Глава IV Медиаобразование
Конечно, не все подобные передачи несут негативную информацию. Но многие.
Способ решения проблемы может стать медиаобразование. Это предлагают Я. Засурский, А. Короченский, А. Федоров, А. Шариков и некоторые другие российские ученые, считая, что Медийная критика как одна из областей современной журналистики должна стать частью гражданского медиаобразования посредством СМИ, войти в программы школьного и вузовского обучения. Критическому восприятию медийного содержания необходимо обучать со школьного возраста.
Медиакритика представлена в сети Интернет. Во многих сетевых СМИ (например, www.utro.ru, www.dni.ru, www.gazeta.ru, www.smi.ru и других) регулярно публикуются обзоры телевизионных передач. Есть и отдельные сайты, посвященные данному направлению в журналистике. Первый в России интеренет-журнал медиакритики и медиаобразования создан авторской группой под руководством доктора филологических наук А.Короченского - www.mediareview.by.ru. Здесь публикуются оперативные статьи и обзоры состояния медиакритики в современной России и за рубежом. Также девятого июня 2005 года был запущен проект www.telekritika.ru ориентированный в том же направлении.
В отличие от России, практика медийной критики в зарубежных странах богаче. Высшие учебные заведения выпускают периодические издания для журналистов-профессионалов и простых граждан, слабо подкованных в этих вопросах, посвященные проблемам саморегулирования СМИ и журналистского сообщества. Медийная критика рассматривается как одна из необходимых форм медиаобразования, в частности, развитию способностей, уровня оценки и эстетического воспитания, постоянному повышению способностей каждого гражданина к критическому восприятию медийного содержания. Необходимость развития критического мышления аудитории очевидна, однако не в смысле абсолютно негативного и все отрицающего. Речь идет о развитии умений ставить перед собой проблемы и вопросы, искать объяснение непонятной информации, анализировать, интерпретировать, оценивать медиатексты, находить в них скрытый смысл, выявлять манипулятивные возможности. А это посильно только медиакомпетентному, медиаобразованному человеку.
От системы образования, ее качества и концепции во многом зависит развитие подрастающего поколения, в связи с чем особую актуальность приобретает медиаобразование, которое «Российская педагогическая энциклопедия» трактует как направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками и студентами закономерностей массовой коммуникации (прессы, радио, кино, видео и тому далее). Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, владеть способами общения на основе невербальных средств коммуникации с помощью различных технических средств [Медиаобразование//Российская педагогическая энциклопедия, 1993].
Социальная обусловленность человеческой психики, ее конструирование и программирование посредством социальных и информационных воздействий и вопросы медиаобразования исследуются в научных трудах многих отечественных и зарубежных авторов [Усов Ю.Н., 1989, 1993, 1995, 2000; Зазнобина Л.С., 1996, 1998; Спичкин А.В., 1999; Шариков А.В., 1989, 1991; Федоров А.В., 1989, 1990, 1994, 1999, 2001-2009; Мастерман Л., 1985, 1997 и др.]. В настоящее время разработано немало концептуальных подходов и в сфере влияния телепередач на аудиторию [Левшина И.С.,1983; Полуэхтова И.А.,2003; Собкин В.С., 2000; Федоров А.В., 2001-2008; Шариков А.В., 1991 и др.], развития критического мышления [Мастерман Л., 1993, 1997; Симэли Л.М., 2000; Стил Дж., Меридит К., Темплер Ч.,Уолтер С., 1997; Брайан Дж., Томпсн С., 2004; Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В., 2003, 2004 и др.].
- 19. Телевизоры: основы передачи телевизионного сигнала.
- 2.1.1. Основы телевизионной передачи
- Редакторский анализ, литературное редактирование телевизионной передачи
- Правила ведения телевизионных передач
- Особенности редактирования литературного сценария телевизионной передачи
- Как смотреть телевизионные передачи и кинофильмы
- 18. Телевизионные передачи
- Как осуществляется телевизионная передача