logo search
Анализ развития образовательного телевидения

1.1 Анализ развития образовательного телевидения

Цель образовательных программ - расширять кругозор, помогать воспринимать красоту мира, просвещать. Происходит это в разных формах: выпусков новостей, ток-шоу, документальных кинофильмов, развлекательных передач, спектаклей, кинофильмов, телевизионных лекций, игровых обучающих шоу, и т.д.

Основной многофункциональной задачей образовательного телевидения считается распространение научно-культурной информации, содействие в обучении и восприятии новых познаний разных значений и типов (образовательная задача).

Так, в Китае образовательное телевидение стало «ареной» образовательной реформы. Телевидение постоянно пропагандирует инновационные образовательные концепции, содействуют политике реформ, выполняя свою организаторскую функцию. Японское образовательное телевидение известно качественными передачами о культуре, своими документальными фильмами. Образовательное телевидение в Южной Корее считается главным инструментом воспитания людей на протяжении всей их жизни. Особое внимание уделяется внеклассному образованию. Содержание программ бесплатного образовательного телевидения США включает детские передачи, телевизионные уроки по университетским научным дисциплинам. Английское публичное телевидение представляет собой целый спектр высококачественных образовательных услуг., охватывающий все уровни подготовки аудитории. [4,c. 147]

Образовательного телевидения в России в настоящее время в чистом виде не существует. В СССР были особые каналы (Третий учебным и Четвертый канал), работавший чрезвычайно эффективно. Главной функцией образовательного телевидения СССР считалось распространение технической информации, воспитание и просвещение, расширение кругозора зрителей. Активность образовательного телевидения финансировалась государством.

На российском телевидении функция распространения научных и культурных познаний сконцентрирована на федеральном телеканале «Культура». Функции образовательного телевидения в его первозданном облике перешли к дистанционному воспитанию с применения новейших телевизионных технологий и Интернета. Данной работой занимаются отдельные высшие учебные заведения и специально созданные образовательные структуры. Формирование дистанционного образования, сочетающего способности телевидения и Интернета, - это еще одно многообещающее направление становления образовательного телевидения в России.

Оценки профессионалов и пользователей говорят o большом спросе на образовательное телевизионное вещание и необходимости активно развивать его. Они базируются, с одной стороны, на несовершенстве Интернета, а с другой - на том, что персональный компьютер еще не скоро появится у каждого учащегося, а телевизор есть почти в каждом доме.

Неясными остаются вопросы o структуре образовательных интересов людей старшего, взрослого возраста, о наполнении образовательного телевизионного канала программами, нацеленными на повышение квалификации и переквалификацию; об образовательных нуждах людей пенсионного возраста и инвалидов c ограниченными физическими способностями. Данные «белые пятна» становятся все более тормозящим фактором в связи с возрастающей динамикой становления индустрии, миграцией огромных масс трудоспособного населения и т.п.

Таким образом, очевидно, что в последние годы возможная аудитория образовательных телевизионных программ растет. Отдельной проблемой в развитии учебных и образовательных телеканалов считается переработка данных по востребованности тематических рубрик.

Развитие образовательного телевидения происходило под действием уже сформировавшейся системы образовательного и научно-популярного кино. Еще в 1908 г. в Москве, Одессе и Самаре формируются первые образовательные лектории-кинозалы. Русский историк синематографа, доктор искусствоведения С.С. Гинзбург, разбирая печать тех лет, приходит к выводу, что в 1908-1914 годах в России насчитывалось несколько десятков просветительских кинозалов. По его свидетельству, первой попыткой введения кинематографа в обучение стал открытый научный кинозал под патронажем Российского филиала Технического общества в Одессе, где за конкретную оплату (к примеру, для студентов городских средних учебных заведений цена составляла 5 копеек, для гимназий, училищ и проч. -- 10-20 копеек) велись лекции образовательного содержания с особой иллюстрацией -- показом фильмов по соответственной теме. За учебный год (1909-1910 гг.) было прочитано 148 лекций с провождающими их киносеансами

«Культура» -- единый федеральный телевизионный канал, который реализует сегодня просветительскую функцию. Доступ к нему имеют города с населением выше 100 тысяч человек. С 1997 по 1999 гг. в эфир телеканала вышли 5000 премьер и 50 новых передач. Наиболее знаменитыми проектами канала считаются «Что делать?» В. Третьякова, «Культурная революция» М. Швыдкого, «Тем временем» А. Архангельского, «ACADEMIA», «Острова» В. Трояновского и И. Изволовой, «Магия кино» О. Шишкина и М. Борзенкова, «Линия жизни» Н. Сологубовой и т.д. В сетке вещания канала находятся также телеспектакли, художественные фильмы, телеверсии балетов и драматических спектаклей. Много раз проекты телеканала «Россия-Культура» отмечались премией ТЭФИ и иными заслугами. Д. Дондурей отмечает: «Мне видится, что у канала «Культура» особенная задача - беречь самый принципиальный ресурс нашей родины. Это культура, разум, творчество, ум, качество. Это то, что понимает целый мир про Российскую Федерацию».