1. Состав и свойства информационных ресурсов
Ресурсы -- это имеющиеся в наличии запасы, средства, которые могут быть использованы при необходимости. Информационные ресурсы (ИР) -- имеющиеся в наличии запасы информации, зафиксированной на каком-либо носителе и пригодной для ее сохранения и использования. ИР являются продуктом интеллектуальной деятельности общества и рассматриваются в настоящее время как стратегический ресурс развития любой страны, который по значимости не уступает другим -- финансовым, сырьевым, материально-техническим.[11 Библиография / под ред. О. П. Коршунова -М.: Книга, 2004. -- с.47.
]
Используется узкое и широкое понимание ИР: в узком понимании имеют в виду только сетевые ИР, доступные через компьютерные средства связи, а в широком -- любую зафиксированную на традиционных или электронных носителях информацию, пригодную для сохранения и распространения. Для библиографов профессионально значимо широкое понимание, и именно так ИР характеризуются в настоящем справочнике.
Состав ИР раскрыт в Законе РФ «Об информации, информатизации и защите информации»: «информационные ресурсы -- это отдельные доку-менты и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, БД и других информационных системах)».
Более детально состав ИР может быть охарактеризован как:
¦ созданные прежде и создаваемые в настоящее время опубликованные и неопубликованные первичные документы на любых носителях (книги, периодические издания, нотные и изоиздания, диссертации и т. д.);
¦ полнотекстовые БД;
¦ фонды опубликованных и неопубликованных первичных документов, собираемые библиотеками, центрами информации, архивами и другими учреждениями;
¦ созданная прежде и создаваемая библиографическая продукция;
¦ СБА (СПА) библиотек, информационных центров и архивов, в том числе каталоги и библиографические картотеки (БД);
¦ фактографические БД;
¦ обзорно-аналитическая продукция (аналитические обзоры, прогнозы, рейтинги и т. д.);
¦ услуги, предлагаемые на информационном рынке;
¦ компьютерные сети связи;
¦ программные средства, обеспечивающие создание информационных систем и развитие телекоммуникационных сетей;
¦ учреждения (редакции, издательства, библиотеки, информационные центры, книготорговые учреждения и т.д.), обеспечивающие создание информационной продукции, накопление и использование ИР.
В зависимости от масштаба формирования и использования различают совокупные мировые, национальные, региональные и локальные ресурсы (или ресурсы отдельных учреждений). С внедрением информационных технологий подобное разграничение становится все более условным, так как ИР любого учреждения образуют как документы, созданные в нем самом, так и внешняя информация, почерпнутая из совокупных ресурсов общества. Одновременно локальные ресурсы, если они представляют интерес за пределами данного учреждения и если обеспечен доступ к ним, превращаются в компонент региональных, национальных или мировых ИР. Однако эти процессы не происходят автоматически, они предполагают совместимость информационных систем, создаваемых на различных уровнях и в разных странах. Данное обстоятельство чрезвычайно важно для библиотек, выступающих одновременно пользователями и создателями ИР.
ИР обладают рядом специфических особенностей, ощутимо влияющих на все процессы их формирования и обеспечения доступности, а именно:[11 Коршунов, О. П. Проблемы общей теории библиографии /О.П. Коршунов -- М.: Книга, 2005.-- с.99.
]
¦ нерасходуемость, неисчерпаемость, обеспечивающие возможность многоразового и многоцелевого их использования, не отчуждение ИР при обмене или продаже;
¦ постоянный рост объема потоков;
¦ изменчивость состава ИР как реакция на изменения информационных потребностей общества и обусловленный этим динамизм продукции и услуг, предлагаемых на информационном рынке;
¦ сложность вычленения активной и пассивной части ресурсов из-за различных темпов старения информации; отсутствует прямая зависимость между временем создания информации и ее полезностью (ценностью), поскольку информацию старит не время, а появление нового знания, опровергающего или уточняющего прежнее;
¦ неразрывное единство элементов, составляющих совокупные ИР общества, и поэтому невозможно или нецелесообразно использовать только какую-либо их часть (только какого-либо региона, одной страны и т. д.).
Если исходить из того, что обеспечение доступности ИР является основ-ной целью деятельности любой библиотеки, наличие этих свойств определяет необходимость:
¦ ориентации при обслуживании читателей на совокупные ресурсы, а не только на собственный фонд и СБА;
¦ обеспечения глубокого ретроспективного поиска при одновременно оперативном оповещении читателей о новой информации;
¦ разработки методики многоаспектного поиска во все увеличивающемся объеме информации;
¦ постоянного слежения за изменением состава совокупных ИР.
Информационные технологии коренным образом изменили процессы формирования и использования ИР, обеспечив возможность:
¦ компактного хранения больших объемов информации;
¦ оперативного поиска;
¦ доступа к удаленным ресурсам;
¦ фиксации на одном носителе различной по характеру информации;
¦ объединения библиографических и полнотекстовых БД;
¦ появления БД, содержащих как библиографическую, так и фактогра-фическую информацию.
Эти изменения расширяют сферу влияния, но одновременно и усложняют деятельность библиотек, повышая требования к профессиональной подготовке персонала и материально-технической оснащенности повседневного труда.
Появляются реальные предпосылки для предоставления новых услуг и создания собственной уникальной информационной продукции с одновре-менным ужесточением требований к их качеству и совместимости в масш-табе совокупных ИР.
Ниже охарактеризованы универсальные и отраслевые ИР, использова-ние которых возможно в библиотеках.
- Библиотека как информационный центр.
- Тема 16. Маркетинговая среда библиотеки:
- Информационно-поисковые системы Научной библиотеки.
- Электронные библиотеки в информационном обществе. Функции Электронной библиотеки.
- 1.1 Библиотека как элемент образовательной среды
- Библиотеки и информационные центры
- 2. Информационная среда.
- Тема 15. Маркетинг библиотечно-информационной деятельности в системе управления библиотекой, маркетинговый комплекс библиотеки
- Библиотека как справочно-информационный центр