой открытостью для СМИ зарубежные госорганы препятствуют возникновению подобных тенденций Когда российское государство осознает, что его деятельность должна строиться в интересах социума, тогда произойдут какие-либо сдвиги в сфере доступа СМИ к информации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Дзялошинский И. Свобода доступа к информации в России: правовые, организационные, профессиональные проблемы. // www.dzyalosh.ru.
2. Жукова А. О доступе к информации для журналистов. // www.relga.rsu.ru.
3. Лысова Е. Проблемы законодательного обеспечения доступа журналистов и редакций СМИ к информации: российский опыт. // www.medialaw.ru.
4. Рихтер А.Г. Правовые основы журналистики. - Издательство Московского университета, 2002.
5. Федотов М.А. Правовые основы журналистики. -- М., ИМПЭ, 2001.