logo search
Актуальные проблемы современности и журналистика

1.1. Экологические катастрофы: эволюция представлений о проблеме

Человек и среда его обитания образуют систему, состоящую из множества взаимодействующих элементов, имеющую упорядоченность в определенных границах и обладающую специфическими свойствами. Такое взаимодействие определяется множеством факторов и оказывает влияние, как на самого человека, так и на соответствующую среду его обитания. Это влияние может быть, с одной стороны, положительным, с другой - одновременно и негативным.

Негативные воздействия факторов природной среды проявляются главным образом в чрезвычайных ситуациях. Эти ситуации могут быть следствием как стихийных бедствий, так и производственной деятельности человека. В целях локализации и ликвидации негативных воздействий, возникающих в чрезвычайных ситуациях, создаются специальные службы, разрабатываются правовые основы и создаются материальные средства для их деятельности. Большое значение имеет обучение населения правилам поведения в таких ситуациях, а также подготовка специальных кадров в области безопасности жизнедеятельности.

Идея глобальных катастроф и их влияния на развитие живых организмов принадлежит выдающемуся французскому ученому XVIII ст. Ж. Кювье. Он считал, что спокойное развитие жизни на Земле много раз перерывалось революционными быстрыми изменениями катастрофического характера, вследствие которых кардинально менялся состав животных и растений, которые населяло Землю. Кювье считал, что такими катастрофами были всемирные потопы, когда континенты опускались ниже уровня океана.

С появлением эволюционного учения Ч. Дарвина теорию катастроф как движущих сил развития жизнь на Земле отвергли. Отвергли, как сегодня обнаруживается, не совсем обосновано. Дело в том, что фактический материал, собранный палеонтологами, климатологами, астрономами, свидетельствует, что в истории Земли много процессов имеет циклический характер, причем одни из отрезков этих циклов можно рассматривать как медленную эволюцию, другие же -- как быстрые революционные изменения. В особенности убедительно об этом свидетельствует история органического мира. Палеонтологам ныне известны «критические эпохи» в развития биосферы, на протяжении которых вымирали большие систематические группы растений и животных, которые к тому же существовали десятки миллионов лет, а также эпохи быстрого развития отдельных систематических групп.

Идею о катастрофических событиях в истории Земли, в частности об экологических катастрофах, ныне разделяет много ученых. Обсуждаются причины и масштабы таких катастроф, их вероятность в будущем и влияние на биосферу. Среди причин катастрофически быстрых изменений, в частности и экологических, называют внутренние, обусловленные свойствами самой Земли как планеты, и внешние, космические.

К примеру, на протяжении геологической истории нашей планеты магнитное поле неоднократно снижало свою напряженность и даже изменяло знак (то есть северный и южный магнитные полюса менялись местами). Таких эпох изменения знака магнитного поля, или инверсий, ныне установлено много десятков, они отразились в магнитных свойствах горных пород. У эпохи непосредственного изменения знака магнитного поля это поле исчезало, чтобы потом снова появиться, нарастая к норме, но уже с противоположным знаком. Сколько времени длится эпоха без магнитного поля, палеонтологи сказать сегодня не могут, но предполагается, что несколько тысяч лет. «Безмагнитная эпоха» может восприниматься живыми организмами как катастрофа. Многие из них вымрут или изменят свои свойства, поскольку магнитное поле Земли является щитом, защищает жизнь на Земле от потока солнечных и космических частиц.

Раз в сто лет в нашей галактике происходит взрыв надновой звезды. На небольшом расстоянии от Земли это событие может привести к серьезным последствиям. Так в результате близкой вспышки надновой звезды несколько миллионов лет назад Земля на протяжении нескольких тысячелетий облучалась потоком жестких рентгеновских и ультрафиолетовых и космических лучей. На Земле резко повышался радиационный фон. Все это могло иметь серьезные биологические, прежде всего генетические последствия. Увеличивалась частота мутаций, которые в особенности сильно влияли на долгоживущие организмы. По мнению В. Красовского и К. Циолковского, с такой космической катастрофой может быть связана, в частности, и гибель динозавров в конце мелового периода.

Тем не менее, человек -- часть природы, и наиболее опасные для нашей планеты катастрофы и загрязнение окружающей среды связаны именно с ним.

Учеными подсчитано, что за последние 6 тыс. лет люди пережили 14 513 войн, в которых погибло 3640 млн. человек. Примером экологической катастрофы, вызванной воинским конфликтом, следует считать события, которые происходили на территории Кувейта и близлежащих участков Персидского залива после операции «Буря в пустыни» в начале 1991г. Отступая из Кувейта, Иракские оккупанты подорвали взрывчаткой свыше 500 нефтяных буровых скважин. Значительная их часть вспыхнула и горела на протяжении шести месяцев, отравляя вредными газами и сажей большую территорию. Из буровых скважин, которые не загорелись, нефть била фонтанами, образовывая большие озера и стекая в Персидский залив. Сюда же вылилось большое количество нефти из подорванных терминалов и танкеров. В результате нефтью было покрыто примерно 1554 км2 поверхности моря, 450 км береговой полосы, где погибло большинство птиц, морских черепах, дюгоней и других животных. В огневых факелах ежесуточно сгорало 7,3 млн. л нефти, что равно объему нефти, которую ежедневно импортирует США. Тучи сажи от пожаров поднимались на высоту до 3 км и разносились ветрами далеко за границы Кувейта-- черные дожди выпадали в Саудовской Аравии и Иране, черный снег -- в Кашмире (за 2 000 км от Кувейта). Эксперты установили, что эта катастрофа сопровождалась такими явлениями:

1. Тепловое загрязнение (86 млн. квт ежесуточно). Такое же количество тепла выделяется вследствие лесного пожара на площади 200 га.

2. Сажа от горящей нефти -- 12 000 т ежесуточно.

3. Углекислый газ -- 1,9 млн. т ежесуточно (это составляет 2 % всего СО2, что выделяется в атмосферу Земли вследствие сжигания минерального топлива всеми странами мира).

Таким образом, можно сделать следующий вывод: экологическая катастрофа - это необратимое изменение природных комплексов, связанное с массовой гибелью живых организмов. Она может быть локальной и глобальной. Локальная экологическая катастрофа приводит к гибели или серьёзному нарушению одной или более локальных экологических систем. Глобальная экологическая катастрофа -- гипотетическое происшествие, которое возможно в случае превышения допустимого предела неким внешним или внутренним воздействием (или серией воздействий) на глобальную экологическую систему -- биосферу.

Энциклопедические справочники дают следующие примеры крупных экологических катастроф:

· Чернобыльская катастрофа, СССР -- радиационное загрязнение территории Украины, частично Белоруссии и России

· Авария на химическом заводе в Севезо, Италия

· Выброс цианистых соединений в Бхопале, Индия

· Заражение питьевой воды мышьяком, Бангладеш, Индия

· Фосфорная катастрофа под Львовом, Украина -- заражение больших площадей продуктами горения жёлтого фосфора

К примеру, фосфорная катастрофа под Львовом -- это железнодорожная авария 16 июля 2007 года произошедшая недалеко от села Ожидов в Бусском районе Львовской области Украины. На 12-м километре перегона Ожидов-Красное сошел с рельсов поезд, следовавший из Казахстана в Польшу, перевернулись 15 вагонов с жёлтым фосфором, шесть из них загорелись, пожар потушили в 23:29 по московскому времени в день аварии. В тушении огня были задействованы около пятисот пожарных и 220 сотрудников милиции. Во время тушения пожара образовалось ядовитое облако из продуктов горения с зоной поражения 90 квадратных километров. Из пяти близлежащих сел было эвакуировано более 800 человек. Было госпитализировано более 160 человек.

Причины катастрофы:

· Ненадлежащее состояние путей на данном железнодорожном перегоне.

· Нарушение правил безопасности со стороны работников локомотивной бригады.

· Халатность (проигнорированы инструкции по температурному режиму перевоза особо опасных грузов).

· Ненадлежащее техническое состояние цистерн.